Папки-передвижки

Практическое занятие с элементами тренинга конфликтологии «Стили поведения в конфликтной ситуации, конфликт интересов»

Наталия Лунькова
Практическое занятие с элементами тренинга конфликтологии «Стили поведения в конфликтной ситуации, конфликт интересов»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие 3. Стили поведения в конфликтной ситуации, конфликт интересов

Задачи:

1. Познакомить педагогов с особенностями конфликта интересов, стилями поведения в конфликте.

2. Создать условия для оценки собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

3. Совершенствовать навыки эффективного разрешения конфликтов.

Публикация «Практическое занятие с элементами тренинга конфликтологии „Стили поведения в конфликтной ситуации, конфликт интересов“» размещена в разделах

Материалы: презентация, бланки-таблицы «Стиль поведения в конфликтной ситуации», буквы - на каждого участника; педагогическая ситуация, спектрокарты.

1. Приветствие «Я счастлива, что хожу на работу».

В кругу начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «Я счастлива от того, что хожу на работу». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у… и называет имя любого участника. Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет одну из причин, по которой она счастлива.

Информационный блок «Конфликт интересов». На предыдущих занятиях мы с вами разобрали конфликт несовместимости и информационный конфликт. Сегодня познакомимся с конфликтом интересов, или территориальным конфликтом.

Слайд 20. В сущности конфликта интересов лучше разобраться на примере. Представьте себе, что в центре города стоит прекрасный дом с башенкой. На последнем этаже в мансарде живет доктор. Двери его всегда открыты для друзей и для пациентов, главное для него свобода и творчество. Для него важно жить ближе к небу, он никому не мешает, помогает. И вот дом постепенно расселяется и становится элитным, вместо множества семей здесь поселяются 10 очень богатых семей. Один из богачей замечает маленькую мансарду, а наш доктор дружелюбно приглашает его в гости. И тут богач представляет, какую двухэтажную замечательную квартиру с мансардой можно сделать. И так, на ровном месте завязывается конфликт интересов. Изложив свои аргументы доктору (что он не сможет нести расходы по содержанию общей сети дома, богач предлагает альтернативное жилье – в 2 раза больше. Но хозяин мансарды привык жить и это органично с его мировоззрением. Принять предложение – это шанс улучшить качество жизни, но жизнь и так устраивает его. Одному нужно удержать свою территорию, другому его захватить.

Как вы думаете, какие чувства могут одолевать героев этой ситуации? Ярость богача от несговорчивости доктора, чувство негодования и несправедливости у доктора.

Слайд 21. Главная ловушка территориального конфликта – нагнетание чувства несправедливости. Причем у обеих сторон. Страдающая сторона переживает чувство несправедливости, но и нападающая сторона – тоже. Переживание чувства несправедливости забирает у вас силы и здоровье, лишает способности к анализу ситуации. Помните – переживание чувства несправедливости – это ловушка. Другая ловушка конфликта интересов – это иллюзия собственной защищенности или недооценка оппонента. Как было с колобком. Хотя угроза действительно существует. Оборотная сторона этой же ловушки – переоценка оппонента. Со страху может показаться круче. Как в «Тараканище». Наивность и страх – ловушки территориального конфликта. Если в ситуации начинающегося конфликта интересов вы поймали себя на переживании или отсутствии ощущения угрозы или наоборот избыток тревоги и страх, то вы угодили в ловушку.

Слайд 22. Что делать? Первый шаг – распознать противника. Преодолеть агрессию по отношению к противнику, заменив ее исследовательским интересом к нему.

Второй шаг. Четко определить собственную позицию.

Доктор решил спокойно продолжал бы жить и работать на своей территории

Третий шаг. Строить стратегию управления конфликтом.

Четвертый шаг. Составление плана действий. Что нужно сделать, когда и где это нужно сделать. И расставлять приоритеты, иметь запасной план.

Хозяин мансарды - собирал информацию и провел переговоры с теми, кто сможет его защитить во время «осады».

3. Работа по теме «Стили поведения в конфликте». Упражнение «Яблочко и червячок».

Ведущий (мягко и спокойно) : Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

4. Упражнение «Способы разрешения конфликта»

- Каждый из вас получает таблицу, в которой напечатаны состояния. Ваша задача подчеркнуть те состояния, которые вы чаще всего испытываете в конфликтной ситуации. В каждом столбике посчитайте подчеркнутые строчки. Под каждым столбиком поставьте цифру.

5. Информация «Стиль поведения в конфликтной ситуации»).

Слайд 23. Рассмотрим двухмерную модель К. Томаса о способах разрешения конфликтов. Главные показатели этой модели: это внимание к интересам партнера и собственным. Он выделил 5 стратегий поведения.

Стратегия избегания. Тезис «В Багдаде все спокойно! Конфликта нет я не хочу в этом участвовать. Конфликта нет. «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Когда хороша эта стратегия? Когда нет явной угрозы. Когда собираете информацию о противнике. Тяните время. Эта стратегия дает вам психологическую защиту. Но неэффективна, если есть реальная угроза.

Стратегия приспособления : «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Наши интересы здесь страдают. Ее можно использовать, когда уступки не являются большой жертвой с вашей стороны. Для вас ценны отношения с этим человеком, мы хотим заслужить расположение на будущее. Когда понимаешь и принимаешь превосходящую силу противника. Когда, правда на другой стороне. Есть противопоказания – когда вы поймали себя на стремлении избавиться от конфликта или желании, чтобы все кончилось – это ловушка. Избавиться – не значит решить. Все повториться.

Стратегия конкуренции. Ее девиз: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». «И все-таки я тебя сделаю!» покажем противнику свою силу. На каждый выпад отвечаем 10 ответными ударами. Если нужно усиление собственной позиции, то ее можно применить,дать достойный удар в рамках закона.

Стратегия компромисса: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть» Взаимная уступка. Она выбирается, когда силы сторон примерно одинаково равны. Это не способ разрешения, а этап. Она не портит отношений и способствует положительному развитию. Чем больше встречных предложений, тем больше вероятность достижения компромисса.

Стратегия сотрудничества. Девиз: «Ты хорош, и я хорош, мы с тобой- уважаемые люди». «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть». Признание ценности наших отношений с оппонентом. Кажется, она самая лучшая, но… она непроста для реализации. Она возможна, когда стороны понимают общность проблемы и кровно заинтересованы в учете интересов всех.

6. Подведение итогов диагностики «Яблочко и червячок» и заполнение таблицы.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами наших упражнений «Яблоко и червячок» и таблицы.

Подпишите на верхней строчке таблицы значения цифр:

1- Конкуренция, 2 – Приспособление,3- избегание,4- компромисс,5- сотрудничество

Примеры ответов «Яблоко и червячок» :

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

По двум тестам оцените, какие стили вам больше свойственны.

Вывод: Каждому свойственно по-разному вести себя в конфликте. Наша жизнь изменилась бы к лучшему, если бы в конфликте вместо желания сказать «пару ласковых» ближнему мы задали себе вопрос: «Какой это вид конфликта сейчас у нас появился? Что мы несовместимы? Или не удовлетворены мои ожидания? Или он неверно меня информировал? Или мы делили территорию? Да это же был ролевой конфликт. Лучше я прежде четко сформулирую то, что от него хочу». Если бы мы начали думать.

8. Упражнение «Пессимист, оптимист и шут».

Объединить в подгруппы, пересчитываясь словами пессимист, оптимист и шут.

Рассказать предложенную ситуацию с разным эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы, оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

Далее от имени воспитателя каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию.

9. Упражнение на совместную творческую активность «Эрудит» (количество участников кратно 4).

- Каждый получает карточку с буквой или со звездочкой. Карточка со звездочкой используется как любая буква, это джокер. Когда я скажу: «Начали!», вы объединяетесь в группы по 4 человека, т. е. должны составить слово из 4 букв. Если у кого-то не хватает буквы, у нас есть джокеры – они могут заменить любую букву. Как только вы образуете слово, выстройтесь в соответствующей последовательности, поднимите карточки и ждите. Когда я скажу: «Стоп!», это означает, что каждый замирает на том месте, где его застает сигнал.

Самое главное условие этой игры – не скорость, а доброжелательность и желание помочь друг другу. Если кто-то оказался в затруднительном положении, важно найти решение и прийти на помощь.

? Трудно ли было составить слово? Легко ли было заметить, что кому-то нужна помощь? Как вы себя ощущали, когда вас приняли в группу? А когда, вы не нашли партнеров?

10. Упражнение «Мне это знакомо».

- В жизни каждого человека случаются конфликты и соответствующие ей эмоции. Сейчас каждый из вас запустит руку в коробку и принимая содержимое, искренне скажет: «Мне это знакомо». Но зачем нам нести эту ношу, давайте поменяем содержание коробки на то, от чего бы хотели избавиться словами: «Я меняю свою ношу на…»

11. Рефлексия «Спектрокарты».

- Выберите из карт ту, которая может отобразить ваше состояние и мысли, чувства, возникшие после нашего занятия и расскажите, почему вы ее выбрали.

1 2 3 4 5

- Яростно взрываетесь, пытаетесь перекричать - Становитесь чересчур вежливы

-Избегаете встречи

- Пытаетесь поговорить спокойно

- Учитываете свои и чужие интересы

Настаиваете на своей правоте,

доказываете свое мнение

уступаете, учитываете чужие интересы, вплоть до собственной капитуляции перестаете говорить с человеком

избегаете категоричности в суждениях

ваш девиз «Ты хорош, я- хорош, мы с тобой – уважаемые люди»

упрекаете другого

первыми начинаете разговор

погружаетесь в другое занятие уступаете, но взаимно (я тебе, ты мне)

признаете ценность хороших отношений

сводите счеты

ваши интересы страдают

впадаете в депрессию, заболеваете

предлагаете другой вариант разрешения спора совместными усилиями решаете проблему

допускаете едкие замечания, оскорбляете стараетесь заслужить расположение и сохранить хорошие отношения убеждаете себя, что это пустяки,

успокаиваете себя словами «зачем делать из мухи слона» пытаетесь сохранить хорошие отношения признаете факт того, что ваши размышления могут быть ошибочными

Педагогическая ситуация. В детском саду произошла конфликтная ситуация. Родитель выразил недовольство воспитателю по поводу того, что она заставляла ее ребенка съесть всю еду с тарелки.

Расскажите эту историю от лица воспитателя- пессимиста. Пессимист- человек, склонный воспринимать события в негативном свете.

Педагогическая ситуация. В детском саду произошла конфликтная ситуация. Родитель выразил недовольство воспитателю по поводу того, что она заставляла ее ребенка съесть всю еду с тарелки.

Расскажите эту историю от лица воспитателя - оптимиста.

Оптимист- человек, верящий в положительный исход ситуации.

Педагогическая ситуация. В детском саду произошла конфликтная ситуация. Родитель выразил недовольство воспитателю по поводу того, что она заставляла ее ребенка съесть всю еду с тарелки.

Публикации по теме:

Практическое занятие «Скоро в школу!» (НОД)Практическое занятие «Скоро в школу!» (НОД) Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Психологическое занятие с элементами тренинга «Нужно ли готовиться к ОГЭ» для учащихся 9-х классов «Нужно ли готовиться к ОГЭ?» Прежде чем обсуждать нужно или не нужно готовиться специально, если да, то как, я предлагаю Вам послушать притчу.

Самоанализ открытого занятия «Экстремальные ситуации в быту, правила безопасного поведения» Тема занятия взята в соответствии с адаптированной воспитательной программой «Охрана здоровья и физическое развитие» и календарно-тематическим.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Отпустите меня в Гималаи»: Как дожить до отпуска Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов. Ход мероприятия: Ритуал приветствия Игра «Круг друзей» Все поют: «Что мне снег,.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сохраним своё душевное здоровье» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей странички! Поздравляю Вас с Новым 2019 годом! Приглашаю Вас на занятие с элементами тренинга.

Занятие с элементами тренинга для подростков 14–16 лет «Конфликт и его преодоление» Занятие с элементами тренинга «Конфликт и его преодоление» Цель: Дать объяснение понятию «конфликт», найти пути выхода из сложных конфликтных.

Занятие с элементами тренинга «Путешествие по цветным морям» Целевая аудитория: дети Формы и методы работы: обсуждение, упражнения, изо – терапия, составление рассказа, игра. Цель: развитие навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое занятие с элементами тренинга конфликтологии «Стили поведения в конфликтной ситуации, конфликт интересов»
Опубликовано: 10 мая 2020 в 14:51
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическое занятие с элементами тренинга конфликтологии «Стили поведения в конфликтной ситуации, конфликт интересов»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Лунькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД