Арутюнян Виктория
Практикум «Современные игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек, родившись, получает от природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь пение способствует развитию их певческой культуры, общему и музыкальному развитию. Как сделать так, чтобы встреча с любимой песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. Она печалиться вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. А это значит – песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность.
Публикация «Практикум „Современные игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, словно постепенно, вместе с воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.
Ребенок-дошкольник – это “пластичный” кусочек, из которого вырастет самобытная, талантливая личность. И пусть в будущем возможно ни один из моих воспитанников не будет знаменитым певцом главное, чтобы песня стала для него верным другом на всю жизнь.
Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности.
Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:
Двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки.
Для этого мы с детьми «отправляемся на рынок», выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.
А можем устроить «примерку пиджачка», описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли).
Также детям нравится упражнение «Пружинки» : по моей команде «вверх» - поднимаются на носочки, «вниз» - опускаются (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги).
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова.
Сначала мы отправляемся в мир сказок и, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
На слайде
Когда упражнения хорошо усвоены детьми, перехожу к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под мой стихотворный текст.
Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.
Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания «в живот». Контроль производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.
В начале использую игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задуваем «Свечи на торте». Могу «раздать» всем разноцветные воздушные шарики и мы начинаем их надувать.
Удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).
Для этого использую в работе различные образы, например:
На слайде
Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую осенние листочки (на ниточках, снежинки (из салфеток, которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом или бабочки (на ниточках) “танцуют” вальс. С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха (повторяют строчку на одном дыхании, когда повторяется одно слово, затем два и так далее. Например,
Слушай…
Слушай шорох…
Слушай шорох чащи… и т. д.
Также очень нравится детям исполнять скороговорки. Например, «Егорки», которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.
Как на горке, на пригорке,
Жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Используется прием соревнования : кто из детей насчитает больше Егорок.
Обязательно провожу с детьми предварительную беседу, объясняя, что нельзя продолжать «считать Егорок» с усилием, когда объем воздуха иссяк.
Развивающие игры с голосом, применяемые мною в работе, дают возможность:
• почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
• снять усталость и утомление;
• развивать интонационный и фонематический слух;
• формировать правильное звукообразование.
Слайд
Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения применяю в своей работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.
Сначала использую имена детей, приветственные слова (например, “Здравствуйте!”, названия цветов, деревьев, разнообразных предметов. Затем использую словосочетания (тикают часы, солнышко смеется и т. д.). Дети старшего возраста с удовольствием изменяют форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Маша - Машенька, кукла – куколка, книга – книжечка и т. п.).
Слайд
Игровые действия можем сопровождать хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.
Впоследствии речевые игры продолжаю, добавив вариант игры “Эхо”, но уже с пением. Очень полюбилась детям игра “Слова на ладошках”, Е. Попляновой, в которой я использую различные виды заданий, начиная от простых к более сложным.
Ритмодекламация – четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха. Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии, на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы и т. п.). Особую роль отвожу интонации в речи (радости или печали, грусти или восторга). Заметила, что в последствии в работе над песней дети вспоминают, как выражали эти чувства. Поэтому важно, чтобы каждое слово, каждый звук произносился детьми осмысленно, с искренним отношением.
Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон певческого звука, поэтому в своей работе я использую песни-игры по принципу “Эхо”, в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.
С удовольствием дети исполняют «Воробей», «Шла веселая собака» Е. Попляновой и другие песни-игры.
Большое внимание в работе с детьми уделяю распеваниям. Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию строю на специальных упражнениях, играх, попевках.
Перед началом пения я тихо напеваю, как бы настраивая детей : “Песенку начнем петь” (на одном звуке) либо использую более торжественный организационный момент (для детей старшего возраста) : “Внимание! Внимание! Чудеса!
Внимание! Внимание! Тишина!
К нам идет, к нам идет музыка!”.
Развитию диапазона способствуют небольшие упражнения – попевки, которые каждый раз следует транспонировать (“Баю-баю”, “Лю-лю-лю” и т. п.). Распевания с заданием пропеть звукоряд из пяти нот в нисходящем и восходящем движении развивают звуковысотный слух детей. Например, “Пожарные” (Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз. Побежали вверх, побежали вниз). В работе над дикцией использую попевки на одном звуке: “Мыши шуршат в шалаше” или “Барашеньки-крутороженьки”, а также попевки с интонированием разнообразных слогов: “Да-дэ-ди-до-ду”.
Применяю попевки на одном звуке, на двух соседних звуках, с пропеванием звуков терции, кварты, квинты и т. д. Хочу отметить, что при выборе попевок учитываю изучаемый в данный момент песенный репертуар и планирую упражнения, способствующие преодолению “трудных” мест в песне.
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. Неоценимую роль в решении этой задачи оказывают музыкально-дидактические игры. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.
Слайд Очень нравятся детям игры “Теремок”, “Домик-крошечка”, “Чудо-лесенка”, “Музыкальная поляна”, “Чудо-дерево”, “Солнышко”.
Часто использую в работе наглядное пособие “Музыкальная кисточка”. Работа с карточками и схемами способствует формированию навыков правильного звукообразования, различных видов звуковедения, развитию звуковысотного слуха, дикции и артикуляции, а также совершенствуется умение сочетать интонирование звуков с работой руками.
Песенное творчество. Моя задача – научить каждого ребенка самостоятельно находить нужную певческую интонацию, развивать ладовысотный слух. Для этого использую вопросно-ответную форму, задание закончить мелодию, сочинить собственную мелодию на заданный текст.
Малыши с огромным удовольствием подражают пению птиц, ауканью в лесу, придумывают мелодии на простейшие слова.
Вопросно-ответную форму чаще использую в начале занятия.
Сочинение мелодии на заданный текст – наиболее сложный вид песенного творчества. Тем не менее, детям нравится подниматься с куклой, матрешкой или любимой зверюшкой по лесенке и заходить в домик со словами: «По ступенькам вверх иду, в дом чудесный захожу» или спрашиваю у детей : «Какую песню пел Колобок, когда катился по лесу?», а ребенок импровизирует песню Колобка.
Знакомство с песней и ее разучивание. Показ и разучивание песни провожу нетрадиционно. Считаю, что для возникновения интереса к новой песне, необходимо сделать ее показ и разучивание игровым. Например, “превращенные” в Зайцев, Лошадок или Птичек дети порезвятся, ложатся или садятся на ковер отдохнуть и слушают новую песню. Или приходим на полянку к Гномику, в гости к Петрушке, присаживаемся и знакомимся с песней. А может к нам на занятие пожаловать в гости Зайчик, Мишка, Собачка, Кошка и т. д., и “исполнить” свою песню.
В традиционной методике обучения детей пению, разучивание песни происходит сидя на стульях перед педагогом. После прослушивания песни, беседы о ее содержании и характере, дети разучивают песню. Таким образом, идет прямое обучение. Я провожу разучивание песни, в основном, в кругу, стоя или сидя. Считаю использование круга естественным и, главное, продуктивным для игрового обучения. Сидя в кругу, каждый ребенок ощущает свою значимость, чувствует поддержку других детей и педагога.
Варианты игрового показа и разучивания песен разнообразные, это зависит от возраста детей и от содержания песни. Возможно использование музыкальных инструментов, образных движений, театрализации. При разучивании песни обращаю внимание на одновременный вдох, работаю над фразировкой, пропеванием гласных, дикцией, строем и ансамблем, смысловыми кульминациями в песне, выразительностью исполнения.
Для развития детского певческого голоса с помощью диагностики выявляю голосовые и певческие возможности детей.
В процессе разучивания каждой песни решаю нравственные, патриотические и эстетические задачи. Поэтому тщательно подхожу к подбору песенного репертуара. Также учитываю возрастные особенности детей, их певческие возможности, а содержание репертуара должно соответствовать интересам моих воспитанников.
Чтобы дети быстрее усвоили текст песни, использую метод моделирования. С помощью картинок, отражающих основной смысл куплетов песни, выкладываю схему, по которой дети быстро запоминают слова. Для определения характера песни использую карточки, на которых изображено лицо ребенка или клоуна (веселое, грустное) или нарисованные веселые или грустные “Нотки”, “Два брата” (мажор, минор). Для моделирования формы (строения) песни, использую схематичные карточки геометрических фигур или музыкально-дидактическую игру “Сложи песенку”.
Известно, что успех работы с детьми зависит от профессионализма педагога, поэтому я считаю, что педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного и индивидуального подхода к детям при формировании их певческих навыков, развитии творческих и музыкальных способностей.
Работая над формированием певческих навыков, всегда помню об охране детского голоса и слуха. Также считаю, что одним из обязательных условий гармоничного развития детей является формирование у каждого ребенка установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Поэтому постоянно использую здоровьесберегающие компоненты в обучении и воспитании детей.
Главный принцип в моей работе: «Не навреди!», а самое главное – чтобы научиться петь, надо петь!
Уважаемые коллеги я хотела бы Вас пригласить ко мне что бы продемонстрировать некоторые приемы для развития певческих навыков.
Практическая часть с музыкальными руководителями МО
1. Дидактическое упражнение «тихо-громко.»
Цель: развитие динамического слуха.
Дыхательная гимнастика.
«Надуваем шарик». Медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается на звук «С-с-с-с» - ладошки соединяем;
Эту дыхательную гимнастику провожу с детьми среднего возраста.
«Снежинка»
Медленно вдыхаем воздух через нос, снежинка на ниточке держим на уровне рта, и выдыхаем медленно через рот. Направляя поток воздуха на нашу снежинку;
Артикуляционная гимнастика она помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.
Упражнения для языка. (видео)
Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения
«Бежали бегемотики»
применяю в своей работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи. Формирование правильного диафрагменного дыхания. Развитие интонационного, фонематического и музыкально-певческого слуха.
Речевая игра «Подражание не живой природе»
Речевые игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Дают возможность почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним и расширить диапазон певческого голоса, ввести в мир динамических оттенков и темпового разнообразия.
Упражнения на развитие музыкально-слуховой памяти и внимания
4. Игра на запоминание мелодии и текста песни
"Музыкальное эхо"
«Воробей»
Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно.
И в заключении моего выступления мы с вами разучим песню с помощью мнемотаблицы. «Зимушка хрустальная»