красноштанова ирина николаевна
Конспект НОД в старшей группе «Рссказывание сказки «Лиса и журавль»»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Рассказывание сказки "Лиса и журавль "
Доминирующий вид деятельности: коммуникативная деятельность
Форма организации деятельности: речевая игра
Возрастная группа :старшая (5-6 лет)
Цель: развивать интрес детей к художественному слову.
Образовательные задачи
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Рссказывание сказки „Лиса и журавль““» размещена в разделах
- Журавль, журавлик
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Лиса и журавль», сказка
- Темочки
Обогащать сенсорный опыт детей, используя сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (кувшин – узкий, тарелка – мелкая, нос – короткий, клюв – длинный); при побуждении взрослого самостоятельно использовать элементарные способы обследования; сравнивать предметы, выделяя их признаки.
Обогащать представления детей об окружающем мире с помощью детской литературы.
Развивать словарь посредством знакомства детей со сказкой, формировать умение подбирать слова-антонимы.
Развивающая: развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, мелкую моторику рук.
Воспитательная: формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, представление о настоящей дружбе.
Словарная работа
Званый пир, потчевать, не обессудь, окрошка, и так и эдак, взяла досада, как аукнется, так и откликнется, дружба врозь, не солоно хлебавши.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе, отгадывание загадок о животных и птицах Знакомство с новыми словами: званый пир, стряпала, не обессудь, потчевать, досада, не солоно хлебала, как аукнется, так и откликнется.
Материал
Следы журавля и лисы, их же изображения (игрушки, 2 дома, тарелка, манная крупа, пинцет, кувшин; карточки для игры «Четвёртый-лишний», набивной мяч для игры «Скажи наоборот».
Конспект НОД :
Группа оформлена в виде лесной полянки, на которой стоят два дома
Воспитатель обращает внимание детей на следы, которые нарисованы на бумаге и выложены на полу групповой
В. : Ребята, посмотрите, что это? (ответы детей). Правильно. Это следы. Они ведут нас в разные стороны, каждый, к своему дому. А чтобы узнать, кто там живёт, нужно отгадать загадки:
1 Загадка:
Она не собака, но лает
Хвостом длинным, рыжим виляет
Не кошка, но ловит мышей.
И в норке растит малышей.
В деревню в курятник за птицей
Пойдёт тёмной ночью. (лисица)
2 Загадка:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации лисы и журавля.
В. : Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?
Дети: Нет, лиса хищное животное.
В. : Скажите, а где они могли бы подружиться?
Дети: Да. Но, только в сказке.
В. : Ребята, а хотите послушать сказку о том, как лиса с журавлем дружили? (Ответы детей)
- Сказка называется «Лиса и журавль».
Воспитатель и дети на располагаются на ковре.
Воспитатель говорит «волшебные слова» : «Раз, два, три, четыре, пять, можно сказку начинать!».
«Лиса и журавль».
Подружилась лиса с журавлём. Вот и вздумалось лисе угостить журавля, пошла она, звать его в гости.
- Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:
- Покушай, мой голубчик куманёк! Сама стряпала.
Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!
А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.
Каша съедена, лиса и говорит :
- Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать не чем.
- Спасибо, кума, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Право потчевать больше нечем.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то, всё ни чего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе да клюёт, всё и поел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада, думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла как солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.
(показ иллюстраций к сказке)
(беседа и обсуждение непонятных для детей слов).
Воспитатель: Как вы думаете, что значат слова:
«не обессудь, куманёк» (не вини, не суди)
«нечем потчевать» (нечем угощать)
«не солоно хлебала» (ни с чем)
«Как аукнется, так и откликнется» (как поступишь ты, так поступят и с тобой).
(помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов).
Физминутка (музыка из мультфильма «Маша и медведь»)
Экспериментирование
Воспитатель: Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение? (показать блюдце на нем манная крупа, захватывание манной крупы пинцетом)
Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным.
Воспитатель: Давайте проверим, сможет ли лиса достать угощение? Горлышко у кувшина узкое только длинный клюв может достать угощение. (Показать с помощью пинцета) Мордочка лисы не пройдёт в кувшин (показать с помощью игрушки, только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса, не солоно хлебавши (ни с чем). Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.
Дети самостоятельно выполняют действия, показанные воспитателем.
После этого все рассаживаются на стульчики.
Скажи наоборот
Дети подбирают прилагательные - антонимы, характеризующие персонажей сказки :
У лисы ноги короткие, а у журавля :. длинные;
У журавля клюв длинный, а у лисы мордочка :. короткая;
Кувшин глубокий и тарелка :… мелкая;
Журавль высокий, а лиса :. низкая.
Дружить – хорошо, а ссориться …плохо.
У сказки есть начало, а есть… конец.
Воспитатель: А как вы думаете, настоящая ли дружба была у журавля и лисы? Как нужно поступать в таких ситуациях с другом (ответы детей).
Давайте придумаем нашей сказке другой конец.
Дети рассказывают свои варианты окончания сказки (2-3 человека).
Остальные высказываются о том, чей конец больше понравился.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, наше путешествие в лес закончилось. Вам понравилась сказка «Лиса и журавль»? (ответы детей).
Если путешествие вам понравилось пройдете обратно в группу по следам, а если не понравилось – прыгайте в детский сад на двух ногах.