Алсу Сулейманова
Практикум для воспитателей «Песочные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКУМА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.
Задачи:
1. Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.
2. Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей.
Публикация «Практикум для воспитателей „Песочные фантазии“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
3. Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.
Оборудование: песочница, наборы игрушек (животные, герои мультфильмов, камешки марблс, ракушки, подносы, мультимедийная установка.
Вводная часть
Я приглашаю вас на практикум «Песочные фантазии».
Кто из нас, будучи ребёнком, не любил играть в песочнице? Вспомните, сколько радости и удовольствия приносили эти игры. И одновременно – пользы. Изучив опыт работы педагогов, психологов, я выделила методы и приемы работы с песком. (показ слайдов)
Основная часть.
Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.
Песок - очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления. Песок - демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается творить. Он успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок и работа с ним требует времени, он обучает терпеливости.
Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.
Сейчас, приглашаю всех в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.
Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального
настроя с использованием техники рисования пальцами.
Сейчас я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине.
Приготовим чистый лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жила-была девочка (рисуют пальцем человечка). Она очень любила гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды она пошла на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра).
Солнечные лучи нежно ласкали ее спину (гладят ладошками спины друг друга).
Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи).
Любимым занятием девочки было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу). Какие ощущения Вы испытывали. Всем ли было приятно?
Упражнение «Рисунок на песке»
Цель: снижение мышечного напряжения, развитие тактильной чувствительности.
Я предлагаю вам устроиться поудобнее за столиками с песком и попробовать
нарисовать (солнце, цветок, корабль плывет, пальма с островом, черепашка). Какие ваши впечатления?
Упражнение «Откопай сюрприз»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем педагог просит описать все предметы, которые были найдены в песке.
А сейчас несколько слов о самой песочнице. И как вы заметили, песочница сделана согласно размерам и окрашена в классические цвета: борта – голубые (это небо, низ – синий (это вода: река, море, озеро). Для работы с песочницей необходимы игрушки – это животные, мультипликационные герои, украшения, камешки, ракушки.
Песок и вода – прекрасные инструменты, которые необходимо использовать в игре. Ребенка песок и вода притягивает как магнит. Им нравится создавать свои песочные миры, особенно тем детям, у которых не было запретов.
Много можно говорить о самих миниатюрных объектах, используемых в песочнице. Но, выбирая объекты, необходимо помнить, что это символы своеобразного языка сознательного и бессознательного. Чем больше разнообразных объектов в вашей коллекции, тем богаче и творчески может происходить процесс сотворения собственного мира. Категории объектов могут быть следующие: люди, животные, растения, полезные ископаемые, здания, транспорт, а также свечки, ручки, карандаши, разные емкости, зеркальце, украшения.
В свою очередь сама песочница еще делится на верх и низ, на левую, правую и центральную доли. Левая часть – это прошлое, центральная часть – это настоящее, правая часть – будущее. Нижняя часть – бессознательная, а верхняя часть – сознательная сфера.
А сейчас я вам предлагаю игры «Чьи следы?», «Кто спрятался в песке?»,
«Мой город», «Сказочный лес».
После игр проводится обсуждение.
Играя с песком, у детей развивается диалогическая речь, ребята учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы и т. д.
Все задания, игры проводятся в сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Это побуждает детей сделать что-то нужное, полезное, они всегда стараются выполнить задание до конца.
Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр, мы стараемся соблюдать главное правило - максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка.
Важным моментом при проведении игр с песком является реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных сюжетов. Дети с удовольствием разыгрывают все эти ситуации с помощью миниатюрных фигурок. Это особенно важно для ребят, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере. Малоразговорчивые, стеснительные, пассивные дети раскрепощаются через песочную терапию, становятся более открытыми, общительными.
Вся проводимая работа по использованию игротерапии доказывает, что игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка, позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей, усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
Рефлексия.
Предлагается памятка «Песочные фантазии».