Марина Апаназова
Практикум для педагогов «Социально-психологическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический практикум для педагогов ДОО
План
1. Актуальность
Сегодня важнейшими принципами образования являются:
- обеспечение его гуманистического характера,
- приоритет общечеловеческих ценностей: жизни и здоровья человека, свободного развития личности, - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека любви к окружающей природе, Родине, семье,
Публикация «Практикум для педагогов „Социально-психологическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.
Эффективность выполнения поставленных перед образованием задач повышается с ростом психологической компетентности родителей, педагогов и руководителей системы образования.
Сегодня становится необходимым применение в повседневной педагогической работе достижений психологической науки и практики, в сочетании с гуманистическими, личностно ориентированными принципами образовательного процесса.
Данный подход обеспечивает бережное отношение к личности ребенка, позволяет максимально раскрыть его потенциал, что в полной мере соответствует Концепции модернизации российского образования.
Одной из важнейших целей современного образования является развитие личности, ее субъектности. Субьектность - интегральное свойство личности, которое рассматривается и как активность, инициативность, преобразующие возможности человека - как особенность мотивационно-смысловой сферы психики.
В целом субьектность - эго способность человека быть творцом собственной жизни и самого себя, сознательно направлять свою активность, осуществлять осознанный жизненный выбор.
Психологическими качествами, сопутствующими субъектности, являются способность личности нестандартно мыслить, работать в команде и с командой, ориентироваться в ситуации неопределенности, быть инициатором изменений.
Сопровождение — это определенная система профессиональной деятельности специалистов, охватывающая все субъекты образовательного процесса в учреждении, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития и воспитания ребенка.
2. Педагогическая целесообразность
Сегодня становится необходимым применение в повседневной педагогической работе достижений психологической науки и практики, в сочетании с гуманистическим и личностно ориентированными принципами образовательного процесса.
Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями как развитие, самореализация, творчество, здоровье, успешность.
Основными принципами развития системы социально-психологического сопровождения образования являются:
- сохранение приоритета гуманистических ценностей;
- преемственность целей, задач, направлений деятельности;
- профилактическая направленность деятельности;
- комплексный подход;
- ориентированность на повышение качества и обеспечение доступности психологической помощи для всех контингентов обучающихся.
Социально-психологического сопровождения образования включает в себя:
- социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности, в том числе в части влияния образовательной среды на здоровье, развитие и психологическую безопасность обучающихся;
- стимулирование потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию,
- обеспечение взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Оно ориентировано на изменение отношений субъектов образовательной деятельности, что способствует созданию условий для повышения качества образования.
3. Цель и задачи сопровождения
В связи с этим:
цель социально-психологического сопровождения:
- наиболее полная реализация своих возможностей в профессиональной деятельности и других сферах жизни;
задачи:
- развивать мотивацию к профессиональной деятельности, самосовершенствованию и самоактуализации, навыки саморегуляции, коммуникативной компетентности;
- актуализировать психологические ресурсы, творческие способности;
- адаптироваться к организационно-управленческим требованиям и социально-психологическим условиям профессиональной деятельности;
- содействовать в формировании у участников образовательного процесса психологической компетентности и личностной готовности к профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию как основы профессиональной позиции.
Социально - психологическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту:
- сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т. д.);
- сопровождение родительства;
- сопровождение педагога в процессе деятельности и др.
Эффективность реализации идеи социально-психологического сопровождения определяется динамикой профессионально-личностного развития, которая формируется и отслеживается при проведении интерактивных комплексных мероприятий:
- акций, викторин, конкурсов,
- диагностики (анкеты, опросы, рейтинги,
- практических семинаров,
-социально-психологических тренингов,
-профилактических занятий и тематических консультаций.
Они все направленны на:
- развития коммуникативной компетентности,
- формирование высокого уровня личностной включенности и социально-полезной направленности педагогов, детей и их родителей,
- улучшения субъективного самочувствия и укрепления психического здоровья,
- личностное развитие,
- развития межличностной чувствительности,
- развития познавательных психических процессов (мышления, внимания, памяти, воображения,
- формирование и стимулирование мотивации на ведение здорового образа жизни,
- снятия эмоционально-психологического напряжения,
- отслеживания уровня удовлетворенности образовательным процессом.
5. Новизна
Сегодня создается новое поколение государственных образовательных стандартов, призванное расширить возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития и самореализации обучающихся и других участников образовательного процесса.
Стандарты ВПО третьего поколения построены на компетентностной основе как у обучающихся, так и у педагогов. И следует учитывать, что компетенции включают в себя не только профессиональные, по и общекультурные (социально-психологические и организационно-управленческие).
Социально-психологическое сопровождение опирается на личностные компетенции в профессиональном становлении педагогов, которые способствуют повышению качества образовательного процесса в целом.
6. Практическая часть
Деловая игра «Компетенции»
Задачи:
- содействовать в актуализации знаний о современных умениях специалистов, востребованных на рынке труда и в образовании в частности.
Инструкция: соотнести из списка общих гибких навыков – надпрофессиональных компетенций (жесткие навыки это профессиональные компетенции) – с ключевыми навыками для специалистов от образования в нашей стране, которые получили название «Система 4К».
Педагогам выдаются Карточка 1. «Давосский список 2016 года» и Карточка 2. «Система 4К» см. Приложение 1.
Игры с метафорическими ассоциативными картами
Методика зеленой ручки. Это ориентация клиента на успех, подчеркивая самое удачное в выполненном задании. Выбирается участник по желанию. Предлагается колода метафорических карт
Инструкция :
1. Вспомнить рабочий день и выбрать 1 карту из колоды похожую на ситуацию «рабочих будней». Рассказать, что видите на карте, что чувствуете, как образ ассоциативно связан с ситуацией.
2. Выбрать вторую карту, которая отражала бы очевидный успех и ассоциативно связать с первой картой, отражающей рабочий день. Рассказать об этих моментах.
3. Обратная связь: что чувствовалось, о чем думалось, что изменилось.
Приложение 2 предлагаются альтернативные варианты работы с метафорическими ассоциативными картами: карточка 3 "Зеленая ручка" и карточка 4 "Что если. ", варианты подбора карт из колоды Галины Кац "Пути - дороги"
6. Рефлексия на весь практикум: по 4 пунктам – образ ресурса или информации, эмоции, ощущения в теле и результирующая мысль, вывод.
Приложение 1
Карточка 1.
Давосский список с мирового экономического форума 2016 года
1. Решать комплексные задачи.
2. Думать критически.
3. Творчески мыслить.
4. Управлять людьми.
5. Работать в команде.
6. Распознавать эмоции других людей.
7. Формировать суждения и принимать решение.
8. Ориентироваться на клиента.
9. Вести переговоры.
10. Быстро переключаться с одной задачи на другую.
Карточка 2.
Система 4К специалистов Российского образования
Критическое мышление – это умение ориентироваться в потоке информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Надо понимать причины своих успехов и неудач.
Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения, чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.
Коммуникация – умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения.
Координация (коллаборация – процесс совместной деятельности для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия) – сотрудничество тесно связано с проф. сферой через коммуникацию - это умение определять общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.
Приложение 2
Карточка 3
Методика зеленой ручки.
Цель: ориентация клиента на успех, подчеркивая самое удачное в выполненном задании.
Инструкция.
1. Вспомнить рабочий день и
2. Выбрать карту из колоды похожую на ситуацию «рабочих будней».
3. Рассказать, что видите на карте, что чувствуете, как образ ассоциативно связан с ситуацией.
4. Выбрать карту, которая отражала бы очевидный успех и ассоциативно связать с первой картой, отражающей рабочий день. Рассказать об этих моментах.
5. Рефлексия: что чувствовалось, о чем думалось, что изменилось
Карточка 4
Что, если….
Смотрю на карту и не могу понять, о чем она.
Не могу соотнести со своей ситуацией
Чистый лист и пелена в сознании.
Не приходит озарение от первого взгляда на карту.
Что делать:
- примите это как норму или
- не ждите от каждой картинки инсайта, восторга или яркого отклика, бывает по-разному,
- не отказывайтесь сразу от карты.
Инструкция
Поработайте с картой с помощью схемы простых вопросов.
1. Шаг. В любом случае, вы видите на карте какое-то изображение. Попробуйте дать этому название. Ответьте на вопрос: что вы видите? Например, человек идёт по дороге или люди общаются. И это уже первый шаг.
2. Шаг. Размышление: С каким настроением, в каком состоянии он идёт? Вы всегда можете описать то, что происходит на карте, и прислушаться к себе и своей фантазии: как лично вам кажется, какие эмоции у героя? Всё это мы не берём откуда-то извне, оно уже есть внутри нас. Мы проецируем на карту то, что есть в нас. Даже просто описав карту, мы уже выражаем то, что с нами сейчас происходит.
Например, нам кажется, что человек идёт с тревогой, потому что впереди его ожидает новый этап в жизни.
3. Шаг. Теперь задайте себе вопрос: как это связано с моей ситуацией? Где я в своей жизни испытываю такие же эмоции? Например, я мама первоклассницы, и сейчас я переживаю о том, как наша семья перестроится на новый образ жизни. Для меня это действительно похоже на сюжет карты.
Кто-то другой посмотрит на карту и скажет: «Человек идёт в новую жизнь, он начинает осваивать новую профессию. Он вдохновлён». Или он идёт собирать чемоданы, потому что собирается в отпуск.
4. Шаг. Помогите себе игровыми приёмами. Предлагаю несколько способов, которые помогают взглянуть на карту по-новому. Эти приёмы позволяют описать то, что вы видите, через определённый образ. Такая своеобразная игра может облегчить работу с картой, сдвинуть своё восприятие и снять напряжение.
Картина в галерее
Как правило, название добавляет смысл тому, что изображено. Например, мы увидели в галерее пейзаж, который подписан «Утро в сибирской деревне». Это название добавляет новые значения и детали. Представьте, что эта карта — тоже картина, вы подходите к ней. Как вы думаете, как она может называться? Не просто буквально “деревья”, а метафорическое название, которое вносит какой-то смысл.
Стоп-кадр
Представьте, что эта карта — часть какого-то фильма. Подумайте: о чём этот фильм? Что было до и что будет после этого кадра?
5. Шаг. Откажитесь от этой карты и выберите другую. Вы имеете на это право. Если вы ничего не видите на карте, вы можете ничего не говорить и не работать с ней. Можете так и сказать: «Эта карта не работает для меня. Я не вижу в ней ничего особенного». Это не говорит о том, что вы как-то неправильно видите или не умеете интерпретировать. Карт много, они разные. Мы тоже все разные. Каждый по-своему воспринимает изображения и стиль, в котором выполнена та или иная колода. Если вы считаете, что эта карта не сработала, отложите её и возьмите другую.
Если вы работаете самостоятельно, рекомендую выбрать в открытую ту карту, которая вам откликается.
Материал с вебинара Анны Моисеенко - психолога, коуча, создателя онлайн-школы по работе с МАК "Чеширский кот" и сайта Метафорические карты | Me_tafora.