Светлана патрикеева
Конспект занятия «Зимушка — зима» для детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
МУДО Сенгилеевский ЦДТ.
П. Д. О. Патрикеева С. В.
26.03.2018г
Занятие № 3
«Путешествие в мир образования»
«Зимушка - Зима»
(конспект занятия для детей с ограниченными возможностями)
Тема:
1. характерные признаки зимы
2. зимующие птицы
3. интересный снег (опыт)
4. геометрические фигуры и ориентировка на плоскости
5. моделирование снегиря
Цель:
Публикация «Конспект занятия „Зимушка — зима“ для детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах
-Вовлечь родителей в содержательную деятельность детей.
-Познакомить с зимующими птицами, воспитывать бережное отношение к животному миру природы; со свойствами снега; с простыми геометрическими фигурами; научить ориентироваться на плоскости.
-Показать возможность лепки птиц из салфеток; учить самостоятельно, выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки (лепка, аппликация, рисование); развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве.
Оборудование:
Салфетки, клей пва, гуашь красного цвета, ножницы, цветная бумага черного цвета, кисточки для рисования и клеевые, подкладные дощечки; раздаточный материал – одежда, геометрические фигуры; снег в прозрачных сосудах;т. с. о.
1. Приветствие
“Здравствуй, Миша! Посмотри, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давай с ними поздороваемся. Помашем рукой”. Ну молодец, всем пожелал здоровья, потому что слово «здравствуйте» означает, пожелание здоровья. Ребята, а теперь мы поздароваемся друг с другом с помощью эстафеты
2. Рассматривание зимних явлений за окном, снега.
“Хорошо! Миша, посмотри в окно. у нас за окном самая настоящая зима. Зимой на улице много снега”. А в ведерке снег, потрогай его (трогает)
Ребята, а теперь вы рассмотрите и потрогай его Миша. (трогает)
“Ребята, давай, рассмотрим снег поближе. Снег какой? (белый). Теперь, потрогаем его. Снег, какой? (Холодный, колючий, мокрый, липкий), а когда растает в ваших руках превратится в (воду)”.
На улице холодно, в комнате тепло. Но, даже трогая долго снег в комнате можно заболеть. Но нам простуда не страшна. Потому что сейчас мы с тобой поиграем в “Неболейку”.
3. Массаж биологически активных зон “Неболейка” (для профилактики простудных заболеваний).
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(поглаживать ладонями шею сверху – вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать
(указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком
(прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями «в стороны – вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею. (Раздвигать указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! (потирают обе ладони).
4. Дидактическая игра «Что лишнее?» (собираемся на прогулку).
“А еще, чтобы быть здоровыми и бодрыми, надо много гулять. Миша, мы с тобой недавно ходили на прогулку. Вспомним, как там холодно и выберем вещи которые оденем, а дети нам в этом помогут, Ребята, оденьте Мишу потеплее”.
На столе – картинки с изображением зимних и летних вещей. (можно использовать кукольные вещи) Отобрать лишнюю картинку (летнюю).
1. головной убор: шапка, панама, шарф.
2. одежда: комбинезон, шуба, футболка, варежки.
3. обувь: ботинки, валенки, босоножки.
“Молодцы, справились с этим заданием. Мишу одели тепло, и готовы ехать на прогулку!”
Под весёлую музыку, с колокольчиком в руках «едем и играем на инструментах». (песня мы едем, едем, едем, в далекие края)Приехали!” 01.
5. Дыхательное упражнение «Вьюга».
(Звучит фонограмма зимней вьюги) Устали, как вы думаете, а что это за звуки?
Это песенка зимней метели. Сейчас, мы с тобой устроим настоящую метель!”
“Метель принесла с собой много снега. Подуем как вьюга”.
“Как на улице холодно зимой! Чтобы наши язычки не замёрзли, поиграем с ними”. 02.
6. Артикуляционная гимнастика.
«Улыбочка»
Широка моя улыбка,
Зубки все мои видны-
От краёв и до десны.
Описание. Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
7. Новая тема. «Зимующие птицы»
Человека, где бы он не находился, постоянно окружают птицы. Мы выходим на улицу – слышим птичий гомон; приезжая в деревню, видим домашних птиц, а в лесу поют лесные птицы.
Но времена года меняются, после лета наступает осень, и многие птицы улетают в тёплые края. А другие остаются и зимуют с нами. Называют их «Зимующие» птицы. Посмотрим фильм. 03.
(Достаёт игрушку – снегиря). Смотрите, Миша, птица прилетела. Что это за птица?
Дети. Снегирь.
Воспитатель. Правильно, Снегирь. Послушаем как он поет. 04.
А прилетел он не просто так, прилетел он помощи попросить. Ведь всем птицам зимой помощь нужна. Посмотрим, какая же нужна помощь птицам и узнаем куда улетают Снегири при наступлении весны? 05.
- Какая помощь нужна птицам? (Их надо кормить.) Давайте, покормим нашего снегиря, насыпем ему семечек”. А куда? Отгадайте загадку.
- Избушка новая.
Для птиц столовая.
Зовёт обедать,
Угощение отведать. (Кормушка.)
Педагог. Вот она, кормушка – новая, красивая. (Ставит всем на стол кормушки и мешочки с семечками.) Посмотрите, чего в кормушке не хватает?
Дети. Не хватает корма. Она пустая.
Педагог. Покормим птицу, ведь ей очень тяжело добыть корм зимой, и не только ей, всем птицам зимой живется тяжело, трудно под снегом добыть пропитание. Все семена растений занесены снегом. (имитация кормления)
Посмотрите,“Снегирь поел и песенку запел. Это он нас так благодарит!”.
Звучит песенка снегиря. 06.
- Ребята, а куда улетают Снегири когда наступает весна?
(в лес, в густую чащу и там строят гнезда и растят птенцов)
8. Физкультминутка.
Представьте, что я – волшебница, и превращаю вас в птиц – в ворон.
Вороны серые летели (взмах руками)
На кормушку к нам присели. (положили руки на стол)
Поклевали, поклевали, (стучать кубиками по столу)
По кормушке поскакали.
Угощенье всё поели
И тихонько улетели. (взмах руками)
Педагог. А сейчас мы с помощью загадок узнаем, какие же птицы у нас зимуют, и посмотрим на них. (показ слайда)
Загадки.
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать.
Вместо «здравствуйте» привык
Говорить всем «чик-чирик». (Воробей) 07
Хоть поменьше воробья.
Не боюсь, зимы и я.
Всем известная вам птичка,
А зовут меня… (Синичка) 08
Носит серенький жилет.
Но у крыльев чёрный цвет.
И она вам всем знакома.
Как зовут её? (Ворона) 09
Как снег бела,
Как сажа черна,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока) 10
Эта птица сизокрылая
Любит семечки клевать
И тихонько ворковать. (Голубь) 11
Чёрно-красный, красногрудый.
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут. (Снегирь) 12
9. Ориентировка на плоскости.
Педагог. условно, при помощи геометрических фигур (воробей – круг, синичка – овал и т. д.) разместим наших птиц на плоскости.
(приготовлен лист картона, в верхний левый, центр, между и т. д)
Повторим названия птиц (повторяют)
Педагог. А как их назвать, одним словом?
Дети. Зимующие.
Педагог. (Звучит аудиозапись птичьего хора). Послушайте, как птицы хором, все вместе весело щебечут. Воспитатель. Спасибо! Вы молодцы! 13
9. Итог
“ Молодец, Миша! Как много мы сегодня с тобой сделали и узнали. Мы говорили о том, что зима – снежная, холодная, с сильной метелью; снег белый, мокрый, липкий, холодный, колючий, превращается в воду; зимой нужно кормить птичек, потому что им голодно, трудно добыть корм. Узнали, какие птицы у нас зимуют. Определили, чтобы не болеть, надо много гулять, тепло одеваться ”. Повторили название геометрических фигур и разложили их на плоскости.
“Что-то стало совсем холодно. Пора возвращаться обратно в группу на практическое занятие. Попрощайся с гостями, помаши рукой”.(под песню с колокольчиками возвращаемся обратно) 14
10. Практическая работа «Моделирование Снегиря»
Педагог. В начале нашего занятия к нам прилетела зимняя птичка «Снегирь», мы сегодня смастерим стайку нарядных снегирей. Я хочу рассказать вам сказку «Почему у снегиря красная грудка»
(можно использовать сказку эту, просмотр мультфильма, театрализовано) 15
Сказка:
- Давным-давно по сосновым лесам летала маленькая темно-серая птичка. Она клевала зернышки, спала на ветке и чистила перышки, как все другие птицы. Но эту серую птичку ничего не радовало и ничего не огорчало. Она не радовалась вместе со всеми птичками солнышку и не сердилась на осенний дождик. Она не удивлялась радуге и не ждала весны. И вот однажды налетел сильный ветер. Другие птички попрятались кто куда, а серая равнодушная птичка ничего не замечала и продолжала сидеть на ветке. Ветер очень рассердился на птичку за такое неуважение, подхватил ее и понес в фруктовый сад, росший неподалеку от леса. Там он дунул посильнее, и птичка залетела в клетку, висящую на старой яблоне.
Клетка захлопнулась. Птичка продолжала равнодушно сидеть внутри. Яблоня тихонько зашелестела и сказала:
- Бедная птичка!
- Это почему же я бедная? – спросила птичка.
- Потому что ты никогда больше не увидишь лесных деревьев, не погреешься на солнышке, не полетаешь в синем небе.
Птичка огляделась и увидела, что на небе радостно светит солнышко и летают птички, что небо синее-синее, что вдалеке шумит родной лес – и первый раз в жизни расстроилась. Она так захотела выбраться из клетки, но клетка была крепкой.
- Я помогу тебе, - сказала старая яблоня, протянула веточку и выпустила птичку из клетки.
Птичка решали отблагодарить яблоню. Она прогнала всех червячков из ее яблок, съела всех гусениц с листьев и благодарная яблоня украсила грудь птички своим самым румяным красным яблоком.
Птичка весело чирикнула и полетела дальше, чтобы повидать мир. По дороге она всем помогала и ей это очень нравилось. Время шло. Пришла зима. Однажды птичка прилетела в заснеженный северный лес и увидела двух плачущих зайчат.
Зайчата рассказали птичке, что у них нет елочных игрушек, чтобы нарядить елку. Птичка сказала:
- Не плачьте, зайки! Я буду вашей елочной игрушкой! – и села на веточку. Зайки обрадовались и стали водить хоровод вокруг елки.
Маленькой птичке было очень холодно сидеть на елке. Она дрожала от холода, ее заметал снег, но она не хотела портить праздник зайкам.
И вот в гости к зайкам пришел дед Мороз, увидел замерзающую птичку и согрел ее, завернув в свою шапку.
- Я вижу, ты очень добрая и хорошая птичка. Я назову тебя снегирь. Ты не будешь бояться зимы, станешь прилетать к людям в большие города и приносить к ним зиму и праздник.
Птичка очень обрадовалась. Теперь она каждую зиму прилетает в город и люди радуются снегирю и Новому году.
Практическая работа:
Сейчас мы с вами приступим к изготовлению игрушки (показ образца). Как вы думаете из чего лучше сделать снегиря, чтобы он был пушистый, как комочек, и круглый, как яблочко? (ответы). Да, туловище снегиря можно сделать разными способами: из комочка ваты (скатав его в шарик, из бумажных салфеток (смяв в комок). Посмотрите на материалы, приготовленные для занятия. Мы с вами будем мастерить снегиря из салфеток. Сначала нужно скатать салфетки в комок – это туловище. Какого цвета грудка снегиря? (розовая). Для окрашивания нужно смешать краску с клеем и аккуратно покрыть смесью комочек. Пока краска будет подсыхать, готовим крылья и хвост. Крылья делаются так: берется длинный прямоугольник черного цвета и вырезается как радуга – дуга, чтобы получилась спинка с двумя крылышками сразу (серединка – это спина, а по бокам крылья). Второй прямоугольник понадобится для хвоста: сложить пополам пол длине и срезать уголок на сгибе (получается хвост, похожий на флажок). Крылья приклеиваются сверху, а хвост сзади. Приклеиваются глаза (два кружочка) и клюв (два треугольника).С помощью штопальной иглы протягивается нить в игрушке.
---На доску вывешивается инструкционная карта изготовления «Снегиря».
---Во время работы родители оказывают помощь своему ребенку.
---По ходу работы педагог оказывает индивидуальную помощь.
11. Итог занятия : 16
(педагог собирает в кучку всех снегирей)Чтение стихотворения А. Прокофьева «Снегири».
Выбегай поскорей посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос им рябинку принес;
Хорошо угостил – хорошо подсластил
Зимним вечером поздним ярко – алые грозди.
Посмотрите, сидят птички с яркими грудками на ветках, будто розовые наливные яблочки.
12. Релаксация. (включается музыка) 17
Мы играли, занимались.
Мы все с вами постарались,
А теперь мы отдыхаем,
Глазки наши закрываем,
Наши ручки отдыхают,
Наши ножки отдыхают,
Мы немного отдохнем,
А потом домой пойдем.
Педагог – на этом наше занятие закончено. До свидания.