Ольга Махалкина
Практическое занятие для педагогов «Толерантная и интолерантная личность»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомить с понятиями толерантной и интолерантной личности. Повышение уровня взаимопонимания и согласованности действий в группе.
Ход: - Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим основные отличия толерантной личности от интолерантной. Американский психолог Гордон Олпорт отмечает, что толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих. Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов, находится в ощущении постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности. Толерантные люди, в отличие от интолерантных, не перекладывают ответственность на других и не стремятся во всем обвинять окружающих. Интолерантные личности делают акцент на различиях между "своей" и "чужой" группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально. Толерантный человек, наоборот, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения. Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, стремясь к личной независимости. Стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный.
Публикация «Практическое занятие для педагогов „Толерантная и интолерантная личность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
Упражнение «Я подарок для человечества…»
Психолог: Каждый человек - уникальная личность. И верить в свою исключительность необходимо каждому. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что каждый из здесь присутствующих действительно является "подарком" для человечества. Каждый из участников аргументирует свое утверждение, например: "Я подарок для человечества, так как я. "
Психолог обобщает высказывания участников, говорит, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого уникальным, и того, что всех объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.
Упражнение «Что нас объединяет».
Психолог: Я предлагаю вам определить, что вас объединяет, несмотря на множество различий. Вы должны представиться каждому новому собеседнику, задать вопросы, касающиеся психологических характеристик и интересов, которые могут вас объединять, и записать результат на листе бумаги.
Например, мы оба добрые, тактичные, приятные в общении, выросли в большой семье, любим слушать классическую музыку, не менее одного раза в месяц бываем в кино, гостях и т. д.
Затем участникам предлагается перечислить записанные сходства, группа может прийти к выводу, что, несмотря на физиологические, биографические, и национальные различия, люди принимают и понимают других на основе сходства психологических характеристик или интересов, что позволяет им быть более толерантными по отношению друг к другу.
Психолог: Ну а сейчас я вам предлагаю назвать хотя бы 15 характеристик, свойственных толерантной личности.
(Педагоги называют характеристики, которые записываются на доске).
Это могут быть такие характеристики, как:
1) терпение,
2) доверие,
3) умение владеть собой,
4) снисходительность,
5) доброжелательность,
6) умение не осуждать других,
7) терпимость к различиям,
8) способность к сопереживанию,
9) умение слушать и др.
В процессе обсуждения педагоги определяют качества толерантной и интолерантной личности и выясняют, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми.
Упражнение "Я такой, какой я есть" и "Я такой, каким хочу быть».
Психолог: Уважаемые педагоги, предлагаю вам выполнить два рисунка: "Я такой, какой я есть" и "Я такой, каким хочу быть". После выполнения задания неподписанные рисунки сдаются психологу, который по очереди показывает их участникам с просьбой рассказать, что они видят на рисунке. Участники говорят о своих ощущениях от рисунка: каким, по их мнению, человек, сделавший рисунок, видит себя, что хотел бы изменить в себе. После того как все участники выскажут свое мнение, они пытаются определить, кто автор рисунка. Автор рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему высказывания. Таким образом, обсуждаются все рисунки.
Очень хорошо, что сегодня высказались все присутствующие. Я уверена, что тех качеств толерантной личности, которых, по вашему мнению, пока у вас недостаёт, вы обязательно в себе воспитаете. И замечательно, что вы уже видите, что надо изменить в себе.
Рефлексия занятия:
• выразите свое мнение от участия в сегодняшнем занятии;
• что было наиболее интересным и запоминающимся;
• что вы вынесли из нашей встречи;
• чего не хватало на этой встрече;
• пожелания участникам встречи.
Спасибо за активную работу. Успехов Вам!