МААМ-картинки

Практика работы воспитателя «Партнерство детского сада и семьи — залог успешной социализации ребенка»

Наталья Доброквашина
Практика работы воспитателя «Партнерство детского сада и семьи — залог успешной социализации ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутнённый источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Публикация «Практика работы воспитателя „Партнерство детского сада и семьи — залог успешной социализации ребенка“» размещена в разделах

Содержание практики

Дошкольный период – один из самых важных периодов в жизни человека. Именно в этот период развитие идёт более бурно и стремительно. Младенец постепенно превращается в относительно самостоятельную и активную личность, так как развиваются все стороны психики ребёнка; и во многом именно этот период определяет дальнейшее развитие человека.

Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

Одной из задач ДОУ является формирование у детей правильного полноценного восприятия художественного произведения. Поэтому развитию восприятия сейчас уделяется так много времени. Во время знакомства с произведениями, развиваются чувства ребёнка. Он учится сопереживать героям, радоваться их успехам.

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Программа кружка «Родной свой край люби и знай» - это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей. Программа строится на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Программа ценна тем, что, знакомясь с жизнью, бытом и творчеством русского народа, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребёнок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

Необходимость широкого использования всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей даёт возможность достичь этой цели.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к краеведческим знаниям осуществляется через применение следующих методов: элементарный анализ (установление причинно-следственных связей); экспериментирование и опыты; придумывание сказок, рассказов; сюрпризные моменты; элементы творчества и новизны; игровые и воображаемые ситуации; решение логических задач; метод моделирования и конструирования.

А также использование таких методов обучения и развития творчества как: эмоциональная насыщенность окружения; исследование предметов живой и неживой природы; прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее); игровые приёмы; проблемные ситуации и задачи; неясные знания (догадки); предположения (гипотезы).

Для занятий с детьми предлагаются следующие формы работы : непосредственно образовательная деятельность; занятия на основе метода интеграции; совместная деятельность; беседы; дидактические игры; заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен; использование народных игр, в том числе хороводов; праздники и развлечения; наблюдения в быту и природе; рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов; просмотр видеофильмов, слушание музыки; встреча с интересными людьми; экскурсии, целевые прогулки.

Проводя занятие в средней группе «Во саду ли, в огороде» воспитатель использует дидактическую игру «Что растёт в саду и огороде», на занятии используется загадывание загадок об овощах и о фруктах, разучивание потешки «Наш козёл».

На занятии кружка «Коровушка и бычок» проходит знакомство детей с домашними животными – коровой и быком, разучивание потешек про корову и быка.

На занятия «Золотое веретено» дошкольники знакомятся с предметами обихода – прялкой и веретеном и знакомятся со сказкой «Золотое веретено».

Изучая тему «Здравствуй, зимушка-зима», воспитанники отгадывают загадки о зиме, разучивают русскую народную песенку «Как на тоненький ледок».

Знакомя с временами года на занятии по теме «Времена года,» воспитатель рассказывает о временах года с использованием соответствующих загадок, закличек, песенок о временах года.

Проводя занятия кружка в старшей группе (программа кружка рассчитана на 2 года) по теме: «Хлеб – всему голова, педагог проводит беседу с детьми «Откуда хлеб пришёл?», проходит знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом, изучаются пословицы и поговорки о хлебе.

На занятии «Хорош город Городец» проходит рассказ о городе Городце и городецкой росписи, пение частушек, составление узоров из готовых форм, повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребёнка необходимо осуществлять преемственность семьи и детского сада. Организуя работу с родителями, стимулируем их активность в воспитании у ребёнка любви к родному краю, традициям семьи и русского народа. Тем самым решаем задачи: побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит; формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края; способствовать активному участию родителей в жизни детского сада, раскрытию творческих способностей в семье.

Из бесед с родителями стало ясно, что привлечь их внимание к совместной деятельности по воспитанию патриотических чувств у наших дошкольников можно только через определённые формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: 73% родителей группы готовы участвовать в творческих конкурсах, проявляют активный интерес к участию в проектной деятельности, созданию совместных детско-родительских проектов, 41% - готовы к участию в фестивалях семейного творчества, 54% - проявляют интерес к спортивным соревнованиям «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья».

Для работы с родителями используются следующие формы работы :

- индивидуальные консультации по русской народной культуре;

- беседы;

- выпуск папок – передвижек, буклетов по народному декоративно-прикладному искусству;

- привлечение к изготовлению костюмов;

- участие в конкурсах и фольклорных развлечениях, досугах, посвящённых народным праздникам.

Проводятся консультаций на темы: «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре», «Приобщение детей к народным традициям», «Старинные предметы быта – как рассказать детям», «Знакомим детей с природой родного края».

Результаты практики

1. Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре русского народа.

2. Формирование уважения к историческому наследию.

3. Активное, осмысленное участие в народных праздниках, исполнение русских народных песен, игра на народных музыкальных инструментах.

4. Знание и называние предметов русского народного быта, их функционального назначения, способов действия с ними.

5. Знание детьми потешек, пестушек, считалок, загадок, т. д.

6. Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов.

7. Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

8. Проявление устойчивого интереса к истории своей семьи.

9. Укрепление эмоционального контакта между детьми, педагогам и родителям.

Устное народное творчество – замечательное средство для развития дошкольников. С помощью произведений фольклора дети дошкольного возраста развивают память, мышление, воображение, внимание и речь, учатся различать плохое и хорошее, добро и зло, сопереживать героям, проявлять эмоции, у них формируется этническая принадлежность, прививается любовь к чтению.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Заповеди воспитателя детского сада Готовясь к очередному педсовету,использовала очень хороший материал - заповеди для воспитателей. Решила поделиться ими с Вами. Я думаю,.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми»Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Социальное партнерство с Центром детского и юношеского технического творчества «Патриот»Социальное партнерство с Центром детского и юношеского технического творчества «Патриот» В настоящее время (по ФГОС ДО) социальное партнёрство в образовании рассматривается как ресурс повышения качества образования, которые обеспечивают.

Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка»Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка» Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка. Елена Владимирова. В наше время большое внимание уделяется подрастающему поколению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практика работы воспитателя «Партнерство детского сада и семьи — залог успешной социализации ребенка»
Опубликовано: 5 ноября 2020 в 12:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практика работы воспитателя «Партнерство детского сада и семьи — залог успешной социализации ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Доброквашина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД