Николаева Ольга Васильевна
Правила организации культурных правил в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лыкова И. А., Протасова, Е. Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и пратика». 2015. № 5. С. 6–18.
2. Лыкова И. А. Ребёнок и культура : смысловое общение на языке художественных образов, знаков и символов // Педагогика искусства: электронный научный журнал. URL : https://www.art-education.ru/AE-magazine. — 2013. — № 2. 1 п. л. URL :https://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2013/lykova_2_2013.pdf
Темочки:
3. Мид. М. «Культура и мир детства», М., 1988
4. Брунер Жд. «Культура образования», М.,
Просвещение, 2006
5. Крылова Н. Б. «Общая
прикладная культурология в решении
актуальных задач организации и развития
образования», М., Смысл, 2010
Составила воспитатель 1 квалификационной
категории МДБОУ "Детского сада
«Солнышко» Суровенкова О. В.
Памятка – совет
Ромоданово, 2018
Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. В связи с этим, дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обязательным при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В пункте 2.11.2. ФГОС ДО указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик».
. Введение понятия «культурные практики» в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Взрослый перестаёт быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а становится организатором осмысленной, понятной, интересной для детей совместной и самостоятельной деятельности.
Виды культурных практик :
1. Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и др.); 2. Практики культурной идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.); 3. Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.); 4. Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и др.); 5. Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.); 6. Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, трудовое воспитание, экологическое воспитание и др.); 7. Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность,
нравственно-патриотическое воспитание, самопознание и др.). Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик. Психолог Н. Б. Крылова в своих трудах употребляет словосочетание
«Игровая практика», и рассматривает игру, как одну из разнообразных культурных практик. Для ребенка дошкольного возраста такая культурная практика является одной из ведущих. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.
Что же можно считать культурной практикой? Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие (оказание помощи малышам, старшим).
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров», просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки», игры и коллекционирование. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений, способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сенсорные ряды, развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи и др.) Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно
организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Реализация содержания культурных практик осуществляется через специально организованную образовательную деятельность взрослых и детей в НОД, в режимных моментах и самостоятельную деятельность, которая бывает индивидуальная, с подгруппой и группой детей. В образовательном процессе культурные практики дают возможность получить собственный опыт, как результат деятельности, у которой есть определённая цель, а также знания переданные взрослыми. Поэтому важна интеграция различных видов культурных практик, которая расширяет возможности дошкольника в образовательной деятельности в ДОУ.
Следует отметить, что проектирование культурных практик в образовательном процессе идёт по двум направлениям : культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиска ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность: культурные практики, инициируемые и направляемые взрослыми. Направляются воспитателем, а также специалистами ДОУ на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Выделим ключевые позиции, определяющие содержание культурных практик. Это: получение опыта игровой деятельности как результат и способ познания мира и освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности и познавательных действий как способа преобразования окружающего мира. Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). Результатом освоения ребёнком культурных практик является становление универсальных культурных умений, которые обеспечивают его активную социальную и продуктивную деятельность, вхождение в мир и культуры, а также приобретение личностных качеств, характеризующих каждого ребёнка как уникальную личность. Из всего сказанного, можно сделать вывод, что «культурная практика» - это обычные для ребёнка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с
содержанием того или иного вида деятельности. Это стихийное и обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми и сверстниками. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий (чтение, проекты, игры, коллекционирование, импровизация, музицирование, фантазирование, манипуляция с предметами и др.). Культурные практики детства являются мощным инструментом в развитии ребёнка, так как они формируют: общую культуру личности дошкольника, развивают их качества (социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические). Согласно п. 4.7. ФГОС ДО «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» и «… предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».