Ольга Махалкина
Практическое занятие для педагогов «Толерантность к людям с ограниченными возможностями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Ход:
Психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня состоится ещё одна заключительная встреча с вами. И начать её я предлагаю с упражнения «Я – это супер!»
Педагоги становятся в круг лицом друг к другу. Выполняют упражнение в одном темпе и ритме (который на данный момент кажется наиболее подходящим).
Публикация «Практическое занятие для педагогов „Толерантность к людям с ограниченными возможностями“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
Участники двигаются особым образом: они топают сначала левой ногой, затем - правой, потом делают хлопок - ритмическое движение. Группа задает ритм, свои действия участники по очереди сопровождают следующими фразами: Я (притопывание одной ногой) — ЭТО (притопывание другой) ИМЯ (хлопок в ладоши). Например, «Я – ЭТО НАДЕЖДА!»
Если кто-то сбился, группа дает возможность произнести свою фразу еще раз.
Этот способ представления позволяет сделать акцент на самоутверждении.
Упражнение «Почтовая марка».
Психолог: Мы с вами уже знакомы с понятием толерантности. Действительно в последнее время о термине «толерантность» мы слышим все чаще и чаще. Представьте себе, что ЮНЕСКО сделали заказ: выпустить почтовую марку ограниченного тиража, которая станет гордостью коллекции любого нумизмата. Включите свое воображение. За 15 минут вам предстоит изготовить эскиз этой марки и защиту своего определения толерантности.
Упражнение выполняется в группах по 3-4 человека, заканчивается презентацией марки. Каждая из образовавшихся групп должна объяснить смысл изображения на своей марке и найти общее во всех рисунках.
Упражнение «Групповая дискуссия».
Психолог: Скажите уважаемые коллеги - кто такие люди-инвалиды?
Часто ли вы встречаете на улице инвалидов или людей с ограниченными возможностями?
Есть ли у вас родственники, знакомые— инвалиды?
Должно ли инвалидам быть стыдно за свое положение?
Обращали ли вы внимание на то, как другие люди ведут себя, когда видят инвалидов на улице?
Как выдумаете, что чувствуют инвалиды, когда на них обращают внимание, жалеют их?
(Идёт обсуждение данных вопросов).
Спасибо, у нас развернулась очень интересная дискуссия. Но нам необходимо продолжить нашу работу.
Упражнение «Поводырь-Слепец».
Сейчас мы с вами поиграем. Это всего лишь игра, но в ней вы поймете, что может чувствовать человек, лишенный способности видеть. Формируются пары участников, один из которых «Слепец», ему завязывают глаза, другой — «Поводырь». На полу расставлены препятствия, через которые «поводырь» должен провести «слепца», избегая этих препятствий. Обсуждение:
Что вы чувствовали, находясь в роли слепца? Поводыря?
(Ответы участников).
Упражнение «Связанные руки».
Участникам связываются руки, а затем их просят застегнуть-расстегнуть пуговицы, завязать ленту, написать мелом на доске и т. д.
Обсуждение.
Что вы испытывали при выполнении данного упражнения?
(Участвующие педагоги делятся своими чувствами и эмоциями).
Упражнение «Что слышно?»
Психолог: Послушайте, пожалуйста, звуки природы, а затем расскажите, что вы услышали.
(Включается музыка: звуки природы, шум леса, пение птиц и т. д. Педагоги делятся впечатлениями от услышанного).
Как прекрасно проснуться утром, услышать пение птиц, шелест листьев на деревьях, почувствовать гармонию души и тела…— это счастье.
Упражнение «Наше послание вам»
Знакомство группы с письмом от людей с ограниченными возможностями.
Психолог зачитывает текст письма:
Друзья! Мы всегда рады общению, взаимодействию, дружбе! Не секрет, что это получается не всегда гладко и просто. Жаль, что, когда вы заблудились или хотите, что–нибудь узнать, а вокруг никого нет, кроме инвалида вы забоитесь, постесняетесь или просто не захотите подойти. А мы поможем, ответим и будем рады вашему вниманию.
Мы обычные люди, немного обиженные природой – матушкой, но поверьте, мы к себе привыкли, стараемся адекватно себя оценивать, знаем свои способности и возможности. Поэтому, когда вы видите нас, не проявляйте излишнего внимания, сердобольности или навязчивого сочувствия, это снова напоминает о нашей болезни. Мы приняли свое заболевание, как бы это ни было трудно, примите и вы его. Давайте общаться на равных.
При разговоре, беседе и споре обращайтесь непосредственно к нам, не бойтесь смотреть прямо в глаза, пожать нам руку или еще несколько раз повторить вопрос. Не стесняйтесь предложить нам помощи и не расстраивайтесь, если мы отказались от нее.
Иногда нам трудно говорить, но мы очень хотим быть выслушанными и понятыми, но вы спорьте с нами, доказывайте свое мнение, задавайте любые вопросы. Мы тоже любим шутить и смеяться, имеем самокритичность. Не бойтесь показаться глупыми или слишком умными – будьте собой и нам будет легко и спокойно.
Если убрать все признаки нашего заболевания, вы увидите здоровых, интересных, общительных людей. Спасибо за участие!
(Проводится обсуждение того, какие чувства и эмоции испытывает автор письма, какую полезную информацию мы получили. Какие эмоции испытывали при прослушивании).
А вот и общий совет психологов: рассчитывайте на здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим – ведь вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте, и тогда все будет хорошо.
Упражнение на снятие эмоционального напряжения «Мой парк».
Включается спокойная расслабляющая музыка. Упражнение осуществляется с помощью воображения.
Психолог дает инструкцию: «Расслабьтесь, все хорошо поработали, выполнили много заданий, активно участвовали. Постарайтесь закрыть глаза, кто не может, можно оставить открытыми. Представьте, пожалуйста, большое пространство, оглянитесь вокруг, что вы видите, как вы себя чувствуете. Огляделись, привыкли. Теперь необходимо начать строить свой парк. Задумайтесь, что бы вы хотели увидеть в своем парке. Какие предметы и как вы расставите. Даю вам время оборудовать открытое место. Это может быть парк отдыха, парк развлечений, парк для занятий. Выполнили всю работу, как вы себя чувствуете, какие эмоции испытываете, можно еще что – нибудь добавить. Теперь посмотрите, кто приходит в ваш парк, как эти люди себя чувствуют, что делают. Обратите внимание на ваш уровень удовлетворения от сделанной работы, что нравится, что нет, что нужно изменить. Начинаем просыпаться, открывает глаза».
(После упражнения все желающие могут рассказать свои впечатления от выполненной работы).
Упражнение «Групповой рисунок».
Психолог: А сейчас я предлагаю вам нарисовать ответное письмо детям с проблемами в развитии красками. Участвуют все педагоги.
(Включается спокойная музыка).
Обсуждение рисунка: по кругу каждый участник говорит по одному предложению о своем послании, в результате должен получиться связный рассказ.
Прощание «Электрический ток»
Психолог: Встаньте, пожалуйста, в круг. Беремся за руки. Передаем по кругу легкое пожатие. В кругу вы должны высказать то, что «наболело», что осталось не высказанным, пожелания друг другу.
Рефлексия участников встреч:
-Кажется ли вам тема толерантности актуальной?
-Можно ли дать одно определение «толерантности»?
-Я поняла, что…
- Закончите предложение: «Для меня на этой встрече было главным …»