Алиса Девятко
Практическое пособие для педагогов и родителей «Волшебные фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое пособие для педагогов и родителей
Воображение
облачает в роскошные наряды
наши скромные мысли
(Сим)
Одним из наиболее важных психических процессов в развитии дошкольников с ограниченными возможностями зрения является процесс воображения. Благодаря воображению ребенок может представить себе явление, животное или предмет, которого раньше не видел; может представить себе действие, которого раньше не совершал. Воображение расширяет сферу познания, создает возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности.
Публикация «Практическое пособие для педагогов и родителей „Волшебные фигуры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Особая роль отводится воображению при школьном обучении. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Работая с детьми с ограниченными возможностями зрения, изучая их рисунки, была выявлена закономерность – слабое развитие воображения в продуктивной деятельности влекло за собой снижение всей познавательной активности ребенка. Особенно трудно давалось задание «Дорисуй фигуры». У многих ребят изображения получались однотипными и бедными на детали, некоторые дети вовсе не могли выполнить это задание.
Данное пособие «Волшебные фигуры» направленно на развитие воображения детей с ограниченными возможностями зрения через специально организованную продуктивную деятельность.
Основная задача – развитие способности создавать оригинальные образы путем дорисовывания предложенных фигур.
Критерии эффективности реализации данного пособия :
1. Разнообразие полученных изображений.
2. Яркость и оригинальность.
3. Творческий подход.
4. Умение рассуждать, делать выводы.
5. Способность к преобразованиям.
Пособие состоит из 20 схем-образцов и 20 рабочих схем для детей.
Схема-образец – это лист формата А-4 с нарисованной таблицей из шести клеточек, в каждой из которых недорисованная фигура и варианты готовых изображений. Например, недорисованная фигура - полукруг, варианты изображений - зонт, мяч, лицо человека, ягода, яблоко, цветок. Предложенная для дорисовывания фигура может быть центральным элементом рисунка или же его второстепенной деталью.
Рабочая схема – это лист формата А-4, на котором нарисована таблица из 6 клеточек, в каждой из которых – недорисованная фигура. Основная задача ребенка – дорисовать эти фигуры так, чтобы получилось шесть разных предметов.
После того, как ребенок прорисует все 20 схем, предложите ему упражнения для работы в парах (ребенок-взрослый, ребенок-ребенок).
Упражнение в парах «Ты - мне, я - тебе».
Организация: дети сидят за столом, у каждого лист с одинаковым количеством нарисованных клеточек (2, 4, 6, простые карандаши.
Ход выполнения упражнения: дети одновременно рисуют в 1-ой клеточке любую фигуру и меняются листочками. Каждый дорисовывает предложенную фигуру и тут же, в клеточке № 2 рисует новую фигуру. Дети опять меняются листочками. Рисовать до той поры, пока не будут заполнены все клеточки. В конце каждого упражнения идет обсуждение получившихся изображений.
Упражнение в парах «Чудо».
Организация: на двоих игроков 1 лист и 2 карандаша. Ход игры. Педагог говорит : «Раз, два, три, четыре, пять, будем «чудо» рисовать». Основная цель – без предварительной договоренности в пять шагов нарисовать изображение и придумать ему название (на что похоже).
1-ый шаг. Первый ребенок на листе в любом месте рисует любую фигуру.
2-ой шаг. Второй ребенок должен дорисовать до этой фигуры свою фигуру и т. д.
3-й и 4-й шаги – аналогично 1-ому и 2-ому шагам.
5-й шаг – заключительный, после которого проводится анализ получившегося изображения, дается название работы. Все детские рисунки выставляются на панно, идет общее обсуждение.
Дети с ограниченными возможностями зрения, прошедшие специальную подготовку по развитию воображения, приобретают оригинальный склад мышления, уверенность при выполнении задания, творческий подход, создают более яркие, богатые и оригинальные образы воображения. Они с удовольствием фантазируют, активнее занимаются творчеством, научаются выходить за рамки предложенных вариантов.
Пособие предназначено для родителей и педагогов ДОУ для работы с детьми с ограниченными возможностями зрения старшего дошкольного возраста, а также может быть интересным для учителей начальных классов.
В данной статье я представляю вашему вниманию несколько авторских схем для работы с детьми.
Литература
1. Вераска А. Н. индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с. (с. 10-12)
2. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2003. – 288с. (с. 90)
3. Жатсель А. Воображение / Анна Жатсель. – Пер. с фр. О. Басанцевой. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 144с., ил (с. 6)
4. Литвак А. Г. психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб. 2006. – 336с. (с. 303-310)
5. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. : Харвест, 2001г. – 976 с. (с. 103-104)
6. Субботина Л. Ю. развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. (с. 7-21)