Самарова Алтынай
Практикума для родителей «Учите детей этике поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Вовлечь родителей в обсуждение успехов и трудностей воспитания этики поведения у ребенка.
Проведение практикума.
По мере того, как родители будут собираться на встречу, предоставить возможность приходящим познакомиться с программой «Детство», особенно обратив внимание на раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений».
Начиная встречу, предложить кому-то из родителей прочитать вслух короткий абзац из программы о показателях социального развития детей.
Публикация «Практикума для родителей „Учите детей этике поведения“» размещена в разделах
Ведущий. На сегодняшней встрече мы предлагаем каждому желающему поделиться тем, как он помогает ребенку учиться управлять своим поведением и овладевать способами общения.
Задание для родителей.
Какие, на ваш взгляд, приемы и методы наиболее эффективны? Расставьте их по степени значимости и прокомментируйте (перед каждым присутствующим лежит карточка с заданием) :
• Использование приемов из детской художественной литературы, чтение их ребенку и обсуждение с ним;
• Создание специальных педагогических ситуаций: игр, упражнений, игр-инсценировок и пр. ;
• Показ взрослым во взаимодействии с ребенком этически ценных способов поведения, позволяющих ребенку узнавать о чувствах, переживаниях других в связи с поведением ребенка, его поступками;
• Использование иллюстративного материала;
• Этические беседы, убеждения;
• Использование ситуаций взаимодействия ребенка со сверстниками;
• Собственный пример родителей, привлечение личного опыта.
Родителям предлагают обосновать свой выбор реагирования на поведение ребенка в следующих ситуациях. (Использование мультимедийного оборудования).
Ситуация 1. Вы идете в магазин вместе с ребенком.
В магазине ребенок бегает, прячется от вас, хнычет, требует, чтобы ему купили игрушку или лакомство.
Варианты родительского поведения :
• Строго напомню ребенку, как следует вести себя в общественных местах;
• Не буду обещать ребенку купить сладости или игрушки, а если пообещаю, то выполню свое обещание;
• В магазине постараюсь занять ребенка, например: предложу ему везти тележку, нести пакеты, помочь выбрать товар и т. п.
Ситуация 2. Семья обедает. Во время обеда ребенок постоянно встает из-за стола, хватает еду руками с общего блюда, отказывается есть, «потому что мама невкусно готовит». Что делать?
Варианты родительского поведения :
• Отчитаю ребенка и выставлю его из-за стола;
• По возможности, хотя бы раз в неделю буду привлекать ребенка к составлению меню;
• Буду систематически давать ребенку поручения: накрыть на стол, помочь в приготовлении обеда или мытье посуды;
• Буду учить ребенка хорошим манерам с помощью игры;
• Не стану заставлять ребенка есть насильно;
• Накажу ребенка – лишу лакомства, посажу за отдельный стол.
Игра «Угадай, что я скажу»
У психолога имеются данные о выборах детьми ответов в каждой из приведенных ниже ситуаций. Родители угадывают ответ, выбранный ребенком. Затем ответы детей и их родителей сопоставляются. (Использование мультимедийного оборудования).
Ситуация 1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй, или помоги Свете закончить уборку». Что ответила Маша?
1. «Пойду помогать, потому что Света тоже хочет играть».
2. «Помогу Свете, потому что подруг нельзя оставлять».
3. «Пойду помогать, потому что надо помочь».
4. «Не буду ей помогать, пусть справляется сама».
5. «Играть пойду, потому что Света свою работу не сделала, а теперь помогай ей».
6. «Светочка, тебе помочь?»
Ситуация 2. Таня и Оля играли в мяч. Оля бросила мяч и попала в вазу. Ваза упала и разбилась. Подошла воспитательница и спросила: «Кто разбил вазу?» Что ответила Оля и почему?
1. «Я». Потому что разбила она.
2. «Я». Потому что обманывать нельзя.
3. «Другой ребенок». Потому что боялась наказания.
4. «Я». Потому что она не хотела, чтобы думали на других.
5. «Это Таня». Потому, что никто не видел, как она разбила.
Ситуация 3. Таня и Миша рисовали. К ним подошла воспитательница и сказала: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал…
Что же сказал Миша и почему?
1. «Плохой рисунок». Потому что ему стало обидно.
2. Он спросил: «А у меня какой?» Потому что у него, наверное, тоже был хороший рисунок и он хотел, чтобы и его похвалили.
3. Он сказал, что воспитательница права. Потому что рисунок Тани был действительно хорошим.
4. он ничего не сказал, а просто молча позавидовал Тане.
5. «А у меня некрасивый рисунок». Потому что огорчился.
6. «Да, красивый рисунок». Потому что ему понравился Танин рисунок.
Задание для родителей.
Назовите детские книги, рассказы этического содержания.
(«Привередница», «Косточка», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Любочка», «Медвежонок-невежа», «Про Вовочку», В. Осеев «Три товарища», «Честное слово»).
Ситуация 1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй, или помоги Свете закончить уборку». Что ответила Маша?
1. «Пойду помогать, потому что Света тоже хочет играть».
2. «Помогу Свете, потому что подруг нельзя оставлять».
3. «Пойду помогать, потому что надо помочь».
4. «Не буду ей помогать, пусть справляется сама».
5. «Играть пойду, потому что Света свою работу не сделала, а теперь помогай ей».
6. «Светочка, тебе помочь?»
Ситуация 2. Таня и Оля играли в мяч. Оля бросила мяч и попала в вазу. Ваза упала и разбилась. Подошла воспитательница и спросила: «Кто разбил вазу?» Что ответила Оля и почему?
1. «Я». Потому что разбила она.
2. «Я». Потому что обманывать нельзя.
3. «Другой ребенок». Потому что боялась наказания.
4. «Я». Потому что она не хотела, чтобы думали на других.
5. «Это Таня». Потому, что никто не видел, как она разбила.
Ситуация 3. Таня и Миша рисовали. К ним подошла воспитательница и сказала: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал…
Что же сказал Миша и почему?
1. «Плохой рисунок». Потому что ему стало обидно.
2. Он спросил: «А у меня какой?» Потому что у него, наверное, тоже был хороший рисунок и он хотел, чтобы и его похвалили.
3. Он сказал, что воспитательница права. Потому что рисунок Тани был действительно хорошим.
4. он ничего не сказал, а просто молча позавидовал Тане.
5. «А у меня некрасивый рисунок». Потому что огорчился.
6. «Да, красивый рисунок». Потому что ему понравился Танин рисунок.