Светлана Гончаренко
Консультация для родителей «Учите детей любить природу»
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду большое внимание уделяется воспитанию экологической культуры дошкольников. С. Н. Николаева так определяет суть экологического воспитания: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».
Публикация «Консультация для родителей „Учите детей любить природу“» размещена в разделах
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует воспитывать как можно раньше. Но воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье.
Еще В. А. Сухомлинский отмечал, что человек всегда был и остается сыном природы. Мир, окружающий ребенка – прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Именно в природе находится источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг интересов детей очень широк. Среди вопросов, которые они задают взрослым, много таких, которые касаются различных явлений и объектов природы.
Чтобы лучше понять все живое, что нас окружает, родителям вместе с детьми необходимо чаще бывать на природе, уметь видеть красоту во всем, замечать интересное и показывать все это ребенку.
Как много еще неизученного и неоткрытого ждет вокруг юных исследователей. Воспитать же новых исследователей родных окрестностей можно лишь в том случае, если знакомить ребенка с самого детства с тайнами природы, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться пейзажами родных мест, запахом цветущих трав, красотой цветка. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и взрослым следует учить детей искать и находить новое в уже известном, бережно относиться ко всему, что его окружает. Чтобы этого достичь, в первую очередь, необходимо знать и опираться на особенности природы родного края.
Как распускаются первые листочки, почему зимой ель зеленая, а на других деревьях листья уже опали – все это интересует ребенка. Именно от взрослых зависит, будет ли ребенок любознательным, как у него будет развита речь. Ведь, чем больше ребенок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. В процессе целенаправленных наблюдений, дети учатся думать, отвечать на вопросы, у них развивается умение излагать свои мысли, что пригодится во время обучения в школе. Конечно, такая работа сложная и многотрудная, но в результате ее, в сознании ребенка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Природа - неиссякаемый источник красоты. А ведь окружающий мир, как ни банально звучит, действительно прекрасен. Очень часто за повседневными заботами мы забываем смотреть по сторонам. Правильно делают те родители, которые во время прогулки общаются с ребенком и природой : «Смотри как красиво!», «Какой белый и пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже это облако!» и т. д. Красота – источник питания нашей эмоциональной сферы. И потребность в созерцании красоты необходимо удовлетворять, чтобы владеть своими эмоциями. Научить ребенка воспринимать красоту несложно – ведь в детях изначально заложен непреодолимый интерес к окружающему миру. Они всегда готовы познавать. Надо всегда напоминать детям, что многое увидит лишь тот, кто идет не спеша, ступает неслышно. Только тогда можно услышать, как шелестят листья, поют птицы, увидеть, как блестит роса на траве, птицы кормят своих птенцов, муравьи тащат гусеницу в муравейник, почувствовать, как пахнет земляника, воздух после грозы, цветущий боярышник.
Лучше всего начинать знакомство с прекрасным во время прогулки. Дети учатся на примере взрослых, поэтому старайтесь сами замечать красивое вокруг и обращайте на это внимание малыша: пушистый снежок, деревья в инее, зеленые елочки на фоне белых сугробов. Как замечательно искрится белый снег, когда на него падает лучик солнышка, как волшебно, когда снежинки медленно падают на землю. Рассказывайте малышу об увиденном. Рассмотрите вместе, как устроена снежинка, объясните откуда берется снег. Покажите елочку и расскажите о том, что ее иголочки зеленеют круглый год, а на других деревьях листочки осенью желтеют и опадают. Чем больше будет информации, тем лучше для развития психики ребенка. Для него также важно не только услышать и увидеть, но и потрогать, понюхать. Разнообразие подобных впечатлений необходимо ребенку для развития нервной системы, в частности коры головного мозга. Кстати, созерцание чудесных пейзажей стимулирует развитие правого полушария мозга, которое отвечает за интуицию и творчество. Во время таких походов можно вспомнить небольшие стихотворения о растениях, животных, народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.
Для расширения и закрепления знаний по экологии, необходимо не только наблюдать за растениями и животными, но и рассматривать иллюстрации, читать художественную и познавательную литературу, посещать выставки пейзажей, музейные экспозиции, особенно посвященные природе родного края. А у кого дома есть растения или животные, необходимо напоминать ребенку, что за ними нужно ухаживать. Сначала вместе с родителями, а затем и самостоятельно, ребенок будет понимать потребности живого существа. С этого и начинается ответственность за все живое на планете. Необходимо всегда помнить взрослым и детям, что Земля – наш общий дом, что человек, живя в этом доме, должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.