Бажанова Марина Николаевна
Практико-значимая работа Формирование нравственного воспитания младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Как всякий организованный процесс, воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными. Главную цель воспитания детей составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Публикация «Практико-значимая работа Формирование нравственного воспитания младших дошкольников» размещена в разделах
Необходимым компонентом воспитания включает умственное развитие. Первые обращения матери к еще бессловесному младенцу уже закладывают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование и поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. - все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки к обучению в школе.
Мы должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.
Цели: Формирование нравственного воспитания в дошкольном учреждении, учить различать эмоциональное состояние, восполнять потребность в доброжелательном общении.
Задачи работы :
1. Образовательные:
- учить правилам ведения диалога;
- показать разные приемы, средства и методы вежливого общения.
2. Развивающие:
- развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности;
- формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику);
- развивать способность преодолевать застенчивость и скованность.
3. Воспитательные :
- воспитывать потребность в доброжелательном общении;
- показать необходимость в общении друг с другом.
2.1 Нравственное воспитание дошкольников
Начинать нравственное воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизических особенностей детей этого возраста.
Двух-трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитания, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течении продолжительного времени – им необходимы постоянная смены событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех нравственного воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний
- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображением;
- использование предметов, вызывающих положительные эмоции малышей;
-осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
- частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
2.2 Общение - обычный контекст "нравственной педагогики".
Произвольность - важная, но не единственная предпосылка нравственного поступка. Мы знаем: к началу дошкольного возраста у ребенка формируется речь, развиваются мышление, восприятие, память. Возникают первые представления о простейших нравственных нормах, о добре и зле. Общение, конкретные жизненные ситуации - вот обычный контекст "нравственной педагогики". "Не лги", "не отбирай игрушки у младших", "не обижай слабого", "умей поделиться подарком" - десятки и сотни раз слышит это дошкольник в семье, в детском саду, на улице, в транспорте. Помогают и сказки, книжки, кино: тут люди и звери, растения и предметы воплощают в себе добро и зло, сердечность и жестокость, радушие и эгоизм. Немало значит и "социальное научение" : малыш внимательно наблюдает за поведением и отношениями взрослых. Сочувствие, взаимопомощь родителей по отношению друг к другу, так же как и неучтивость и эгоизм, - все вызывает резонанс, все оставляет след в сознании ребенка. К началу дошкольного возраста (к 3-4 годам) ребенок входит в сферу нравственных отношений людей. Он знает многие нормы и способен их соблюдать. А значит, несет личную ответственность и за их нарушение. Но именно теперь перед нами в полный рост, встает главная задача: как сделать так, чтобы ребенок не только мог, но и хотел соблюдать моральные нормы? Как воспитать у него нравственные мотивы? Будь честным - получишь награду, обманешь - жди наказания. Награды и наказания бесконечно разнообразны. Подарок, улыбка, слово одобрения, выразительный взгляд, интонации голоса, ласка или ее отсутствие - все может служить средством награды и наказания. Можно одобрить или наказать прямо, а можно - косвенно, например, сравнив поступок ребенка с поведением знакомого ему сказочного героя - доброго или злого. В реальной жизни не так уж редко встречаются ситуации, когда мы не можем и не должны быть равнодушны, когда надо решительно и быстро сказать ребенку "нет". Конечно, физическая боль, грубое слово недопустимы. Они травмируют психику ребенка, нарушают его "базовое доверие" к нам. Дозировка и форма наказания всегда индивидуальны, умение пользоваться ими - особое мастерство. Важно лишь одно, каким бы ни было наказание, оно не должно коснуться духовной нити доверия и любви, связывающей нас с малышом. Не должно унизить его человеческое достоинство. [3 с. 71].
3. Практико-значимая работа
3.1 Конспект занятия
Цели: учить различать эмоциональное состояние, восполнять потребность в доброжелательном общении.
Задачи:
1. Образовательные:
- учить правилам ведения диалога;
- показать разные приемы, средства и методы вежливого общения.
2. Развивающие:
- развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности;
- формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику);
- развивать способность преодолевать застенчивость и скованность.
3. Воспитательные :
- воспитывать потребность в доброжелательном общении;
- показать необходимость в общении друг с другом.
Материалы и оборудование: игрушки (заяц, котенок); ширма, театральные куклы (медвежонок, лисичка); цветок «волшебных слов»; ладошки разного цвета (синяя, желтая, красная); листы белой бумаги с контурами сердца на каждого ребенка, гуашь.
Предварительная работа : - беседа о вежливости; обыгрывание игровых ситуаций; игра «Назови волшебные слова».
Ход занятия:
Дети сидят на ковре. Звучит музыка. Проводится игра «Пора вставать».
Воспитатель :
Мои детки, мои детки,
Мои детки крепко спят.
Мои детки, мои детки
Потихонечку сопят.
Вот так!
(Дети имитируют сон.)
Солнце встало! Хватит спать!
Хватит спать! Пора вставать!
(Дети просыпаются и встают на ноги.)
– Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!
Проводится игра «Давайте поздороваемся».
Дети по сигналу ведущего начинают ходить по комнате и здороваются со всеми на своем пути. Здороваться надо определенным способом: красная ладошка – друг с другом здороваются ладошками, синяя – спинами, желтая – мизинчиками. Во время игры разговаривать нельзя.
Дети садятся на стульчики.
– К нам в гости пришел зайчонок. Он очень хочет поздороваться с каждым из вас. И вы тоже, наверное, хотите поздороваться с ним? Каждый должен поздороваться по-разному, по-своему.
Дети подходят по одному и приветствуют персонажа.
– Что можно сказать о том, как себя чувствует зайчонок? (Ему хорошо, он радуется, он понял, что ему рады.)
– Давайте и мы улыбнемся зайчонку, а теперь друг другу.
– А что вы сейчас чувствуете? (Доброту, радость.)
– Мы с вами стали, наверное, добрыми волшебниками. А как вы думаете, чем занимаются добрые волшебники? (Делают добрые дела, помогают.)
– Значит, мы сможем помочь нашему зайчонку, а с ним случилось вот такая история. Зайчонок хотел подарить нам цветок с волшебными словами, но так торопился, что растерял все лепестки, а на лепестках были вежливые, волшебные слова. Давайте поможем зайчонку собрать цветок «волшебных слов».
Проводится игра «Цветок вежливости».
(Дети называют вежливые слова.)
Воспитатель : Я знаю одно стихотворение, которое хотела бы вам прочитать, его написал Н. Красильников.
«Доброе слово»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» – солнцу и птицам,
«Доброе утро!» – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель проводит физкультминутку.
Физкультминутка «Ежики»
Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики.
(пальцы вперед)
Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы.
(кулачок на кулачок)
Запрыгали, запрыгали: зайчики, зайчики.
(прыжки на месте)
Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажем: «Здравствуйте!»
Девочки: Здравствуйте!
Мальчики: Здравствуйте!
Обыгрывание игровой ситуации: «Сидит зайчонок под деревом. Подходит к нему медвежонок и говорит: «Здравствуй». Потом подходит к зайчонку лиса и говорит: «Здравствуй, зайчонок!»
– Какое приветствие вам понравилось больше? Почему? (Ответы детей.)
– Оказывается, наши имена тоже волшебные. Как вы думаете почему? (Обращаются только к тебе.)
– Значит, при приветствии надо говорить не только «здравствуйте», но и называть имя того, с кем мы здороваемся.
Проводится игра «Приветствуем друга».
Дети становятся в круг. По очереди каждый выходит в центр круга, и дети его приветствуют: «Здравствуй, Вова! Какая у тебя красивая футболка!» (у каждого ребенка надо найти и отметить что-нибудь хорошее).
– Зайчонок очень доволен: вы умеете здороваться, знаете много волшебных слов.
– А кто знает, как надо предлагать что-то? Забыли? Сейчас вспомним.
– Зайчонок к нам пришел не один, он привел с собой друга, котенка.
– Вот он. Какой он? (Беленький, пушистый и т. п.)
– Давайте рассмотрим его, но рассматривать будем не просто так, а передавая друг другу, соблюдая правила вежливости: передавать прямо в руки, глядя в глаза тому, кому передаешь, ласково называя по имени.
–Сережа, возьми, пожалуйста, котенка.
– Спасибо!
Проводится игра «Возьми, пожалуйста».
Игра продолжается до тех пор, пока все не передадут котенка.
– Ребята, зайчонок принес с собой альбомные листочки, они лежат на столе. Давайте сядем за столы.
Дети садятся за столы.
– Какого цвета альбомные листочки?
– Да, они белого цвета и такие скучные. Что можно сделать с ними, чтобы зайчонку стало радостно? (Раскрасить.)
Звучит музыка. Дети гуашью раскрашивают листочки, на которых свечкой нарисовано сердце, а потом дарят свои рисунки зайчонку.
Список литературы
1. Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения. -- СПб., 2001.
2. Эльконин Д. Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.
3. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. - М., 1974.