Иванова Маргарита Сергеевна
Практикум для педагогов «По ступенькам финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я вас приглашаю принять участие в педагогическом практикуме по финансовой грамотности в детском саду, где мы обсудим вопросы финансовой грамотности, касающиеся детского сада.
Разминка
Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.
Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
Публикация «Практикум для педагогов „По ступенькам финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)Какое животное всегда при деньгах (свинья)
Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог)
И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая грамотность.
Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)
С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)
Посмотрите на экран (на экране изображена схема, дайте характеристику профессии продавец, кассир, банкир) по схеме познавательной гусенички. (профессии поочереди не все сразу)
Молодцы, уважаемые коллеги. Ответы полные, содержательные. А главное я вижу, что вы готовы продолжать работу.
Вывод по разминке: Я неспроста начала с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии. Из опыта могу сказать, с использованием предложенной схемы, более ярко запоминаются и усваиваются образы профессий.
ЗАДАНИЕ №1
А сейчас мы перейдем к основной части практикума, где я познакомлю вас с играми, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.
Будем работать по столам. На столах у вас находятся задания под номерами. Откройте задание под номером №1. Задание называется «Продолжи предложение». На каждом столе задание разное. Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
1-й стол
Если родители вовремя не объяснят ребенку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то…
a) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
b) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности.
2-й стол
Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
a) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
b) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
c) предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
1 стол Если на каждую просьбу что-то купить ребенок реагирует раздраженно то …
А) Нужно, объяснить ребенку что вы не можете себе позволить купить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас
Б) согласится и купить эту вещь.
В) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год;
2 столОбъясните, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?
а) Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.
б)Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.
В) Мы и так знаем, что они могут предложить и учитываем их пожелания.
Вывод по 1-му заданию: Правильно уважаемые коллеги, в ваших ответах я услышала значимость проблемы финансовой грамотности в семье. Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить как правильно выходить с данной ситуации.
ЗАДАНИЕ №2
Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.
Я буду задавать вопросы, а вы должны дать ответ и дать краткое пояснение.
1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2 Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок)
3 В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)
4 В какой сказке реклама сыграла злую шуту с главным героем? («Как старик корову продавал»)
5 В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)
6 В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)
7 Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)
8 В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход (Вершки корешки)
9 в каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход (Морозко, Крошечка-ховрошечка, Царевна-лягушка.)
Вывод по 2-му заданию: Отсюда можно сделать вывод, что знакомя детей с художественной литературой мы таким образом знакомим детей с финансовой грамотностью.
ЗАДАНИЕ №3
Переходим к следующей игре. Скажите мне пожалуйста, какой основной вид деятельности у детей. ( ответы: Игра). Давайте вспомним нашу образовательную программу и скажем : Какие игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов (это есть в программе)
Назовите мне два финансовых действия с которыми мы знакомим в игре, используемых в перечисленных играх- магазин, театр, заправка?
Ответы: (это покупка и продажа)
А с каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).
Открываем задание №3.
( на каждом столе лежат слова: стол1-покупка, стол-1продажа, стол2-обмен товаром, стол 2-покупка картой)
Коллеги задание называется «Выполни действие». Подготовка 3 мин. (можно подготовить шапочки для мини-сценок, прилавок подготовить и т. д.)
Вывод по 3-му заданию:
Коллеги предложенное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будет познакомить с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. «Какой же вывод мы с вами можем сделать? что даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
ЗАДАНИЕ №4
Уважаемые коллеги, чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы конечно догадались, что речь идет о рекламе.
Скажите пожалуйста «Для чего нужна реклама?» ( ответы: она помогает купить самый лучший товар, помогает узнать где можно купить дешевые товары.)
Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т. д.)
Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента. Я предлагаю вам следующее задание «Рекламный агент».
Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К Новому году они планируют начать выпуск новых сортов молочного товара. Вам необходимо открыть задание под №4 и увидеть товар, который вам необходимо прорекламировать, то есть сделать рекламу.
Обратите внимание у вас на столах лежит чистый лист, карандаши, клей картинка к рекламе данного продута. Вам дается 5 минут, чтобы придумать текст и нарисовать или наклеить картинку к продукту и презентовать ее.
Вывод по 4-му заданию:
Использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно.
ЗАДАНИЕ №5
Уважаемые коллеги! Следующее наше задание под №5 «Угадай пословицу или поговорку». Коллеги на экране будут появляться цепочки картинок. Вам необходимо прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.
«Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «копейка рубль бережет», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Вывод по 5-му заданию:
Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.
ЗАДАНИЕ №6
Следующее задание - это экономический кроссворд. Вам дается 5 мин на его заполнение.
Кроссворд позволит нам с вами закрепить финансовые понятие, которые мы даем детям, и о которых мы сегодня с вами на семинаре говорили.
1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)
Задание №7
Игра «Услуги и товары» (педагоги по картинкам, которые появляются на слайдах, определяют, кто производит товары, а кто предоставляет услугу).
Задание №8
Ведущий: Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.
• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
• Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
• Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?
Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.
Рефлексия
(это подведение итогов)
Сегодня я познакомила вас с рядом игр которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью в своих детских садах. Но в каких областях образовательной деятельности?
На это вопрос нам поможет ответить следующее задание. И выполним мы его все вместе ( на магнитной доске расположены капельки с надписью: разминка,реклама, кроссворд, сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы, а внизу 5 кружочков с надписью 5-ти образовательных областей).
Скажите в какой образовательной области можно использовать проведенную сегодня разминку?
Скажите в какой образовательной области можно использовать игру «Продолжи предложение»?
Скажите в какой образовательной области можно использовать сюжетно-ролевые игры?
Скажите в какой образовательной области можно использовать кроссворд?
Скажите в какой образовательной области можно использовать пословицы?
Скажите в какой образовательной области можно использовать реклама?
(Маркером при ответе отмечает стрелочкой)
Коллеги посмотрите, что получилось. Каждое предложенное мной задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то что диктует нам ФГОС.
Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее.