Елена Серебрянская
Итоговая практико-значимая работа. Конспект занятия в старшей группе «Творческие рассказы детей»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка - 2-3 стр.
2. Методическая разработка (конспект) - 4-7 стр.
3. Литература - 8 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Проблема формирования навыков общения исследуется давно. Ее осветили в своих трудах Е. В. Савушкина, Е. А. Алябьева, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, О. Л. Князева, С. А. Козлова, С. О. Николаева, Е. О. Смирнова, Л. Б. Галигузова, М. М. Безруких и другие педагоги–исследователи. Независимо друг от друга они пришли к выводу, что если потребность ребенка в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, она ничем не компенсируется в дошкольном возрасте, вызывая у ребенка тяжелые переживания, состояние крайнего неблагополучия. Общение со сверстниками несет в себе зерно будущих практических взаимоотношений человека с обществом, и оно возможно только через сформированные качественные навыки, которые развиваются у детей вследствие планомерной и систематической работы педагогов и родителей.
Публикация «Итоговая практико-значимая работа, Конспект занятия в старшей группе „Творческие рассказы детей“» размещена в разделах
Эта работа проводится в соответствии с ФГОС ДО в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по методическому пособию «Коммуникация» В. В. Гербовой.
Направление - познавательно-речевое.
Образовательные области - социально-коммуникативное, речевое развитие.
Возраст детей : 6-7 лет, подготовительная к школе группа.
Цель: развивать связную речь детей.
Планируемые задачи:
1. Развивать фантазию и речь детей; мимику, движения, умственную активность, творческие способности, собственную речь, внимание детей.
2. Активизировать и расширять словарный запас детей, закреплять правильное произношение всех звуков, совершенствовать умение изменять слова.
3. Воспитывать любовь к чтению; продолжать воспитывать гуманные чувства детей; правильно оценивать поведение и поступки героев.
Оборудование:
1. Рассказ Сергея Макеева «Бояка мухи не обидит».
2. Желтый мяч, символизирующий солнышко.
3. Демонстрационный материал: карточки с буквами, схемы слов.
4. Раздаточный материал: карточки с буквами, фишки серого цвета, схемы для слов.
5. Указка.
Технология (методика) :
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.
Используются формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
Формы организации деятельности:
- Двигательная
- Игровые упражнения
- Коммуникативная
- Беседа, ситуативный разговор
- Речевая ситуация
- Составление рассказов
- Обсуждение
Средства активизации внимания и творческой деятельности воспитанников:
- спор, обсуждение, высказывание своего мнения, отстаивание своей точки зрения, своего взгляда;
- задавание вопросов и оценка рассказов своих и других воспитанников;
- применение технологии проблемного обучения: поиск, творчество;
- придумывание - способ создания неизвестного воспитанникам ранее продукта в результате их определенных умственных действий;
- предложение составить рассказ о том, что произойдет, если.
Краткий анализ работы детей :
Дети сочиняют новые истории после прочитанного рассказа, по наводящим вопросам, фразам, предположениям.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА :
Этапы НОД
Задачи, приемы и средства их решения Содержание деятельности детей Возможные риски и пути их решения
Начальный этап деятельности
4 минуты
Артикуляционная гимнастика
Приглашаю поиграть в игру-приветствие: «Здравствуй, солнышко!».
Воспитатель:
-Мы будем называть друг друга ласково «солнышко» и здороваться с тем, кто стоит рядом, при этом передавать ему мяч-солнышко.
Наметив задачу для совместного выполнения, я, как равноправный участник, включаюсь в приветствие первой:
-Здравствуй, Марина-солнышко!
-Вот мы с вами поздоровались, пожелали друг другу здоровья. Всем стало приятно. А сейчас проведем разминку для язычка.
1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.
3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.
Марина принимает мяч и отвечает:
- Здравствуйте, Елена Владимировна!
Поворачивается к следующему ребенку и здоровается с ним также.
Дети садятся за столы.
Ход деятельности
Тренировочное упражнение на освоение действия изменения слов.
5 минут
9 минут
Физкультминутка, пальчиковая игра
2 минуты
Заключительный этап деятельности
1 минута
Сейчас я хочу предложить вам поиграть еще в одну игру. Игра называется «Измени слово»
Предлагаю составить слово лук, пользуясь фишками серого цвета для обозначения согласных звуков и буквами для обозначения гласных звуков. Я работаю у доски, дети на местах.
Прошу детей заменить букву у буквой ю и прочитать получившееся слово (люк)
Напоминаю, что в слове поменяли только одну гласную букву (у на ю, звук к не изменился (остался твердым согласным, а звук л стал звучать мягко – ль (стал мягким согласным).
Заменяю букву ю буквой а.
Обращаю внимание на то, что первый согласный опять стал твердым (л). Объясняю: «Меняем только одну гласную букву, а получаем новые слова»
Дети выполняют задание. Кто заканчивает первым, садится прямо, руки кладет на колени. Проверяют с доской.
Выполняют задание. Читают, ведя указательным пальчиком по фишкам и буквам. Протягивают гласный звук, смягчая первый согласный.
Дети делают тоже самое. Читают новое слово – лак. Некоторые дети не смогут мягко прочитать первый звук.
Другие – не смогут прочитать самостоятельно.
Требуется индивидуальная работа по совершенствованию умения выполнять звуковой анализ слов и повторению правил написания гласных букв после согласных звуков.
- А теперь я хочу рассказать вам о зайчике, на домике которого было крупно написано его имя: БОЯКА.
Вывешиваю буквы на доску.
Обращаю внимание на произношение буквы б (твердо)
- Как вы думаете, какой был зайчик, у которого было такое имя?
- Зайчонок вздрагивал от каждого шороха и всего боялся: взлетевшей с дерева вороны, огородного чучела, волка и …Кого еще?
«Зайка так устал от своей беспокойной жизни, что решил (исчезнуть).
- Но кто-то… Кто бы это мог быть?. посоветовал ему сменить имя.
Ведь если у зайца имя БОЯКА, то что же ему остается делать? (как не вздрагивать от малейшего шороха)
- А сейчас, прежде чем продолжить наше творчество, давайте отдохнем и поиграем.
Волк и заяц.
- Волк раскроет свою пасть,
Хочет зайчика украсть :
Щелк да щелк и снова щелк!
Не поймает зайца волк,
Пастью щелкает напрасно –
Заяц бегает прекрасно!
Далее вместе с детьми придумываем продолжение:
- Долго думал зайчишка. Наконец, решился и сменил надпись на своем домике. Теперь в знакомом нам домике стал жить заяц по имени…Может быть, вы сумеете отгадать новое имя зайца самостоятельно?
Пока дети придумывают новые имена, убираю букву О.
Вспоминаем правила произношения согласного звука перед буквой я (бь). Теперь его зовут БЯКА.
- Зайка стал вести себя иначе. Как?
Предлагаю детям представить себе, как тот же заяц, но уже наделенный другими качествами, стал вести себя с вороной, огородным чучелом и волком.
- Но случилось непредвиденное… Кто-то из лесных жителей, наверное, тот, кого зайчишка обидел, поменял одну букву в его имени. Какую?.
Что случилось дальше? Кто такой бука?
Обращаю внимание на произношение буквы б (твердо).
- Скоро зайка устал быть БУКОЙ,
потому что характер у него был добрый и приветливый. Зайка решил еще раз поменять имя. Теперь его новое имя…
Добавляю буквы з, а, и впереди, меняю назад букву у на я.
- И тут начались совсем другие истории…
Предложить детям дома с родителями сочинить сказку про зайчика ЗАБИЯКУ.
- Конец сказки может быть такой: «В конце концов зайка снова стал БОЯКОЙ, но теперь его все стали любить, как и прежде, и старались не обижать».
- Дорогие ребята, мы с вами сегодня были молодцы, так как попробовали сочинить новую сказку. Я думаю, что наше совместное творчество еще продолжится. И мы сочиним много других новых сказок и историй. Спасибо большое за сотрудничество.
Я надеюсь, что завтра вы расскажите друг другу новые интересные сказки про зайку ЗАБИЯКУ.
Дети слушают. Читают имя (кто умеет)
Ответы детей : трусливый, боязливый, несчастный
Называют тех, кого или что можно бояться.
Ответы детей :
умереть, превратиться в кого-нибудь
Мудрая сова, лось, олень, любое доброе существо в понятии детей.
Бояться, прятаться, убегать.
Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинцы на обеих руках прижимать друг к другу, а подушечки большого пальца то прижимать к сомкнутым четырем пальцам, то отпускать, изображая волчью пасть. «Щелкать пастью» на обеих руках.
Расслабить пальцы на обеих руках и «бежать ими по поверхности стола
Смельчак, Супер-герой,
и др.
Дети читают БЯКА
Ответы детей : стал хулиганом и совершать всякие плохие поступки. Дети придумывают всякие заячьи «бяки».
Ответы детей :
У
Читают БУКА
Ответы детей : тот, кто на всех обижается, ни с кем не общается, ни с кем не дружит и т. д.
Предположения детей :
БОКА, БЕКА, БАКА, БАЮКА, БУЯКА и т. д.
Дети читают, кто умеет ЗАБИЯКА
Все говорят друг другу слова благодарности.
Могут неправильно ответить на вопрос: вместо прилагательных употребят глаголы: трусит, боялся всех.
Объяснить, если затрудняются с понятием «бука».
Бука –(татар. Бука`, Букей) мнимое пугало, коим разумные воспитатели стращают детей. Нелюдим медведь, человек неприступный, суровый, угрюмый.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Варенцова Н. С. «Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет», Мозаика-Синтез, М., 2009 г., стр. 85, занятие 16.
2. Веракса Н. Е. «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования», Мозаика-Синтез, М., 2014 г.
3. Гербова В. В. «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада», Мозаика-Синтез, М., 2013 г., стр. 57, занятие 3. «Творческие рассказы детей».
4. Даль В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка для детей», М., 2006 г., стр. 87.
5. Калмыкова Л. Н. «Картотека тематических пальчиковых игр. Здравствуй, пальчик! Как живешь?», Волгоград, «Учитель», 2014 г., стр. 109.
6. Старостина Т. В. «Методическое пособие «Творческий поиск», «Инлайт», Коломна, 2010 г., стр. 29, комплексное занятие по развитию речи в старшей группе «Чудеса в волшебном лесу» (С. В. Бурцева, восп-ль 1 кв. кат.)
7. Хухлаева О. Н. «Лесенка радости». М. ,1998 г.
8. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. "Учим детей общению". Ярославль, 1996 г.
9. Кряжева Н. Л. "Развитие эмоционального мира детей". Ярославль, 1996 г.
Структура занятия состоит из четырё х этапов: