Козлова Екатерина
Практико-ориентировочный проект «Азбука доброжелательности» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Предлагаемый проект был разработан и апробирован 2020 году. Он реализуется в средних и старших группах «Детского сада №4 п. Новоорск». Его новизна состоит в воплощении идеи толерантности в повседневной практике межличностного общения детей дошкольного возраста на основе использования средств анимации.
Актуальность проекта : среди многочисленных методов и приемов, применяемых в работе с детьми дошкольного возраста для достижения данной цели, наиболее эффективной представляется сказкотерапия. Сказки есть в каждом доме, они читаются, рассказываются всем дошколятам. И дети их любят. Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Публикация «Практико-ориентировочный проект „Азбука доброжелательности“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
Однако с развитием массового телевидения, появления различных компьютерных программ, взрослые стали читать детям значительно меньше сказок. В борьбе с книгой телевизор без труда вышел победителем, ведь смотреть сказку легче и проще. Это обстоятельство можно использовать, выбрав для сказкотерапевтической работы мультипликационный жанр.
Цель проекта «Азбука доброжелательности» : воспитание у детей установок толерантного, уважительного отношения к окружающим.
Задачи:
Развитие навыков коммуникативной культуры;
Поиск способов выстраивания диалога с разными людьми;
Осознание собственной индивидуальности;
Формирование активной жизненной позиции.
Проект состоит из 5 игровых сеансов, которые включают просмотр мультфильмов, посвященных способам поведения в различных (иногда и конфликтных) ситуациях общения (таблица). Игровой сеанс позволяет вспомнить знакомый сюжет уже в новой интерпретации с более глубоким анализом содержания, поступков героев, реакции окружающих на их действия.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня групповой сплоченности, изменения во взаимоотношениях между участниками;
Расширение возможностей искренних проявлений собственных чувств (в т. ч. и негативных) в конструктивной форме;
Формирование симпатии между участниками;
Повышение коммуникативных навыков, положительная динамика в проявлениях сотрудничества, психологической гибкости.
Содержание проекта :
Проект рассчитан на 5 занятий – по 1 занятию в неделю. Продолжительность игрового сеанса: 25 – 30 мин. Возраст детей : дети 4-7 лет.
Используемые методы:
Рассказ воспитателя;
Дискуссии, обсуждение, анализ;
Прослушивание сказок, просмотр мультфильмов;
Релаксация, снятие мышечного напряжения;
Рисование по заданной теме;
Использование упражнений и игр по заданной теме;
Рефлексия, закрепление занятий по заданной теме.
Оборудование:
В группе созданы такие условия, которые позволяют разграничить рабочую зону для работы за столами и игровую зону для игр, релаксаций. Для реализации проекта понадобиться :
Телевизор, видеоплеер, диск с мультфильмом
Спасательные круги (баранки)
Листы бумаги, карандаши
Музыкальное сопровождение: запись спокойной музыки для релаксаций.
Мультфильмы подобраны таким образом, что каждый из них рассматривает один из принципов толерантности:
• Принятие собственной индивидуальности;
• Налаживание диалога;
• Внимательное отношение к окружающим;
• Умение уважать иное мнение;
• Принятие «других» людей.
По содержанию проект охватывает практически все области образовательной деятельности.
Познание: в рамках проекта проводятся занятия, используется тематические беседы.
Коммуникация: обсуждения, дискуссии, пересказ сказок, игровое общение.
Социализация: игровая деятельность, формирование дружеских взаимоотношений между детьми, коррекция поведения, воспитание толерантности, нравственно- волевых качеств, формирование групповой сплоченности, психологической гибкости, умение выстраивание диалога с разными людьми.
Приобщение к чтению: чтение рассказов по заданной теме.
Художественное творчество: использование рисования по заданной теме.
Музыка: прослушивание аудиозаписей.
Физкультура: в ходе проекта используются подвижные игры.
Тематический план по проекту «Азбука доброжелательности»
№ Тема игрового сеанса Цель Содержание
1. «Мы вместе»
- развитие эмпатии;
- формирования умения сопереживать, понимать состояния другого
1. Приветствие.
2. Просмотр мультфильма «Гадкий утенок» (реж. В. Дегтярев, 1956г., продолжительность 18 мин 24 сек).
3. Упражнение «Закончи предложение».
4. Упражнение «Расскажи»
5. Игра: «я + ты».
6. Рефлексия.
2. «Улыбка»
- Формирования умения налаживать диалог
1. Приветствие.
2. Упражнение «передай улыбку другу».
3. Прослушивание сказки «Плавающий фонтан». Анализ.
4. Просмотр мультфильма «Крошка Енот» (реж. О. Чуркин, 1974., продолжительность 9мин).
5. Игра «грустный Ванечка и грустная Анечка».
6. Релаксация «Улыбка»
7. Рефлексия.
3. «Ласковые руки»
- Формирование умения сопереживать, оказывать помощь в трудной ситуации 1. Приветствие.
2. Беседа «Дорогой мой человек».
3. Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка» (реж. О. Чуркин, 1981г., продолжительность 8мин. 2сек).
4. Разминка. Упражнение «дружная семейка».
5. Рисование на тему «Моя мама».
6. Рефлексия.
4. «Жадность»
- развитие способности сопереживать и сочувствовать;
- формирование коммуникативных навыков.
1. Приветствие.
2. Прослушивание сказки «Про зайчика, который не хотел делиться». Анализ.
3. Просмотр мультфильма «Два жадных медвежонка» (реж. В. Дегтярев, 1954г. Продолжительность 9мин 22сек)
4. Релаксация «Воздушные шарики»
5. Рефлексия.
5. «Доброе сердце»
- формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации;
- отработка эмпатичного слушания, понимания и принятия чувств другого человека
1. Приветствие.
2. Игра «Возьми и передай».
3. Прослушивание сказки «Слоненок Кузя».
4. Игра «Найди друга».
5. Просмотр мультфильма «Варежка» (реж. Р. Качанов, 1967г., продолжительность 9 мин 55сек).
6. Рефлексия.