МААМ-картинки

Практикум для педагогов «Социально-психологическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОО» (2 фото)

Марина Апаназова
Практикум для педагогов «Социально-психологическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы

Психологический практикум для педагогов ДОО

План

1. Актуальность

Сегодня важнейшими принципами образования являются:

- обеспечение его гуманистического характера,

- приоритет общечеловеческих ценностей: жизни и здоровья человека, свободного развития личности, - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека любви к окружающей природе, Родине, семье,

Публикация «Практикум для педагогов „Социально-психологическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОО“» размещена в разделах

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

Эффективность выполнения поставленных перед образованием задач повышается с ростом психологической компетентности родителей, педагогов и руководителей системы образования.

Сегодня становится необходимым применение в повседневной педагогической работе достижений психологической науки и практики, в сочетании с гуманистическими, личностно ориентированными принципами образовательного процесса.

Данный подход обеспечивает бережное отношение к личности ребенка, позволяет максимально раскрыть его потенциал, что в полной мере соответствует Концепции модернизации российского образования.

Одной из важнейших целей современного образования является развитие личности, ее субъектности. Субьектность - интегральное свойство личности, которое рассматривается и как активность, инициативность, преобразующие возможности человека - как особенность мотивационно-смысловой сферы психики.

В целом субьектность - эго способность человека быть творцом собственной жизни и самого себя, сознательно направлять свою активность, осуществлять осознанный жизненный выбор.

Психологическими качествами, сопутствующими субъектности, являются способность личности нестандартно мыслить, работать в команде и с командой, ориентироваться в ситуации неопределенности, быть инициатором изменений.

Сопровождение — это определенная система профессиональной деятельности специалистов, охватывающая все субъекты образовательного процесса в учреждении, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития и воспитания ребенка.

2. Педагогическая целесообразность

Сегодня становится необходимым применение в повседневной педагогической работе достижений психологической науки и практики, в сочетании с гуманистическим и личностно ориентированными принципами образовательного процесса.

Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями как развитие, самореализация, творчество, здоровье, успешность.

Основными принципами развития системы социально-психологического сопровождения образования являются:

- сохранение приоритета гуманистических ценностей;

- преемственность целей, задач, направлений деятельности;

- профилактическая направленность деятельности;

- комплексный подход;

- ориентированность на повышение качества и обеспечение доступности психологической помощи для всех контингентов обучающихся.

Социально-психологического сопровождения образования включает в себя:

- социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности, в том числе в части влияния образовательной среды на здоровье, развитие и психологическую безопасность обучающихся;

- стимулирование потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию,

- обеспечение взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Оно ориентировано на изменение отношений субъектов образовательной деятельности, что способствует созданию условий для повышения качества образования.

3. Цель и задачи сопровождения

В связи с этим:

цель социально-психологического сопровождения:

- наиболее полная реализация своих возможностей в профессиональной деятельности и других сферах жизни;

задачи:

- развивать мотивацию к профессиональной деятельности, самосовершенствованию и самоактуализации, навыки саморегуляции, коммуникативной компетентности;

- актуализировать психологические ресурсы, творческие способности;

- адаптироваться к организационно-управленческим требованиям и социально-психологическим условиям профессиональной деятельности;

- содействовать в формировании у участников образовательного процесса психологической компетентности и личностной готовности к профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию как основы профессиональной позиции.

4. Методы и формы

Социально - психологическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту:

- сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т. д.);

- сопровождение родительства;

- сопровождение педагога в процессе деятельности и др.

Эффективность реализации идеи социально-психологического сопровождения определяется динамикой профессионально-личностного развития, которая формируется и отслеживается при проведении интерактивных комплексных мероприятий:

- акций, викторин, конкурсов,

- диагностики (анкеты, опросы, рейтинги,

- практических семинаров,

-социально-психологических тренингов,

-профилактических занятий и тематических консультаций.

Они все направленны на:

- развития коммуникативной компетентности,

- формирование высокого уровня личностной включенности и социально-полезной направленности педагогов, детей и их родителей,

- улучшения субъективного самочувствия и укрепления психического здоровья,

- личностное развитие,

- развития межличностной чувствительности,

- развития познавательных психических процессов (мышления, внимания, памяти, воображения,

- формирование и стимулирование мотивации на ведение здорового образа жизни,

- снятия эмоционально-психологического напряжения,

- отслеживания уровня удовлетворенности образовательным процессом.

5. Новизна

Сегодня создается новое поколение государственных образовательных стандартов, призванное расширить возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития и самореализации обучающихся и других участников образовательного процесса.

Стандарты ВПО третьего поколения построены на компетентностной основе как у обучающихся, так и у педагогов. И следует учитывать, что компетенции включают в себя не только профессиональные, по и общекультурные (социально-психологические и организационно-управленческие).

Социально-психологическое сопровождение опирается на личностные компетенции в профессиональном становлении педагогов, которые способствуют повышению качества образовательного процесса в целом.

6. Практическая часть

Деловая игра «Компетенции»

Задачи:

- содействовать в актуализации знаний о современных умениях специалистов, востребованных на рынке труда и в образовании в частности.

Инструкция: соотнести из списка общих гибких навыков – надпрофессиональных компетенций (жесткие навыки это профессиональные компетенции) – с ключевыми навыками для специалистов от образования в нашей стране, которые получили название «Система 4К».

Педагогам выдаются Карточка 1. «Давосский список 2016 года» и Карточка 2. «Система 4К» см. Приложение 1.

Игры с метафорическими ассоциативными картами

Методика зеленой ручки. Это ориентация клиента на успех, подчеркивая самое удачное в выполненном задании. Выбирается участник по желанию. Предлагается колода метафорических карт

Инструкция :

1. Вспомнить рабочий день и выбрать 1 карту из колоды похожую на ситуацию «рабочих будней». Рассказать, что видите на карте, что чувствуете, как образ ассоциативно связан с ситуацией.

2. Выбрать вторую карту, которая отражала бы очевидный успех и ассоциативно связать с первой картой, отражающей рабочий день. Рассказать об этих моментах.

3. Обратная связь: что чувствовалось, о чем думалось, что изменилось.

Приложение 2 предлагаются альтернативные варианты работы с метафорическими ассоциативными картами: карточка 3 "Зеленая ручка" и карточка 4 "Что если. ", варианты подбора карт из колоды Галины Кац "Пути - дороги"

6. Рефлексия на весь практикум: по 4 пунктам – образ ресурса или информации, эмоции, ощущения в теле и результирующая мысль, вывод.

Приложение 1

Карточка 1.

Давосский список с мирового экономического форума 2016 года

1. Решать комплексные задачи.

2. Думать критически.

3. Творчески мыслить.

4. Управлять людьми.

5. Работать в команде.

6. Распознавать эмоции других людей.

7. Формировать суждения и принимать решение.

8. Ориентироваться на клиента.

9. Вести переговоры.

10. Быстро переключаться с одной задачи на другую.

Карточка 2.

Система 4К специалистов Российского образования

Критическое мышление – это умение ориентироваться в потоке информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Надо понимать причины своих успехов и неудач.

Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения, чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.

Коммуникация – умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения.

Координация (коллаборация – процесс совместной деятельности для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия) – сотрудничество тесно связано с проф. сферой через коммуникацию - это умение определять общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.

Приложение 2

Карточка 3

Методика зеленой ручки.

Цель: ориентация клиента на успех, подчеркивая самое удачное в выполненном задании.

Инструкция.

1. Вспомнить рабочий день и

2. Выбрать карту из колоды похожую на ситуацию «рабочих будней».

3. Рассказать, что видите на карте, что чувствуете, как образ ассоциативно связан с ситуацией.

4. Выбрать карту, которая отражала бы очевидный успех и ассоциативно связать с первой картой, отражающей рабочий день. Рассказать об этих моментах.

5. Рефлексия: что чувствовалось, о чем думалось, что изменилось

Карточка 4

Что, если….

Смотрю на карту и не могу понять, о чем она.

Не могу соотнести со своей ситуацией

Чистый лист и пелена в сознании.

Не приходит озарение от первого взгляда на карту.

Что делать:

- примите это как норму или

- не ждите от каждой картинки инсайта, восторга или яркого отклика, бывает по-разному,

- не отказывайтесь сразу от карты.

Инструкция

Поработайте с картой с помощью схемы простых вопросов.

1. Шаг. В любом случае, вы видите на карте какое-то изображение. Попробуйте дать этому название. Ответьте на вопрос: что вы видите? Например, человек идёт по дороге или люди общаются. И это уже первый шаг.

2. Шаг. Размышление: С каким настроением, в каком состоянии он идёт? Вы всегда можете описать то, что происходит на карте, и прислушаться к себе и своей фантазии: как лично вам кажется, какие эмоции у героя? Всё это мы не берём откуда-то извне, оно уже есть внутри нас. Мы проецируем на карту то, что есть в нас. Даже просто описав карту, мы уже выражаем то, что с нами сейчас происходит.

Например, нам кажется, что человек идёт с тревогой, потому что впереди его ожидает новый этап в жизни.

3. Шаг. Теперь задайте себе вопрос: как это связано с моей ситуацией? Где я в своей жизни испытываю такие же эмоции? Например, я мама первоклассницы, и сейчас я переживаю о том, как наша семья перестроится на новый образ жизни. Для меня это действительно похоже на сюжет карты.

Кто-то другой посмотрит на карту и скажет: «Человек идёт в новую жизнь, он начинает осваивать новую профессию. Он вдохновлён». Или он идёт собирать чемоданы, потому что собирается в отпуск.

4. Шаг. Помогите себе игровыми приёмами. Предлагаю несколько способов, которые помогают взглянуть на карту по-новому. Эти приёмы позволяют описать то, что вы видите, через определённый образ. Такая своеобразная игра может облегчить работу с картой, сдвинуть своё восприятие и снять напряжение.

Картина в галерее

Как правило, название добавляет смысл тому, что изображено. Например, мы увидели в галерее пейзаж, который подписан «Утро в сибирской деревне». Это название добавляет новые значения и детали. Представьте, что эта карта — тоже картина, вы подходите к ней. Как вы думаете, как она может называться? Не просто буквально “деревья”, а метафорическое название, которое вносит какой-то смысл.

Стоп-кадр

Представьте, что эта карта — часть какого-то фильма. Подумайте: о чём этот фильм? Что было до и что будет после этого кадра?

5. Шаг. Откажитесь от этой карты и выберите другую. Вы имеете на это право. Если вы ничего не видите на карте, вы можете ничего не говорить и не работать с ней. Можете так и сказать: «Эта карта не работает для меня. Я не вижу в ней ничего особенного». Это не говорит о том, что вы как-то неправильно видите или не умеете интерпретировать. Карт много, они разные. Мы тоже все разные. Каждый по-своему воспринимает изображения и стиль, в котором выполнена та или иная колода. Если вы считаете, что эта карта не сработала, отложите её и возьмите другую.

Если вы работаете самостоятельно, рекомендую выбрать в открытую ту карту, которая вам откликается.

Материал с вебинара Анны Моисеенко - психолога, коуча, создателя онлайн-школы по работе с МАК "Чеширский кот" и сайта Метафорические карты | Me_tafora.

Практикум для педагогов «Социально-психологическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОО»
Фото «Социально-психологическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОО»
Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Тьюторское сопровождение педагогов ДОУ в процессе подготовки к аттестации «Тьюторское сопровождение педагогов ДОУ в процессе подготовки к аттестации» «Педагог – не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Речевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет)Речевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет) В нашем ДОУ уже не первый год активно работает родительский клуб "Дружная семейка". В рамках работы Клуба мы ежемесячно проводит речевые.

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для педагогов «Социально-психологическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОО»
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 13:33
+184Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для педагогов «Социально-психологическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОО»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Апаназова (УИ 93107) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД