Получи документы

Практикум для педагогов по ФЭМП с использованием дидактических игр

ирина маклакова
Практикум для педагогов по ФЭМП с использованием дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Цель практикума : повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по формированию элементарных математических представлений дошкольников с помощью дидактических игр.

Задачи:

1. Познакомить с дидактическими играми, используемыми в работе по фор-

Публикация «Практикум для педагогов по ФЭМП с использованием дидактических игр» размещена в разделах

мированию элементарных математических представлений у детей дошколь-ного возраста.

2. Сформировать у педагогов умение проведения математических игр.

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» Михаил Васильевич Ломоносов

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии и воспитании лично-сти, именно в этом возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира.

Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.

Математическое развитие детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познаватель-ных интересов и любознательности, логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников, формиро-вание приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,

размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и це- лом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обес-печивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняю-щих направлениях развития и образования детей.

Все это подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы поис-ка адекватного содержания, способов и средств математического развития

дошкольников.

Главное место в жизни ребенка занимает игра, это его основная дея-тельность. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Исходя из вышесказанного, для формирования логического мышления в дошкольном возрасте лучше всего использовать именно игровую деятельность. Игра для детей - учеба, игра для них - труд, серьезная форма воспитания. Незаметно для себя в процессе игры и продуктивной деятельности дошкольники изучают цвета, форму, свойства материалов, пространственные отношения, вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть и творить.

Используя специально-подобранные дидактические игры с математи-ческим содержанием в образовательном процессе, можно активно формиро-вать элементарные математические представления детей дошкольного воз-раста, логическое мышление, пространственные представления, упражнять детей в счете и вычислениях]

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного

возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обуче-ния через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.) Дидактические игры является разновидностью игр с правилами.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

к основным компонентам относятся:

дидактическая задача;

игровые действия;

игровые правила; результат; дидактический материал.

К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает :

1.0знакомление детей с содержанием игры, использование в ней ди-дактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2.0бъяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

3. Показ игровых действий.

4.0пределение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5. Подведение итогов игры - ответственный момент в руководстве ею.

По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она

использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная / активность связана с работой всех психических процессов.

Цели дидактических игр :

- Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах.

- Развитие логического мышления при использовании дидактических игр,

смекалок, головоломок, логических игр и лабиринтов.

• Задачи дидактических игр :

- Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать вооб-ражаемые изменения ситуаций.

- Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять ини-циативу в поиске путей достижения целей.

-Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.

- Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.

- Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.

- Развивать способности к логическим действиям и операциям.

- Учить кодировать и декодировать свойства предметов при помощи схем.

- Формировать приёмы логического мышления (сравнения, обобщения,

классификации).

- Развивать самостоятельность, познания поощрять проявление творческой инициативы.

- Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математиче-ским содержанием.

в формировании у детей математических представлений широко использу-ются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игры и игровые упражнения. По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

( По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.)

Настольно-печатные игры математического содержания - это разно-видность дидактических игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях развития и воспитания детей. В них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Выделяют следующие структурные элементы настольно - печатной игры: дидактическая защита, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат - заключение игры.

В подготовку к проведению настольно - печатных игр входит:

• отбор игры в соответствии с задачами дошкольного образования;

• установление соответствия отобранной игры программным требованиям определенной возрастной группы;

• выбор места игры, где дети могут играть, не мешая другим;

• подготовка дидактического материала для выбранной темы;

подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой)

Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и

других психологических процессов имеют словесные дидактические игры, в

виде загадок.

(При знакомстве с числами можно предложить детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка., 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.)

Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки: Рядышком двое стоят, направо - налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно (глаза.) Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать. Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие

- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка-Маша.)

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось?

При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.

- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже Саши.)

- Если сестра старше брата, то брат. (младше сестры.)

Можно использовать задачи в стихотворной форме.

На базаре ё жик накупил сапожек:

Сапожки по ножке себе, Поменьше немножко жене, С пряжками сыну,

С застёжками дочке, Всё уложил в мешочке.

Так сколько купил ёжик пар сапожек? (4)

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1 Игры с цифрами и числами

1. Игры путешествие во времени

2. Игры на ориентирование в пространстве

3. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на развитие логического мышления

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

Игры с цифрами и числами.

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры, как" Какой цифры не стало?", «Сколько?", " Путаница?",

" Исправь ошибку ", " Убираем цифры ", " Назови соседей ", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Игра " Считай, не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.

Дидактические игры, такие как " Задумай число ", " Число, как тебя зо-вут?", " Составь табличку ", " Составь цифру ", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

ИГРА

Игры путешествие во времени.

Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.

ИГРА

Игры на ориентирование в пространстве.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Дети свободно выполняют задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Дима». При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида» и т. д.

В начале каждого занятия проводится игровая минутка: любую игрушку можно спрятать где-то в комнате, дети ее находят (за спину, справа, слева и т. д.) Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую ", " Расскажи про свой узор ", " Мастерская ковров", " Художник", " Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Игры с геометрическими фигурами.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: " Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т, д.).

Можно провести игру типа" Лото ". Детям предлагаю картинки (по 3-4 шт. на каждого, на,которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Игры на логическое мышление.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, Т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают

действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как" Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница ", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям можно предложить продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того дать задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предложить выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Можно использовать развивающие игры Воскобовича, Б. П. Никитина, логические блоки Дьенеша, игры с палочками Кюизенера, круги Луллия.

Дидактические игры не должны проводиться длительное время.

Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса, что может негативно повлиять на результат.

Если в игре принимает участие коллектив, нужно уделять внимание индивидуальным способностям каждого, и, если будет такая необходимость, оказывать помощь неуспевающим для благополучного исхода воспитательной

РЕФЛЕКСИЯ

Сообщение хотелось бы закончить словами великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Практикум для педагогов «Общаться позитивно — что это значит» Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами. Задачи: - Осознание педагогами собственных.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организацийСеминар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций Цель. Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса. Задачи. •.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для педагогов по ФЭМП с использованием дидактических игр
Опубликовано: 26 июня 2024 в 09:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для педагогов по ФЭМП с использованием дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем ирина маклакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД