Марина Маркарова
Практический семинар для родителей «Использование разнообразных современных технологий по ИЗО деятельности с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Задачи:
• формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
• развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.
• апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.
Публикация «Практический семинар для родителей „Использование разнообразных современных технологий по ИЗО деятельности с дошкольниками“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
1. Теоретическая часть
Педагогическое руководство процессом художественно-творческого развития дошкольников
Одна из главных задач детского сада и семьи – создать условия для воспитания ребенка творческой, разносторонне развитой личностью. Для этой цели по самой своей природе предназначено искусство, и в том числе непосредственная изобразительная деятельность наших детей. Именно она обладает свойством воздействия на ребенка, формирует и развивает его всесторонне:
• углубляет и направляет эмоции;
• возбуждает фантазию;
• развивает мыслительную способность и расширяет кругозор;
• формирует нравственные принципы;
• развивают универсальные способности.
Мнение современных ученых таково : работа пальцев способствует развитию речи. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Предварительно нарисовав событие, ему легче рассказать о нем. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать.
«Если ребенок молчит, покажите ему картинку и он заговорит - писал К. Д. Ушинский, - если картина создана своими руками и воображением самого ребенка». Поэтому-то рисование и становится незаменимой и своеобразной помощью при решении речевых задач.
Рисование – это еще и огромный источник радости, не сравнимый ни с какой другой радостью. Создавая свою картину, ребенок постигает не только окружающий мир, но что очень важно, постигает себя самого – и это первый шаг к самовоспитанию. Самовоспитание уходит корнями в детство, начинаясь с узнавания самого себя. И узнавание это, как говорил В. А. Сухомлинский, должно быть обязательно радостным.
Вот Ваш малыш нарисовал картину и с удивлением смотрит не только на творение своих рук, но и как бы на самого себя: «Неужели это сделал я?»
Вот оно счастье творческого труда, о котором писал в своей книге «Мудрость красоты» наш современный художник и педагог Б. Н. Неменский.
«Вот она сила, которая поможет ребенку подняться из любой жизненной трудности. И когда он станет взрослым, то память обязательно будет возвращать его в детство, в состояние радости и счастья, подаренное ему минутами общения с красками, когда он создавал свои произведения».
К концу дошкольного детства всегда накапливается много интересных работ, и как приятно слушать от детей: «Как здорово! У меня все получилось! Я умею рисовать.»
Поэтому предлагаю Вам со своими детьми дома использовать самые разнообразные нетрадиционные способы рисования:
• рисование пальцами;
• мыльными пузырями;
• скотчем;
• мятой бумагой;
• кляксографией и т. д.
Необходимо так же иметь в виду, что использование разнообразных технологий, разнообразных методов и приемов рисования происходит не ради развлечения, а с целью развития чувств, воображения, творчества.
2. Практическая часть.
• Рисование скотчем.
Цель: совместное творчества педагога и родителей при использовании рисования скотчем, отработка практических навыков рисования скотчем.
Почему рисование, а не аппликация? Да потому, что при выполнении работы рука повторяет движения, соответствующие линии рисунка. При рисовании скотчем, дети получают большой положительный эмоциональный заряд: нарисовать скотчем быстрее, чем при любом другом виде рисования, да и работы получаются очень яркими, красочными. Не утомительно, и к тому же, при минимальных затратах усилий и времени обеспечен отличный результат! Ребенок выступает в роли дизайнера, художника, скульптора. Рисование скотчем позволяет развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, силу. Ловкость и точность мелкой мускулатуры рук, умение ориентироваться на микроплоскости, совершенствует глазомер, цветовосприятие, эстетический вкус. Кроме того, носит и положительный характер. Такие действия, как отмытывание, разглаживание успокаивают, а сминание дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции. И плюс ко всему этому дети приобретают навыки работы со скотчем, которые пригодятся им в бытовых ситуациях.
Далее выполнение родителями практических заданий, усвоение приемов рисования скотчем. Выставка работ родителей.
• Рисование на сжатой бумаге.
Цель: обучение родителей приемам рисования на сжатой бумаге, совместное творчество педагога и родителей.
Рисование на сжатой бумаге развивает у детей мелкую моторику (дети мнут бумагу, как всей ладонью, так и пальцами, укрепляет кисть руки. Дети учатся проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии на неровной поверхности.
Далее выполнение родителями практических заданий, отработка техники рисования на сжатой бумаге. Выставка работ родителей.
• Кляксогафия.
Цель: усвоение родителями практических приемов рисования кляксами, совместное творчество педагога и родителей, нахождение новых приемов изображения предметов с помощью кляксы.
Кляксография способствует развитию дыхания, умения ориентироваться на листе бумаги, фантазии, воображения. Кляксография позволяет детям проявить творчество, выбрать цветовое решение, изображать предметы в собственном творческом прочтении.
Далее родители выполняют различные варианты рисования с помощью кляксы. Выставка работ родителей, их анализ.
• Ниткография.
Цель: отработка с родителями техники ниткографии, усвоение ими практических приемов работы с нитью, развитие творческого воображения родителей.
Ниткография – ажурные линии, удивительным образом переплетены, создающие порой неожиданные пейзажи, букеты нежнейших цветов, необычные изображения животных и людей. Главное в этой технике – это развитая фантазия, которая позволит увидеть в получившихся линиях какое-то изображение. Возможно использование нескольких цветов одновременно, тогда работа получается колоритной, выразительной.
Выполнение родителями практических заданий, коллективное обсуждение получившихся работ, выставка с анализом.
• Рисование мыльными пузырями.
Цель: совершенствование технических умений родителей по использованию в практике работы с детьми новых технологий изображения.
Для того, чтобы рисовать мыльными пузырями необходимы шампунь, гуашь, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью влить шампунь, добавить немного воды, все хорошенько перемешать и дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали – и рисунок готов.
Далее родители выполняют полученные инструкции и дорисовывают получившиеся отпечатки пены. В случае затруднения решение принимается коллективно. Выставка работ родителей.
Выводы по итогам работы семинара
Таким образом, развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное – верить самим, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в технике.
Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. А к тому же, при использовании различных материалов можно создавать ситуацию свободного выбора, так необходимую в развитии творческой личности и в творческой деятельности в целом.