Наталья Доброквашина
Практика работы воспитателя «Партнерство детского сада и семьи — залог успешной социализации ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутнённый источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Публикация «Практика работы воспитателя „Партнерство детского сада и семьи — залог успешной социализации ребенка“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
Содержание практики
Дошкольный период – один из самых важных периодов в жизни человека. Именно в этот период развитие идёт более бурно и стремительно. Младенец постепенно превращается в относительно самостоятельную и активную личность, так как развиваются все стороны психики ребёнка; и во многом именно этот период определяет дальнейшее развитие человека.
Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.
Одной из задач ДОУ является формирование у детей правильного полноценного восприятия художественного произведения. Поэтому развитию восприятия сейчас уделяется так много времени. Во время знакомства с произведениями, развиваются чувства ребёнка. Он учится сопереживать героям, радоваться их успехам.
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Программа кружка «Родной свой край люби и знай» - это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей. Программа строится на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Программа ценна тем, что, знакомясь с жизнью, бытом и творчеством русского народа, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребёнок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
Необходимость широкого использования всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей даёт возможность достичь этой цели.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к краеведческим знаниям осуществляется через применение следующих методов: элементарный анализ (установление причинно-следственных связей); экспериментирование и опыты; придумывание сказок, рассказов; сюрпризные моменты; элементы творчества и новизны; игровые и воображаемые ситуации; решение логических задач; метод моделирования и конструирования.
А также использование таких методов обучения и развития творчества как: эмоциональная насыщенность окружения; исследование предметов живой и неживой природы; прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее); игровые приёмы; проблемные ситуации и задачи; неясные знания (догадки); предположения (гипотезы).
Для занятий с детьми предлагаются следующие формы работы : непосредственно образовательная деятельность; занятия на основе метода интеграции; совместная деятельность; беседы; дидактические игры; заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен; использование народных игр, в том числе хороводов; праздники и развлечения; наблюдения в быту и природе; рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов; просмотр видеофильмов, слушание музыки; встреча с интересными людьми; экскурсии, целевые прогулки.
Проводя занятие в средней группе «Во саду ли, в огороде» воспитатель использует дидактическую игру «Что растёт в саду и огороде», на занятии используется загадывание загадок об овощах и о фруктах, разучивание потешки «Наш козёл».
На занятии кружка «Коровушка и бычок» проходит знакомство детей с домашними животными – коровой и быком, разучивание потешек про корову и быка.
На занятия «Золотое веретено» дошкольники знакомятся с предметами обихода – прялкой и веретеном и знакомятся со сказкой «Золотое веретено».
Изучая тему «Здравствуй, зимушка-зима», воспитанники отгадывают загадки о зиме, разучивают русскую народную песенку «Как на тоненький ледок».
Знакомя с временами года на занятии по теме «Времена года,» воспитатель рассказывает о временах года с использованием соответствующих загадок, закличек, песенок о временах года.
Проводя занятия кружка в старшей группе (программа кружка рассчитана на 2 года) по теме: «Хлеб – всему голова, педагог проводит беседу с детьми «Откуда хлеб пришёл?», проходит знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом, изучаются пословицы и поговорки о хлебе.
На занятии «Хорош город Городец» проходит рассказ о городе Городце и городецкой росписи, пение частушек, составление узоров из готовых форм, повторение пословиц и поговорок о мастерстве.
Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребёнка необходимо осуществлять преемственность семьи и детского сада. Организуя работу с родителями, стимулируем их активность в воспитании у ребёнка любви к родному краю, традициям семьи и русского народа. Тем самым решаем задачи: побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит; формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края; способствовать активному участию родителей в жизни детского сада, раскрытию творческих способностей в семье.
Из бесед с родителями стало ясно, что привлечь их внимание к совместной деятельности по воспитанию патриотических чувств у наших дошкольников можно только через определённые формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: 73% родителей группы готовы участвовать в творческих конкурсах, проявляют активный интерес к участию в проектной деятельности, созданию совместных детско-родительских проектов, 41% - готовы к участию в фестивалях семейного творчества, 54% - проявляют интерес к спортивным соревнованиям «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья».
Для работы с родителями используются следующие формы работы :
- индивидуальные консультации по русской народной культуре;
- беседы;
- выпуск папок – передвижек, буклетов по народному декоративно-прикладному искусству;
- привлечение к изготовлению костюмов;
- участие в конкурсах и фольклорных развлечениях, досугах, посвящённых народным праздникам.
Проводятся консультаций на темы: «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре», «Приобщение детей к народным традициям», «Старинные предметы быта – как рассказать детям», «Знакомим детей с природой родного края».
Результаты практики
1. Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре русского народа.
2. Формирование уважения к историческому наследию.
3. Активное, осмысленное участие в народных праздниках, исполнение русских народных песен, игра на народных музыкальных инструментах.
4. Знание и называние предметов русского народного быта, их функционального назначения, способов действия с ними.
5. Знание детьми потешек, пестушек, считалок, загадок, т. д.
6. Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов.
7. Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
8. Проявление устойчивого интереса к истории своей семьи.
9. Укрепление эмоционального контакта между детьми, педагогам и родителям.
Устное народное творчество – замечательное средство для развития дошкольников. С помощью произведений фольклора дети дошкольного возраста развивают память, мышление, воображение, внимание и речь, учатся различать плохое и хорошее, добро и зло, сопереживать героям, проявлять эмоции, у них формируется этническая принадлежность, прививается любовь к чтению.