Татьяна Рожкова
Практикум для воспитателей «Организация проектной деятельности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация проектной деятельности старших дошкольников при реализации ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой».
Данная образовательная технология разработана Веракса Николаем Евгеньевичем и Веракса Александром Николаевичем в ходе педагогического эксперимента, который проводился в г. Новоуральске в конце 1990-х годов. В эксперименте участвовали одарённые дети и дети со средним уровнем когнитивного развития в течение двух лет. Все дети экспериментальной группы значительно повысили уровень своего развития. Данная технология проектной деятельности рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7) лет.
Публикация «Практикум для воспитателей „Организация проектной деятельности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
В детском саду дети осваивают различные виды деятельности, их еще называют продуктивными, потому что дети осваивают культурные образцы, которые предъявляет взрослый. Такое взаимодействие чаще всего не попадает в зону ближайшего развития ребёнка, поскольку дети большую часть времени выполняют инструкции взрослого.
Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребё нка и взрослого и строится на следующих принципах:
1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным. С одной стороны – это новый опыт для ребёнка, а с другой, ребёнок не может самостоятельно реализовать свой замысел без участия взрослого.
2. Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребёнка в пространстве возможного. В процессе проектной деятельности ребёнок оказывается перед проблемой, требующей решения. Замысел ребёнка, как правило, намного опережает его технические возможности. Необходимо участие взрослого, в первую очередь родителей. Совместная реализация детского замысла позволяет взрослым и детям лучше понять друг друга и установить доверительные отношения. Педагог должен организовать проблемную ситуацию, но не должен предлагать свои варианты решения.
3. Проектная деятельность опирается на субъектность ребёнка, выраженную в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации.
4. Проектная деятельность предполагает реализацию не просто идеи, но и его смыслов. Если ребёнок проявляет инициативу, значит эта ситуация для него значима. Малышу важно научиться прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и в продуктах своей деятельности.
5. Проектная деятельность позволяет создавать продукты, которые можно предъявлять социуму, позволяет реализовать успешность ребёнка.
6. Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в проектной деятельности ребёнок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет своего адресата – того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Проектная деятельность позволяет ребёнку проявлять себя как личность, формируя у него познавательные, коммуникативные и регуляторные способности.
Технология проектной деятельности ориентирована прежде всего на исследование как можно большего количества заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.
Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен навязывать свои варианты её решения, то есть нужно уйти от традиционного и привычного действия по образцу, иначе ребёнок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. Рефлексивность – главное качество личности педагога, работающего по технологии проектной деятельности. Коллективное обсуждение проблемной ситуации не только создаёт это пространство, но и открывает его для всех участников обсуждения.
Выделяют три вида проектов : исследовательский, творческий, нормативный.
Исследовательский проект.
Исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Исследовательский проект, как правило, имеет индивидуальный характер. Реализация проекта занимает около месяца. Включает 4 этапа.
1 этап. Создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Есть несколько стратегий развития этого этапа.
- Педагог создаёт одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, формируя общий исследовательский вопрос.
-Педагог внимательно наблюдает за деятельностью всех детей и выявляет сферы интересов каждого ребёнка. Затем создаётся особая ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу.
- Педагог привлекает родителей, которые совместно с ребёнком формулируют исследовательскую задачу для проекта.
2 этап. Реализация проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос. Результаты исследовательского проекта заносят в специальный альбом, который помогает ребёнку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследований. Без помощи родителей ребёнку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители должны помнить о том, что автором проекта является ребёнок. Первая страница альбома посвящается формулировке основного вопроса исследования. На следующих страницах размещаются ответы сверстников, родителей и знакомых. Ребёнок должен самостоятельно провести опрос и с помощью родителей зафиксировать результаты в альбоме. В конце ребёнок должен выдвинуть свою версию ответа и записать (рисунком или с помощью родителей). При этом он должен не только выбрать, но и объяснить свой выбор. Следующая страница посвящается возможным способам проверки предложенного ребёнком ответа. На этой странице ребёнок должен нарисовать тот способ получения информации, которым воспользовался (спорил у взрослого, у сверстника, прочли книгу, посмотрели передачу, нашли в интернете и т. д.). На последней странице ребёнок показывает, где можно применить проект : он может рассказать о проекте в группе, организовать игру и т. п. (зависит от содержания проекта).
3 этап. Презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребёнка, получает опыт реализации познавательной инициативы. Родители обязательно должны присутствовать на презентации. В день презентации ребёнок приносит свою работу и перед началом выступления вывешивает на стенде страницы своего проекта в нужной последовательности.
4 этап. Библиотека. После презентации работа с проектом не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний. Проекты включаются в библиотеку группы детского сада, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.
Творческий проект.
В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При коллективном выполнении каждый ребёнок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Выбор даётся детям нелегко, так как надо не только отстаивать свою позицию, но и объективно её оценивать, при этом преодолевая свойственный детскому возрасту эгоцентризм (то есть приобретается умение видеть позицию другого, а значит перейти на новый уровень интеллектуального развития). Творческий проект – долгосрочный.
1 этап. Подготовительная работа. Обсуждаются возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых (праздники, сезонные изменения, социальные вопросы и так далее). Определяются мотивы участия взрослых в проекте.
2 этап. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями. Определяются мотивы участия детей в проекте.
3 этап. Дети высказывают свои идеи реализации проектов. Педагог отмечает наиболее оригинальные, чтобы в дальнейшем напомнит о них.
4 этап. Дети зарисовывают свои идеи. Думают, что нужно для их реализации.
5 этап. Дети демонстрируют свои работы сверстникам. Рассказывают о своей идее, отвечают на вопросы. В результате дошкольник должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено его отношение к проекту. Только в этом случае у дошкольника возникает проектная задача – задача удержания смысла и поиска средства его выражения. В заключении этого этапа выбирается идея, которая будет реализована в ходе творческого проекта. Выбор проводят голосованием.
6 этап. Информирование родителей. Победившая идея проекта вывешивается на стенд.
7 этап. Реализация общего замысла детьми и педагогом. Дети делятся на рабочие группы. Взрослые решают технические проблемы.
8 этап. Педагоги продумывают как представить полученный продукт. Проектная деятельность предполагает социальную презентацию., которая направлена на то, чтобы показать ребёнку значимость его усилий для окружающих. Признание его роли в социуме влияет на его социальный статус, а следовательно и на развитие его личности.
9 этап. Презентация продукта творческого проекта. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребёнка, его уникальное видение мира.
Нормативный проект.
Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Правила оформляются в идее книжки. Проект такого типа всегда инициируется педагогом. В качестве ситуаций, в которых норма необходима, выступают типичные, повторяющиеся ситуации конфликтного взаимодействия. Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребёнок настаивает на своём варианте поведения.
Ценность нормативной проектной деятельности состоит в том, что она основана на разрешении реальных конфликтных ситуаций и представляет собой наглядный способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы.
1 этап. Выявление воспитателем ситуаций, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей и которые достаточно часто повторяются.
2 этап. Педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, к которым они могут привести. В ходе обсуждения выявляют две стороны ситуации:
-пространство возможностей данной ситуации, включающее как различные неадекватные действия детей, так т нежелательные последствия этих действий;
- аффективное отношение детей к ситуации, связанное с воображаемым проживанием отрицательных последствий.
3 этап. Дети изображают нежелательные последствия неприемлемого поведения. Благодаря проживанию ситуации в воображаемом плане, подобные символические изображения позволяют детям сформировать и выразить отрицательное отношение к ситуации.
4 этап. Педагог просит детей рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.
5 этап. Педагог предлагает детям подумать над тем, как надо себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После высказывания всех мнений, выбирается одно, причем педагог может его «корректировать», если этого требуют социально одобренные нормы.
6 этап. Педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы было понятно всем. При этом правило не должно быть запрещающим, так как это будет подавлением, а не побуждением инициативы ребёнка.
7 этап. Дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, насколько полно в рисунках детей отражены необходимые детали. В ходе обсуждения педагог акцентирует внимание дошкольников на этих деталях и предлагает на их основе создать «знак» правила. «Знак» должен содержать два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
8 этап. Оформление правила и внесение его в книгу правил. Дети изображают «знак» правила, а педагог подписывает под ним соответствующее правило.
Технологическая матрица проектной деятельности
по ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Вид
/форма работы
/продолжительность
проекта
этапы
реализации Исследовательский
/индивидуальная
/краткосрочный 1 месяц Творческий /групповая, подгрупповая /долгосрочный 2 месяцев Нормативный /групповая / долгосрочный 2-6 месяцев
I Подготовительный 1 этап. Создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Есть несколько стратегий развития этого этапа.
- Педагог создаёт одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, формируя общий исследовательский вопрос.
-Педагог внимательно наблюдает за деятельностью всех детей и выявляет сферы интересов каждого ребёнка.
- Педагог привлекает родителей, которые совместно с ребёнком формулируют исследовательскую задачу для проекта. 1 этап. Подготовительная работа. Обсуждаются возможные темы проектов.
1 этап. Выявление воспитателем ситуаций, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей и которые достаточно часто повторяются.
II
Основной 2 этап. Реализация проекта, то есть поиск ответа на поставленный вопрос. Результаты исследовательского проекта заносят в специальный альбом. Без помощи родителей ребёнку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи.
2 этап. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями. Определяются мотивы участия детей в проекте.
2 этап. Педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, к которым они могут привести.
3 этап. Дети высказывают свои идеи реализации проектов. Педагог отмечает наиболее оригинальные, чтобы в дальнейшем напомнит о них.
3 этап. Дети изображают нежелательные последствия неприемлемого поведения.
4 этап. Дети зарисовывают свои идеи. Думают, что нужно для их реализации.
4 этап. Педагог просит детей рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.
5 этап. Дети демонстрируют свои работы сверстникам. Рассказывают о своей идее, отвечают на вопросы. В заключении этого этапа выбирается идея, которая будет реализована в ходе творческого проекта. Выбор проводят голосованием. 5 этап. Педагог предлагает детям подумать над тем, как надо себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После выбирается одно, причем педагог может его «корректировать»
6 этап. Информирование родителей. Победившая идея проекта вывешивается на стенд. 6 этап. Педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы было понятно всем.
7 этап. Реализация общего замысла детьми и педагогом. Дети делятся на рабочие группы. Взрослые решают технические проблемы.
7 этап. Дети объясняют, что они нарисовали. В ходе обсуждения педагог акцентирует внимание дошкольников на деталях рисунков и предлагает на их основе создать «знак» правила.
III
Заключительный 3 этап. Презентация проекта. Родители обязательно должны присутствовать на презентации 8 этап. Педагоги продумывают как представить полученный продукт. Проектная деятельность предполагает социальную презентацию, признание его роли в социуме влияет на его социальный статус, а следовательно и на развитие его личности. 8 этап. Оформление правила и внесение его в книгу правил. Дети изображают «знак» правила, а педагог подписывает под ним соответствующее правило
4 этап. Библиотека. После презентации работа с проектом не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний. Проекты включаются в библиотеку группы детского сада, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе. 9 этап. Презентация продукта творческого проекта.
Мониторинг проектной деятельности.
Мониторинг подразумевает систематическое отслеживание текущих и промежуточных результатов, а также их оценивание как проблемных или успешных. Мониторинг – это анализ отдельных элементов процесса (например, какое количество идей удалось инициировать на начальном этапе реализации проекта, какая из них была выбрана в качестве основной, и динамики развития (изменение процента активности детей на этапе формирования замысла). Мониторинг имеет отстранённый, объективный характер и представляет набор фактов для дальнейшего анализа и осмысления.
Заключение.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами, сами дети становятся более интересны друг другу.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.
Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием.