Светлана Дубова
Практико-ориентированный проект «Тренируем пальчики — развиваем речь» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Рука– это инструмент всех инструментов»
/Аристотель/
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
/В. А. Сухомлинский/
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
/ В. М. Бехтерев/
Актуальность проекта.
В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно
чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды,
восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи это период возраста от полутора до трех лет. Именно в этот период у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка.
Публикация «Практико-ориентированный проект „Тренируем пальчики — развиваем речь“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Благодаря множеству исследований отечественных и зарубежных психологов
было доказано, что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом
связано с развитием движений пальцев рук. Ученые единодушно сходятся во мнении, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кистей рук, которая расположена очень близко к речевой зоне. Именно это дает основание рассматривать кисти рук, как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии мелкой моторики рук на повышение работоспособности коры головного мозга, формирование и развитие речевой функции детей.
Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук как можно раньше.
Назначение проекта.
Работая с детьми третьего года жизни, мы пришли к выводу, что мелкая моторика рук малышей, приходящих в детский сад слабо развита, а как следствие отстает и речевое развитие.
Поэтому данный проект направлен на создания в группе развивающей предметно-пространственной среды, системы развивающих отношений, направленных на развитие органов чувств, освоение сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, тем самым активизируя работу мозга (включая мышление, память, внимание, речь).
А так же на углубление и обогащение знаний родителей по теме, вовлечение их в жизнь детского сада.
Цель проекта:
Развивать речевую активность детей посредством развития мелкой моторики рук в разных видах деятельности.
Задачи:
Образовательные:
*Обогащать сенсорный опыт детей.
*Повышать уровня речевого развития.
Развивающие:
*Стимулировать развитие интеллектуальных способностей детей (мышление, память, внимание, воображение)
*Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитательные:
*Формировать умение слушать инструкции педагога и выполнять их.
*Создать эмоционально-положительный настрой детей.
*Вызвать желание заниматься совместной деятельностью в группе сверстников.
Вид проекта:
Долгосрочный, практико-ориентированный
Участники проекта:
*Дети в возрасте 2-х лет
*Воспитатели
*Родители
Интеграция образовательных областей:
*Познавательное развитие
*Речевое развитие
*Социально-коммуникативное развитие
*Художественно-эстетическое развитие
*Физическое развитие
Методическое обеспечение:
*И. С. Артюхова Ю. В. Белькович «Играем, дружим, растём» сборник развивающих игр («Мозаичный парк» Москва «Русское слово» 2018г)
*Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6
лет» (Москва «Просвещение» 1988г)
*Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» ТЦ «Сфера»
*Н. В. Гатанова Е. Г. Тунина «Развиваем мелкую моторику» (СПб «Питер» 2000г)
*Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе детского сада» (Воронеж 2010г)
*Г. Г. Григорьева Н. П. Кочетова Г. В. Грубо «Играем с малышами» (Москва «Просвещение» 2003г)
*И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», «Поиграй со мною, мама» (издательский дом «Литера» Санкт-Петербург 2010г)
*О. И. Крупенчук «Тренируем пальчики - развиваем речь» (издательский дом «Литера» Санкт-Петербург 2009г)
*И. М. Стремок «Хрестоматия для маленьких детей» (ООО «Юнипресс» 2001г)
*Е. Л. Янушко «Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста» (издательство «Мозаика-синтез» 2003г)
Материально-техническое обеспечение:
*Отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей.
*Подбор и изготовление игрового материала.
*Подбор и анализ литературы для повышения профессиональной компетентности педагогов и практической деятельности.
*Обогащение предметно-развивающей среды группы и создание условий для развития мелкой моторики рук у детей с учетом возрастных особенностей и потребностей детей в ДОУ и семьях воспитанников.
*Создание условий для познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Основные принципы:
*Индивидуально-личностный подход к каждому ребенку
*Целенаправленность
*Поэтапность
*Систематичность и последовательность
*Наглядность
*Интегрированность (объединение нескольких видов деятельности)
*Адаптивность (способность к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения)
*Активизация самостоятельности детей.
Ожидаемый результат:
*Укрепление мышц рук, совершенствование координации движений
*Повышение интеллектуального уровня детей
*Улучшение качества детской речи
*Положительное эмоциональное состояние детей.
*Формирование простейших навыков самообслуживания
*Реализация профессионального роста педагогов
*Повышение педагогической культуры родителей по вопросам развития мелкой моторики рук и речевой активности детей.
Этапы работы над проектом.
1этап – подготовительный.
1. Организационная работа.
*Выбор темы и разработка проекта
*Изучение современных требований к организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
*Подготовка теоретического и практического материала
, изучение новых методик и технологий по вопросам сенсорного развития.
Составление перспективного плана по реализации проекта.
Создание условий для реализации проекта.
Разработка сценариев мероприятий.
2. Диагностическая работа.
*Анализ уровня сформированности сенсорных умений и навыков у детей.
*Анкетирование родителей.
*Выявление запросов родителей на данную тему.
2 этап – практический.
1. Основные формы реализации проекта в работе с детьми.
*Игры-занятия с дидактическим материалом
*Художественно-эстетическая деятельность (рисование нетрадиционным способом, лепка)
*Пальчиковая гимнастика (ежедневно)
*Игры с дидактическими игрушками
*Игровые упражнения с пособиями по сенсорному развитию.
*Игры-забавы с народными игрушками
*Сюжетно-ролевые игры
*Игры с конструкторами и строительным материалом.
*Пальчиковые игры (манипуляции, с элементами массажа)
*Игры и упражнения с природным, бросовым материалом
*Пальчиковый театр
* Театрализованные игры, развлечения
*Подвижные игры (с манипуляцией по тексту)
*Ежедневные культурно-гигиенические и закаливающие процедуры.
2. Взаимодействие с родителями:
*Анкетирование родителей по теме «Что вы знаете о влиянии мелкой моторики рук на развитие детей?»
*Круглый стол для родителей на тему «Тренируем пальчики – развиваем речь»
*Выставка-презентация книг для родителей из серии «Первые шаги от 0 до 3 лет» (И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», «Поиграй со мною, мама», Л. Б. Дерягина «Баюшки-баю», О. И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь»)
*Ширма «Зачем нужны пальчиковые игры»
*Консультации: «Значение развития мелкой моторики рук для детей раннего возраста», «Поиграйте с малышом» (подбор пальчиковых игр по сезонам)
*Памятка «Тренируем пальчики – развиваем речь»
*Участие родителей в пополнении развивающей среды группы по сенсорному развитию»
*Фото отчет для родителей «Мамам очень интересно знать о том, как мы живем»
3этап – обобщающий.
*Анализ результатов работы
*Корректировка работы с семьей по развитию мелкой моторики рук детей.
Организация выставки творческих работ детей по художественно-эстетическому развитию
*Оформление фотовыставки «Мамам очень интересно знать о том, как мы живем»
*Создание фотоальбома «Пальчики дружные – все такие нужные»
*Подготовка отчётов о проделанной работе, оформление материалов в форме презентации.