Людмила Верченко
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий и оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование знаний и умений здорового образа жизни дошкольников путемиспользования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий»
Здоровье – включает в себя состояние физического, психического и социального благополучия ребенка.
Это – одно из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости и залог благоприятной социализации.
Актуальность
Публикация «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий и оборудования» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Это объясняется тем, что к детям предъявляются высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно - психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Чтобы ребенок рос здоровым и активным, нужно правильно организовать его деятельность на протяжении суток. В решении этой задачи очень важное значение имеет режим дня. Он представляет собой определенную систему, которая помогает распределить время сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических процедур, занятий, игр и прочей деятельности детей.
Состояние ребенка, как физическое, так и психическое, полностью зависят от соблюдения или несоблюдения установленного режима. Даже небольшие запаздывания на сон или прием пищи способны отрицательно повлиять на общее самочувствие ребенка.
Результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше.
Дошкольные образовательные учреждения имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.
Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года, особенно в рамках внедрения ФГОС.
Начиная работу по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах», автор поставил перед собой цель: сохранение и укрепление здоровья детей с учетом их индивидуальных способностей и возможностей, формирование у родителей, воспитанников, педагогов культуры здоровья путем внедрения здоровьесберегающих технологий.
лавная идея опыта и его теоретическое обоснование.
Если режим дня в садике соответствует возрастным характеристикам ребенка, то он поможет укрепить здоровье ребенка, а также гарантирует его хорошую работоспособность. Вместе с этим он обеспечивает смену деятельности детей и защищает их от переутомления. Ребенок, который привыкает к режиму, заранее настраивается на новую деятельность, в результате чего она проходит более плодотворно и эффективно. Дети, которые соблюдают режим дня, имеют более устойчивую психику и меньше склонны к вирусным заболеваниям. И здесь немаловажную роль играют здоровьесберегающие технологии, которым уделяется большое внимание.
Однако, большинство дошкольных образовательных учреждений далеко не в полной мере реализуют имеющиеся возможности. В преодолении сложившейся ситуации особенно важна роль педагога, воспитателя как носителя и проводника социальных ценностей, среди которых одной из приоритетных признаётся здоровье ребёнка.
Я надеюсь, что применение моего опыта поможет педагогам в работе повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
медико-профилактические, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ. К ним относятся: мониторинг здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья,организация и контроль питания,закаливание,организация профилактических мероприятий, организация здоровье сберегающей среды ДОУ,организация контроля в обеспечении требований СанПиНов;
физкультурно-оздоровительные направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливания, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки. Реализацию этих технологий осуществляют воспитатель и инструктор по физической культуре.
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Реализацией данных технологий занимается педагог - психолог.
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитии потребности к ЗОЖ; ;
валеологического просвещения родителей – это технология направленная на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.
Наряду с традиционными технологиям в нашем детском саду используются и нетрадиционные технологии :
Технологии музыкального воздействия - помогает снять напряжение и успокоить организма. Мы используем спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Релаксация
Массаж, самомассаж
При систематическом массаже нормализуется мышечный тонус. Регулярное применение массажа и самомассажа помогает повысить интеллект ребёнка.
Цветотерапия - техналогия воздействия цветом.
Фитанцидотерапия (чеснок). Натуральные чеснок - самый безопасный, гипоаллергенный продукт для проведения профилактики распространения инфекций в детском коллективе. Достаточно поставить блюдце с мелко нарезанными чесноком в помещение, как быстро распространится хоть и терпкий, но обладающий ярко выраженными антисептическими свойствами аромат.
Стопотерапия — это отличный способ укрепить детский иммунитет.
Стимуляция стоп представляет собой комплекс несложных и полезных упражнений, являясь хорошей профилактикой плоскостопия и других заболеваний опорно-двигательного аппарата. Кроме того, эти упражнения стимулируют центры, отвечающие за развитие речи ребёнка.
Современные здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Для повышения интереса детей к здоровому образу жизни мы используем нетрадиционное оборудование – это дополнительный стимул физкультурно –оздоровительной работы.
Создавая нестандартное оборудование, мы придерживались следующих правил.
1. Соответствие его гигиеническим и техническим требованиям.
2. Оборудование помогает развитию двигательных умений, мелкой моторики, слухового внимания, дыхания…
3. Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оно должно быть ярким, красочным, привлекательным.
4. Нетрадиционное физкультурное оборудование должно быть мобильным, поддаваться санитарной обработке.
Взаимодействие с родителями
Положительных результатов мы добились, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей. На родительском собрании, посвященном вопросам физического воспитания, родителям было предложено сделать нестандартное оборудование. Они оказали активную помощь (пошив ковриков для профилактики плоскостопия и изготовлению разнообразного оборудования для общего развития).
Нетрадиционное здоровьесберегающее оборудование для дыхательных
упражнений
В современном обществе, здоровье детей в дошкольном возрасте является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычке к здоровому питанию, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сфер создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.
Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.
Задачами здоровьесберегающих технологий являются :
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Результаты:
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
3. Овладения навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Работа автором велась в нескольких направлениях:
1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса.
В группе автор накапливал материалы: пособия, дидактические игры по культуре поведения и ведению здорового образа жизни, стихи и загадки о правилах и предметах личной гигиены, беседы о ЗОЖ и спорте.
В процессе работы с воспитанниками, по формированию здорового образа жизни, автор знакомил детей с основными правилами здоровья (во время умывания, приема пищи, прогулки и т. д., читали художественную литературу, выполняли практические задания. Было проведено несколько непосредственных образовательных деятельностей по темам: «Если хочешь быть здоров», «Витамины для здоровья», «Моя семья», подобраны мультимедийные презентации.
Эффективностью в работе являлось взаимопосещение занятий других педагогов, выступление на методических советах, а также проведение автором мастер-классов для педагогов и родителей, которые формируют умения и желания заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье детей.
2. Физическое развитие и оздоровление детей.
Очень важно планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом состояния здоровья детей.
Работа с частоболеющими детьми предусматривает индивидуальный подход при проведении занятий физической культурой (а именно – уменьшается физическая нагрузка на ребенка, закаливающие процедуры проводятся в течение двух недель после болезни).
Во время режимных моментов автор проводил различные гимнастики, которые большей частью подобраны в стихотворной форме для лучшего запоминания.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;
проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
заниматься до еды;
заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
Пальчиковая гимнастика. Для тренировки внимания, воображения, быстроты реакции, мелкой моторики, стимулирования речи. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей по 3-5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивной нагрузки.
Гимнастика для глаз. Профилактика нарушений зрения дошкольников (предупреждение утомления; укрепление глазных мышц нарушений зрения, переутомления; снятие напряжения; общее оздоровление зрительного аппарата).Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей по 3-5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивной нагрузки. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
Динамические паузы проводились во время занятий, по мере утомляемости. Физкультминутки подбирались по тематическим неделям, дети с удовольствием могут их проводить сами.
Для снятия умственной нагрузки, после занятий детям нравилось поиграть в подвижные игры.
Большую роль в оздоровлении детей играют самомассажи, которые делали после зарядки и бодрящей гимнастики. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Бодрящая гимнастика. Помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Главное правило пробуждения - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Можно выполнять с использованием музыки.
Изучив основные положения методики доктора медицинских наук профессора В. Ф. Базарного, автор пришел к выводу, что в детском саду возможно частичное использование элементов этой методики.
Офтальмологический тренажер «Схема универсальных символов» снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Цвета натренажере должны соответствовать следующим требованиям:наружный овал - красный, внутренний – зеленый, крест – коричневый, восьмерка-голубая.
Размещение картинок с заданиями в любой точке группы. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос воспитателя дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это формирует функции зрительного восприятия, повышает работоспособность и снижает утомляемость.
Много положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводились недели здоровья, где дети принимали участие в "Весёлых стартах", и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получая эмоциональный заряд от своих достижений.
Зимой автор организовывал с детьми много интересных подвижных игр на свежем воздухе. Находиться на морозе без движения нельзя. Но для того, чтобы вызвать интерес к прогулкам у детей, нужны яркие, запоминающие моменты. С этой целью на территории детского сада строился «Снежный городок» который доставляет радость и удовольствие, а также создаёт оптимальные условия для организации двигательной активности детей во время прогулки - это отличное средство для укрепления иммунитета. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям.
Большую роль в оздоровлении детей играют лыжные прогулки, катание на санках.
3. Профилактическая работа.
Работая в этом направлении, автор выбрал оптимальные средства профилактики.
Утром во время прихода в детский сад, в осенне-зимний период дети мажут носики оксолиновой мазью.
Традиционно используются противовирусные средства: лук (который дети выращивают на подоконнике, чеснок; антисептические: эвкалиптовое и пихтовое масло, витамины: сироп шиповника.
Ведущим фактором, обеспечивающим правильное развитие и функционирование всех органов и систем – является правильное питание ребенка. Главной задачей автора было привить дошкольникам навыки здорового образа жизни, правильного питания, дать знания о витаминах в питании.
Особое внимание уделялось проведению закаливающих процедур.
Нужно помнить основные принципы закаливания:
осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю);
рациональная, неперегревающая одежда детей;
соблюдение режима прогулок во все времена года;
гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);
4. Обеспечение психологического благополучия.
Для полноценного и своевременного психического развития детей необходимо обеспечить каждому ребёнку радостное и содержательное проживание в детском саду.
День начинается с того, что воспитатель принимает детей у родителей. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Если ребенок приходит в детский сад не в духе или же у него портится настроение в течение дня, автор старается исправить эту ситуацию. Для этого в группе есть мешочек для отреагирования отрицательных эмоций детей, в который ребенок «кладет» свой страх и плохое настроение, а если ребенок на кого-то злится или обижен; он может выразить свою обиду, или просто покричать в этот мешочек. Для проявления хорошего настроения автор использует «Зеркало-улыбка», для того чтобы ребенок в него посмотрел и улыбнулся. Детям всегда становится весело после этого.
Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным было создание в группе уголка Уединения, а в помещении ДОУ- «Зимнего сада».
Хорошей традицией в группе стал обычай - «Круг хороших воспоминаний». Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня после полдника, автор предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить «о хорошем». Затем необходимо коротко рассказать что – нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие – то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Сережа не забывал говорить «Волшебные» слова, Савелий помогал младшим убрать игрушки, Аня быстро оделась, Максим за обедом все съел и т. д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что — то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка.
Во второй половине дня дети очень любят заниматься своим делом за общим столом, за которым они лепят, рисуют, играют в настольные игры, одновременно слушая спокойную музыку или исполняют любимые песни, при этом у всех приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Автор считает, что в такие моменты спокойного и бесконфликтного общения, создается дружелюбная атмосфера в группе.
Большое значение автор уделяет таким технологиям, как сказкотерапия, музыкотерапия, работе с природным материалом. Это благотворно влияет на умственное развитие, а значит и на процесс познания речи, оказывает успокоительный эффект, развивает воображение, увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.
На протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду важно уделить внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, радостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.
5. Работа с родителями.
Дошкольные образовательные учреждения практикуют полное соблюдение режима дня детьми. Однако родители могут дать некоторые послабления своему ребенку в выходные дни, что не может не отразиться на его состоянии позже. В понедельник таким детям достаточно тяжело, так как они быстро утомляются. Организация распорядка дня имеет важное значение для детей. Родители должны знать, как спланирован день в детском саду у ребенка, и стараться придерживаться этого режима и дома.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.