Приложение МААМ

Практикум-интенсив для педагогов «Интерактивные технологии — эффективное средство развития связной речи»

Елена Семёнова
Практикум-интенсив для педагогов «Интерактивные технологии — эффективное средство развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

«Интерактивные игровые технологии - эффективное средство развития связной речи у дошкольников»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах эффективного использования интерактивных технологий в развитии связной речи дошкольников. Обеспечение условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в использовании современных интерактивных методов и приёмов активизации речи детей в игровой деятельности.

Публикация «Практикум-интенсив для педагогов „Интерактивные технологии — эффективное средство развития связной речи“» размещена в разделах

Ход мероприятия:

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно. Выделяют две формы связной речи - диалогическую, монологическую.

Связная речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Интерактивные методы и приёмы развития связной речи (Игровая технология)

1. Метод противоречий

2. Метод «Фокальный объект»

3. Приём «Эмпатия»

4. «Бином фантазии»

Игровой практикум-интенсив (практическая часть)

1. Метод противоречий

– наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность других. В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; не надо кушать – будет тяжело бегать; драться плохо – сделаешь больно; бейся – ты защищаешь слабого, обиженного.

Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) — когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное. Данный метод можно использовать в развитии связной речи дошкольников.

Игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот», «Удобно-неудобно», — это игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали». (Хорошо, что ёж колючий – его не обидит волк, но его нельзя погладить. Зима нравится, потому что можно кататься на лыжах, но плохо, что очень холодно).

Например, игра «Хорошо – плохо» (проводится с педагогами). Педагоги делятся на две команды: одна – «хорошо», другая — «плохо», они передают игрушку (собачку) как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества: хорошо, что песик пушистый; но плохо, что быстро сбивается шерсть.

2. Метод фокальных объектов

- ставит задачи придумать новое, видоизменить, улучшить привычный вид реального объекта, рассмотреть предмет с необычной стороны, составить рассказ, сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения. Термин “фокальный” означает, что объект находиться в центре внимания, в фокусе. Например, берется слово- курица, произвольно выбирается другое любое слово. Выбрано слово- мяч. К нему подбираются определения. Какой мяч? Круглый, прыгающий, надувной. Затем надо в понятие “курица” ввести те элементы, которые ей не свойственны т. е. признаки мяча перенести на совершенствуемый объект. “Круглая курица” – ее нужно откормить сладкими булочками; “Прыгающая курица” – её посадили на фитбольный мяч; “Надувная курица” – волшебник превратил её в шарик и надул. Дети фантазируют и уже придумывают сказочные истории о курице. Важно направить фантазию в нужное русло, раскрывая свойства мяча и курицы как можно полнее.

3. Приём эмпатии (или аналогии)

Цели:

- развивать конструктивные идеи ребенка, фантазию, воображение, образное мышление;

- изменять представления о некоторых особенностях предмета;

- снимать стереотипы сознания;

- развивать связную речь.

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

«Если бы я был маленький-маленький»

Приём эмпатии. (Личностная аналогия)

Цель. Учить отождествлять себя с элементом проблемной ситуации, входить в образ.

Напомнить детям содержание сказок «Дюймовочка» «Мальчик-спальчик» «Путешествие Гулливера в страну лилипутов».

Представьте себе, что к нам в группу пришёл волшебник, который может вас уменьшить в размерах. Он сделает вас маленькими-маленькими. Такими, как мой мизинец. Но все вокруг останется прежнего размера. Значит, этот комнатный цветок станет для нас большим деревом и по нашему зелёному природному уголку мы сможем гулять как по лесу. Итак, мы превращаемся…

Мы уже маленькие. Расскажите, как бы мы занимались, играли, гуляли на участке, умывались, ели, спали и т. д. Слушаем ваши рассказы.

А вот теперь послушайте, как об этом написал американский поэт Шер Сильверстон. Стихотворение

Если я был бы.

Если я был бы маленький, маленький гном,

Я б умывался каплей одной дождя,

Я бы на божьей коровке ездил верхом,

Удочку прятал в дырочку от гвоздя,

Я под дверями запросто проходил,

Мне бы комар казался большим орлом.

Блюдце широким озером, если б я был…

Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,

Разве мизинчик и то – не наверняка,

Я бы в испуге шарахался из –под ног

Даже полуторамесячного щенка.

Если бы мне подарили конфету «Полёт»

Тётя, которая очень любит меня,

Я бы конфету эту ел целый год,

Фантик один разворачивал бы пол дня.

Эмпатические игры

«Представь себя на месте воробья. Для чего ты живёшь?

«Изобрази поведение людей» : «Ты старенький дедушка, у тебя радикулит».

«Девочка заблудилась в лесу». «Мальчику жмут ботинки».

Представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д. ;

В этих играх главное не действие, а чувства.

Вопросы для беседы.

1. Что будет чувствовать человек, если над ним все будут смеяться?

2. Что почувствует человек, если у него пропадёт любимая собака?

3. Что чувствует мальчик, который упал в лужу?

4. Когда человеку бывает стыдно?

5. Почему человек плачет?

6. Что чувствует девочка, если с ней никто не хочет играть?

7. Что чувствует мальчик, если ему подарят компьютер или игрушку которую он давно хотел иметь?

8. Когда человеку бывает страшно?

9. Когда человек получает удовольствие?

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Например. Предложить войти в образ данного персонажа и рассуждать с его точки зрения. "Если ты превратишься в кустарник, то о чём ты будешь мечтать? Кого будешь бояться? С кем подружишься? О чём будут говорить твои листочки?" или "Представь себя на месте бабочки. Для чего ты живешь?"

