Татьяна Рыкова
Практическое мини-занятие для родителей «Подготовка детей 5–7 лет к обучению грамоте»
Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем применить эти знания в практических упражнениях.
Публикация «Практическое мини-занятие для родителей „Подготовка детей 5–7 лет к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Я напомню звуки бывают гласные и согласные. Согласные бывают твёрдые и мягкие. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Мягкие обозначаем зелёным цветом, а твёрдые синим.
1)Из звуков состоят слова. И сегодня мы узнаем из каких звуков состоит слово ЛИСА.
Обратите внимание на количество клеточек под картинкой, их 4ре. Это необычные клеточки, а домики для звуков и сейчас мы каждому звуку найдём свой домик. Смотрим на картинку, назовём её (ЛИСА, давайте сосчитаем, сколько звуков в слове.
Первый звук в слове (Лиса, звук Ль - он согласный мягкий обозначим его фишкой зелёного цвета
Второй звук в слове (лИса, звук И-гласный обозначим его красным цветом
Третий звук в слове (лиСа, звук С-твёрдый согласный его обозначит синим цветом
Четвёртый звук в слове (лисА, звук А –гласный обозначим его красным цветом
Мы все звуки заселили в свои домики, у нас получилось слово ЛИСА.
2)В слове ЛИСА 4ре звука, два гласных и два согласных, согласных твердых (1); согласных мягких (1,давайте их назовём – первый согласный Ль, второй согласный С. Первый гласный И, второй гласный А.
3) Мы знаем, что сколько в слове гласных звуков столько и слогов, сейчас мы это проверим ЛИ-СА, у нас получилось два слога потому что в слове два гласных звука.
Сейчас мы определим ударный слог: ЛИ-СААА, Я произнесла чуть протяжнее второй слог - значит он у нас является ударным.
Предлагаю игру «Посели слова в домики»
Домики отличаются друг от друга количеством окошек. В домике с одним окошком живут слова с одним слогом. В домике с двумя окошками живут слова с двумя слогами. В домике с тремя окошками живут слова с тремя слогами. И сейчас мы с вами расселим наши слова в домики. (предлагаются картинки: рак, туча, планета, лиса, мышь, бабочка, сова, курица, лев, а помогут нам в этом наши ладошки. На первой картинке у нас нарисован РАК, давайте определим количество слогов в этом слоге (хлопок, у нас получился один хлопок. Значит слово рак состоит из одного слога и мы заселим его в домик с одним окошком. Ит. д. Мы все слова заселили в домики, а это значит мы справились с заданием.
В старшем дошкольном возрасте педагоги начинают формировать у детей звуковой анализ и синтез. На начальном этапе формируем в словах первый ударный гласный звук.
Игра «Угадай первый звук в слове».
Произносим ряд слов, акцентируя начальный ударный гласный звук, и просим ребёнка определить, с какого звука они начинаются: утка, уши, угли, улица (со звука у, армия, Африка, азбука, арка (со звука А,ослик, озеро, остров, облако (со звука О) иглы, искры, изгородь, иней (со звука И). Затем предлагаем обвести картинки которые начинаются со звука У, потом со звука А, далее со звука О, и наконец со звука И. Также можно предложить ребёнку вспомнить имена детей начинающееся с данными звуками.
Игра «Угадай последний звук в слове».
Предлагаем ребёнку определить последний звук в названиях картинок. Для этого пусть произносит протяжно последний звук: утка (А, игрушки (И, улитка (А, акула (А).
Далее предлагаем детям слова с согласным начальным звуком: дом (Д, рак (Р, затем предлагаем с последним согласным звуком в слове : рот (Т, бак (К, альбом (М).
Определение места звука в слове. Игра «Давай узнаем где живёт звук в слове»
При определении места звука в слове необходимо напомнить ребенку, что у слова есть:
- начало (звук, с которого слово начинается)
- конец (звук, которым слово заканчивается)
- середина слова (все звуки между первым и последним звуками).
Отображая схему этого задания, необходимо нарисовать:
Полоску –которая обозначает слово, а деления – это части слова
(1 - начало слова, 2 - середина слова, 3 - конец слова)
Например, задание: Определи место звука А в словах: Просим рассмотреть картинку а потом определить место звука А в словах и обозначить или фишкой красного цвета или например пуговкой на схеме.
АИСТ МАК РУКА
В более старшем возрасте можно предлагать детям называть слова на заданный звук
Игра «Назови слово с заданным звуком»
Назови слово со звуком Ш в начале слова, в середине и в конце слова
Определение места звука в слове.
При определении места звука в слове необходимо напомнить ребенку, что у слова есть:
- начало (звук, с которого слово начинается)
- конец (звук, которым слово заканчивается)
- середина слова (все звуки между первым и последним звуками).
Отображая схему этого задания, необходимо нарисовать:
- где целая полоска обозначает - целое слово
- а деления – это части слова
(1 - начало слова, 2 - середина слова, 3 - конец слова)
Например, задание: Определи место звука А в словах:
АИСТ МАК РУКА