Лариса Ваккер
Практики: Партнёрство детского сада и семьи — залог успешной социализации ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Тема практики : Партнёрство детского сада и семьи - залог успешной социализации ребёнка. Подготовила воспитатель первой категории Ваккер Лариса Евгеньевна.
Наименование организации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Улыбка», с. Пришиб Субъект Российской Федерации: Омская обл. Азовский немецкий национальный район.
Публикация «Практики: Партнёрство детского сада и семьи — залог успешной социализации ребёнка» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Наше учреждение введено в эксплуатацию с 2017 года. В детском саду функционирует 3 группы, спортивный зал, музыкальный зал, пищевой и медицинский блок. В настоящее время детский сад посещают окало 60 воспитанников. Обращенность к семье, вовлечение взрослых в образовательный процесс является задачей современности образования и необходимостью для эффективной реализации ФГОС ДО. Тема не новая для дошкольной образовательной организации, но требует разработки подходов, которые ориентированы на каждую семью и разработку адресного взаимодействия
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Содержание практики1.1. Принципы работы
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, разрабатываются разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Основные принципы организации работы с семьей :
• Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
1.2. Формы взаимодействия
• • коллективные
• • индивидуальные
• • наглядно-информационные
• Используются коллективные - родительские собрания, дни открытых дверей,
• занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование и др.
• Наглядно-информационные - выставки детских работ, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, уголок кружка «Вдохновение» художественное творчество, где выставляются работы ребят, короткие новости», др.
• Индивидуальные - консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и др.
• Общаясь с родителями индивидуально, мы получаем
• возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
• Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Посещая семьи, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками). 1.3. Нетрадиционные формы общения с родителями:
• Совместные досуги, праздники.
• Участие родителей в выставках.
• Организация дней открытых дверей.
• Выпуск газет.
• Организация мини-библиотеки.
• Семинары – практикумы.
• Устные педагогические журналы.
• Игры с педагогическим содержанием.
• Занятия о профессиях, которые проводят родители.
Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно
считать мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две - три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передается опыт семейного воспитания.
Одной из форм повышения педагогической культуры родителей
является родительская конференция. Ценность ее в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут обсуждаться самые разные: моральное воспитание ребенка, подготовка к школе, ответственность родителей за воспитание своих детей и т. д. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, учителя, психологи — все, кто работает в системе образования. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.
Дни открытых дверей — это возможность для родителей
присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.
Цель создания клубов отцов, бабушек, дедушек — увеличение круга
взаимодействия семьи и детского сада. Их проводитм в форме лектория для молодых родителей, чтобы дать молодым папам и мамам не только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на практике. Темы таких лекториев могут быть самые разнообразные, например: «Как успокоить ребенка, если он капризничает?», «Как и чем накормить ребенка, как приготовить вкусную и богатую витаминами пищу?», «Как привить малышу культурно-гигиенические навыки?». Здесь могут также проводятся конкурсы, выставки, лекции и т. д. привлекаем к участию и бабушек, которые иногда большую часть времени проводят со своими внуками и в то же время остаются за рамками совместной работы детского сада и семьи.
На совместных встречах в родительском клубе, за «круглым столом», во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать свое мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.
Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения изадания) помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Например, невозможно испытывать чувства злости и гнева на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; сея в душе ребенка негативные эмоции, нельзя получать взамен его улыбку и любовь.
Рисунок 1.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может
быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.