Предложить детям увидеть разноцветный снег или дождь "надев" разноцветные очки. А на прогулке спросить: "В кого могут превратиться лужи или сугробы, кусты или постройки?" Это своеобразное общение с различными предметами помогают дошколятам видеть тайны изменений, превращений. Дети сами приходят к выводу, что всё, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Такие ежедневные открытия раскрепощают детей.

4. Прием ТРИЗ – «Бином фантазии»

Этот интересный приём придумал итальянский писатель Джанни Родари и рассказал о нём в книге «Грамматика фантазии». Вспомним, что «би» в переводе с латинского на русский язык означает «два, дважды», а «nome» с греческого - «имя».

Суть приёма заключается в соединении понятий на первый взгляд несоединимых, не имеющих ничего общего, например: "запах" и "солнце". Таким образом, отказываясь от логичного постижения смысла в пользу алогичного, мы пробуждаем фантазию ребёнка. Направляя его мысль в творческое русло, предлагая нетрадиционное решение задания, провоцируем ученика на поиск оригинальных ассоциаций.

Данный приём в свете ФГОС приобретает особый смысл, т. к. предполагает использование не только и не столько знаниевого подхода в обучении, сколько личностно ориентированного. Именно поэтому бином фантазии, который следует заметить, входит в технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, развивает воображение ребёнка.

В ТРИЗ-педагогике Бином фантазии используется в двух сферах развития воображения :

- для генерирования идей новых объектов или преобразования имеющегося объекта;

- для получения идей написания сказочных или фантастических рассказов (речетворчество).

Сочетание двух несвязанных между собой слов осуществляется через изменение падежных окончаний и использование предлогов.

Организация игры:

Алгоритм работы по методу:

1 шаг. Постановка цели (создание нового или совершенствование имеющегося объекта; получение идеи для написания фантастического рассказа).

2 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу. В случае усовершенствования имеющегося объекта одно из слов будет обозначать этот объект.

3 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний.

4 шаг. Рассматривание полученных сочетаний, их оценка и отбор наиболее полезных для реализации или наиболее интересных для написания рассказа.

Например: ПЧЕЛА и ЛАМПА.

- Пчелиная лампа

- Ламповая пчела

- Пчела В лампе

- Лампа В пчеле

- Пчела ИЗ лампы

- Лампа ИЗ пчелы

- Пчела НА лампе

- Лампа НА пчеле

- Пчела ПОД лампой

- Лампа ПОД пчелой

- Пчела МЕЖДУ лампами

- Лампа МЕЖДУ пчелами

Игра с педагогами : в преддверии Нового года выберем два слова: Ёлка и Зеркало. Составление возможных сочетаний с использованием схем предлогов и падежных окончаний. Обоснование – как такое сочетание возможно.

Зеркальная елка – искусственная елочка из блестящей зеркальной мишуры.

Елочное зеркало – настенное зеркало в форме елки.

Зеркало на елке – маленькие зеркала-елочные украшения. В них будут отражаться огоньки гирлянды, другие игрушки, и елка будет выглядеть более нарядно даже с небольшим количеством украшений.

Елка на зеркале – наклейки на зеркала, трафареты.

Зеркало в елке – футляр для карманного зеркальца, наподобие пудренницы, в виде елочки.

Елка в зеркале – поставить елку напротив большого зеркала: будет казаться, что в комнате 2 елки.

Зеркало под елкой – зеркальная подставка-крепление для большой новогодней елки.

Елка под зеркалом – верхушка для елки в виде крутящегося зеркально шара: отражая огоньки гирлянды и елочные игрушки, шар будет отбрасывать блики на потолок, стены, пол.

Зеркало над елкой – Потолочная зеркальная наклейка, украшенная снежинками, можно объемными – создает эффект снежного неба.

Елка над зеркалом – композиция, воссоздающая участок леса с ледяной гладью озера, которое изображает зеркало и возвышенным берегом, на котором находится елка.

И т. д.

5 шаг. Отбор вариантов и обсуждение возможностей реализации идей. При необходимости – альтернативные средства и способы реализации. Расширение возможностей — приветствуется.

Зеркало можно заменить фольгой. Изготовление елочных игрушек из фольги. Наклеить на окна трафареты. Создать настольную композицию в виде участка леса с озером, с использованием маленькой елочки, снеговичка из ваты, фигурок зверей и Деда Мороза.

ИТОГ: Подводя итоги нашего практикума хочется отметить, что полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, а использование интерактивных методов– это одно из эффективнейших средств развития связной речи детей.

Надеемся, что наша работа была плодотворной и предлагаем вам квик –настройку на успешную деятельность с детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Квик-настройка

- Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка - солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

- Вы подобно золотой монете: чем дольше работаете, тем дороже ценитесь.

- Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.

- Трудности закаляют на пути к успеху.

- Вы самые лучшие и красивые!

Список использованной литература:

1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.;

2. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.;

3.

4. интернет ресурс :https://www.liveinternet.ru/users/5639517/post330759582

5. интернет ресурс :https://logoped-sfera.ru/sinkvein-v-rabote-porazvitiu-rechi-doshkolnikov

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум-интенсив для педагогов «Интерактивные технологии — эффективное средство развития связной речи»
Опубликовано: 17 мая 2023 в 11:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум-интенсив для педагогов «Интерактивные технологии — эффективное средство развития связной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Семёнова (УИ 1800) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД