Наталья Реент
Практические рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Как помочь своему ребенку строить межличностные отношения с окружающими?»
Многие родители воспитывают своих детей добрыми и отзывчивыми, чуткими и внимательными по отношению к окружающим. Но, к сажелению, очень часто, встречаются семьи, которые не замечают, или не могут найти подходящие методы воспитания, и их ребенок растет эгоистом, замкнутым и чёрствым. Предложенные ниже игры, этические беседы и просто игровые ситуации помогут таким родителям по-новому взглянуть на казалось бы, незначительные жизненные ситуации.
«Я не хочу ни с кем дружить»
Публикация «Практические рекомендации для родителей» размещена в разделах
Ключевая характеристика - «игнорирование», т. е. ребенок игнорирует сверстников, не хочет вступать с ними в позитивные контакты. Здесь возможны два варианта развития:
В первом, ребенок игнорирует сверстников, проявляя негативное отношение к ним: ябедничает, дерется и т. д.
Во втором, ребенок хочет взаимодействовать со сверстниками, но они его игнорируют, и в результате, не найдя способов установления контакта, ребенок обособляется. Причинами этого могут быть заниженная или завышенная самооценка, капризность, которая поощряется родителями и другими родственниками, неаргументированная требовательность, неуверенность в себе, боязнь контактов со сверстниками, коммуникативные барьеры.
Воздействие родителей на проявления ребенком негативного отношения к сверстникам
1. Этическая беседа «Одному плохо».
Ребенку можно прочитать сказку В. Катаева «Цветик-семицветик», обращая внимание на то, что, использовав почти все волшебные лепестки для удовлетворения своих желаний, девочка не испытала от этого радости. Наоборот, она почувствовала себя одинокой.
И только сделав добро для другого, она и сама по-настоящему обрадовалась. Вместе с папой и мамой ребенок приходит к выводу: одному быть плохо, даже имея все, что хочешь. И наоборот, делая добро другим, и сам становишься счастливее. В завершение беседы можно спросить ребенка: «А если бы у тебя был хоть один такой волшебный лепесток, что бы ты пожелал?».
«Немедленно дайте то, что я хочу!»
Ключевая характеристика позиции ребенка - «получение желаемого». Нередко целью отношений со сверстниками является выгода, немедленное исполнение желаний - ребенок дружит с теми, кто готов исполнять его требования, поэтому часто меняет друзей. Если кто-то не хочет делиться игрушками, конфетами, ребенок «завязывает» дружбу с другим. Если в игре он не побеждает, он отказывается от игры. Такая позиция чаще всего характерна для избалованных детей, привыкших немедленно получать желаемое. За таким типом поведения могут стоять каприз, плохо осознаваемый диктат. (Во многом возникновению подобного сценария способствует увлечение ребенка компьютерными играми, в которых нажатие клавиши исполняет любое желание: можно разрушить замок, убить монстра и т. д.)
Родителям таких детей следует задуматься о формирующимся характере ребенка. Основой воспитания должны стать терпение («Сначала подумай, нужно ли тебе это, а потом получи, взаимопомощь, умение согласовывать свои желания с желаниями других.
1. Игра «Я хочу - ты хочешь». Все члены семьи садятся в игру, и по очереди исполняют желания друг друга. Если желание одного причиняет другому неудобство или является трудновыполнимым, последний отказывается его выполнять и объясняет причину отказа. Игрок, который придумал такое желание, выходит из игры. Побеждает тот, кто дольше всех остался в игре.
2. Этическая беседа «Мои желания». Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Вопросы к ребенку: «Всегда ли ты бываешь доволен, когда исполняются твои желания? Вспомни случаи, когда исполнение желаний не принесло тебе радости. Почему так случилось? Когда исполнение желаемого доставило тебе самое большое удовольствие? Почему так произошло? Зависят ли твои желания от других людей? Чего нельзя желать? Нужно ли согласовывать свои желания с желаниями другого?». Вместе с родителями дети приходят к выводу: «Прежде чем что-нибудь пожелать и добиваться выполнения желаемого, надо хорошо подумать: что исполнение моего желания принесет другим людям? Если же все наши желания только "для себя", то мы хотим все большего, но получение желаемого не приносит радости. Если исполнение наших желаний кого-то огорчает, обижает, это также не приносит радости». В качестве иллюстрации можно прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и русскую народную сказку «Морозко».
«Я заставлю вас со мной дружить!»
Ключевая характеристика поведения - «агрессия». Ребенок стремится к взаимодействию с детьми, но не желает следовать групповым нормам, поэтому сверстники игнорируют его, не принимают в игру, не хотят общаться. В результате целью межличностных взаимоотношений становится получение признания неадекватными способами.
Например, ребенок разрушает построенный другими детьми домик, дергает девочек за косички, ломает чужие игрушки, затевает драки, «обзывается», употребляет ненормативную лексику, нарушает дисциплину, чтобы показать, какой он смелый. Причинами чаще всего являются неумение получить признание адекватными способами, жесткое отношение к ребенку в семье, завышенная или заниженная самооценка.
Такому ребенку необходимо показать важность и рациональность принятых норм поведения. Родители заостряют его внимание на негативных последствиях нарушений поведенческих норм. В качестве воспитательного средства можно использовать ведение дневников. Ребенок ведет дневник, в котором отмечает свое поведение: рисует дождик, если он кого-нибудь обидел, побил, обозвал и т. д., и солнышко, если кому-нибудь помог, сделал добро. Каждую педелю подводятся результаты. Если по сравнению с предыдущей неделей количество солнышек увеличилось, а дождиков уменьшилось, ребенок получает приз.
Игра «Мы все нужны друг другу». Мама или папа предлагают ребенку спеть вместе песню «Вместе весело шагать». Затем говорит: «Вижу, у тебя хорошее настроение. Сегодня мы вместе играли, гуляли, помогали друг другу - и от этого всем радостно. Когда у всех может быть хорошее настроение? (Когда всем вместе хорошо.) А сегодня всем хорошо? Посмотрим, как поживают наши игрушки? Какое настроение у них (Игрушки отвернулись друг от друга.) Давай узнаем, что случилось?».
Заяц. Я любил хвастаться, драться, и теперь со мной никто не дружит.
Мама. Скажите Зайцу, каким нужно быть, чтобы с ним все хотели играть. (Не хвастать, уступать другим, играть дружно). Вот мы их и помирили, изменилось ли настроение у зайца? Почему? А какое у нас настроение? Да, мы помогли помириться игрушкам, сделали доброе дело. Мы им нужны, и они нам нужны. Нам хорошо вместе, а если мы будем обижать друг друга, то будет плохо всем. Давайте пообещаем - не обижать друг друга никогда.
«Быть как все»
Ключевая характеристика- «подражание». Ребенок реализует конформную модель поведения: дружит только с теми, с кем дружит большинство»; если многие (во дворе, среди знакомых) смеются над одним из детей, он поддерживает их и т. д. Причинами этого являются характерные для дошкольников стремление подражать, а также боязнь остаться и одиночестве. Для старших дошкольников характерно отношение к сверстнику на основе его внешних данных: «Я поделилась с Сережей конфетой, потому что он мой друг, у него красивая рубашка»; «Я хотела бы играть с Дашей, она ходит в красивом платье». При этом внутренние качества (доброта, честность, справедливость и др.) не выделяются и не оцениваются.
Взрослым следует создать ситуации нравственного выбора и вместе с детьми анализировать его последствия. Они предлагают детям послушать историю: «Петя дружил с Кириллом. В детский сад пришла новая девочка, с ней никто не играл. А однажды на прогулке Кирилл кинул девочке в лицо снежок и разбил очки. Пете стало стыдно за друга. Он стал помогать девочке, а с Кириллом дружба прекратилась». Затем дети отвечают на вопросы: «Почему Пете не хотелось больше играть с Кириллом? Как вы думаете, Петя - хороший друг? А Кирилл? Как бы вы поступили на месте Пети?».
Кроме игровых ситуаций, можно читать детям сказки Ш. Перро «Фея», Г. -Х. Андерсена «Гадкий утенок», Б. Заходера «Серая звездочка». В сказке «Фея» рассказывается о матери, которая любила старшую дочь за то, что та была такая же некрасивая, как и она, а младшую не любила за ее красоту. В рассказе Б. Заходера «Серая звездочка» злой мальчишка хочет убить жабу-уродину, а цветы любят ее: она помогает им жить, расцветать. В сказке «Гадкий утенок» маленького птенца гонят за то, что он не похож на других и потому кажется всем гадким, хотя он никому не сделал зла. Давайте подумаем: может ли красивый человек быть плохим, а некрасивый - хорошим? Справедливо ли обижать человека за то, что он красив или некрасив, беден или богат? Может ли некрасивый человек быть хорошим другом? Что такое внутренняя красота: красота души?».
«Слушайте меня!»
Ключевая характеристика - «диктатура». Целью отношений со сверстниками является возможность командовать, управлять ими. В играх ребенок не слушает других детей, навязывает свои правила игры, хочет быть главным, ведущим, хочет обязательно побеждать, Друг ему нужен для подтверждения собственной значимости. Ребенок требует, чтобы друг постоянно доказывал свою дружбу: отдавал любимые вещи («Ты же мне друг, тебе жалко для друга любимой игрушки?») и др. Если друг «не слушается», ребенок перестает с ним дружить.
Таких детей следует учить подчиняться, формировать умения согласовывать свои желания с желаниями других. В играх ребенку отводятся не только роли лидера, ведущего, но и роли, требующие четкого выполнения указаний других участников игры.
«Смотрите, какой я!»
Ключевая характеристика - «получение признания». Если один ребенок восхищается достоинствами другого (одежда, игрушки, умение быстро бегать, красиво рисовать и т. д., то последний будет с ним дружить. Если же сверстник не хочет восхищаться, критикует, говорит, что он лучше умеет что-либо делать, дружба прекращается. Если в вы заметили у своего ребенка такую черту, старайтесь сформировать у него умения замечать хорошие качества сверстников. Например у ребенка день рождения. Гости говорят имениннику приятные слова, выделяют его самые хорошие качества, отмечают положительные поступки.
Игра «Радость передать прикосновением». Кто-нибудь с взрослых прикасается к ребенку и называет качество, которое ему в нем нравится (например, храбрый). Затем ребенок по очереди подходит другим членам семьи и называет другие присущие им качества, тем самым, передавая радость прикосновения.
Также можно организовать игру «Котенок». Ребенок представляет, мама принесла домой котенка, которому страшно, грустно и безрадостно. Каждый по очереди Игрушку, исполняющую роль котенка, все гладят и говорят добрые слова.
«Ты - мне, я - тебе»
Ключевая характеристика - «взаимная выгода»
Ребенок проявляет дружеские чувства только в ответ на проявление таких же чувств другим ребенком. Бескорыстной помощи, заботы о другом от него не дождешься. Отношения носят формальный характер. («Он со мной не поделился карандашами (конфетой, жвачкой, я тоже ему не дам!», «Он первый меня ударил!» и др.
Таких детей следует учить бескорыстно, помогать другу; получать удовольствие от своих добрых дел. Очень важно читать художественные произведения, приводить примеры из своей жизни.
Например, при обсуждении басни С. Михалкова «Друзья в походе» предложите следующие вопросы для обсуждения: куда пошли Лиса, Бобр и Кабан? Что они встретили на пути? Почему Лиса и Кабан не стали помогать Бобру выбраться из реки? Как он в конце концов выбрался из реки? Правильно ли поступили Лиса и Кабан? Почему Бобр не пошел с ними дальше? Как поступили бы вы, если бы с вашим другом случилась беда? Как должны поступать настоящие друзья?
Вместе с ребенком подойдите к выводу - настоящий друг старается прийти на помощь в трудную минуту и делает это бескорыстно.
Можно также организовать игру «Когда мои друзья со мной».
На выходные мы отправимся в путешествие на автомобиле. Поедем те, кто сделал что-то доброе. На протяжении недели все члены семьи опускают билетик в корзинку и говорят, что доброго они сделали.
«Кто первый?»
Ключевая характеристика сценария - «соперничество». Межличностные отношения складываются на основе конкурентной борьбы: ребенок стремится во всем быть лучше друга. Возможны два варианта развития. В первом каждый стремится быть первым, во втором один признает первенство друга.
Контрсценарий «Учимся помогать друг другу». Можно провести этическую беседу «О заботливом отношении к сверстникам». Воспитатель, читая рассказ Б. Емельянова «Случай», акцентирует внимание на том, что рядом с ними находятся дети, которые также нуждаются в заботе, отзывчивости, взаимопомощи. «Как вы думаете, почему нужно заботиться о сверстнике?» Как нужно проявлять эту заботу? Можно ли смеяться, если видишь, что у друга что-то не получается? Как вы думаете, какого человека называют равнодушным, черствым?». В конце педагог подводит детей к выводу: «Равнодушный человек - тот, кому нет дела до других, кто думает только о себе. Заботливый, отзывчивый человек всегда поддержит товарища, выручит, поможет».
«Мне с тобой интересно!»
Ключевая характеристика - «сотрудничество», совместная деятельность, чаще игровая, так как избирательная дружба и объединения детей 5-6 лет строятся на основе игровых интересов. Воспитывая своих детей нужно стремиться не только к сотрудничеству, но и к взаимопомощи; к сотрудничеству не только в игре, но и в учебной, трудовой деятельности. Например, друзья вместе играют в шашки. У одного получается лучше. Взрослый просит его научить друга играть лучше.
«Давай поговорим!»
В этом сценарии ребенок дружит ради того, чтобы поделиться переживаниями, узнать что-то новое, обменяться впечатлениями и т. д. В данном случае воспитателю необходим развивающий сценарий. «Услышь друга!». Задача - направить процесс общения детей не только на себя, но и на другого: не только поделиться переживаниями, по и выслушать рассказ о переживаниях друга, постараться помочь ему; не только рассказать, но и узнать что-то новое и т. д. Важным является умение понять настроение друга, его эмоциональное состояние. С этой целью можно использовать беседы и игры.
Игра «Что я знаю о своем друге?». Ведущий выбирает одного ребенка и просит его назвать своего друга и перечислить как можно больше его хороших качеств. Побеждает тот, кто назовет наибольшее количество хороших качеств своего друга.
Игра «Угадай-ка» Ведущий выбирает ребенка и просит его догадаться о предпочтениях друга, его желаниях. Например: «Что больше любит твой друг - конфеты или ананасы?* и т. д. Побеждает тот, кто допустил меньше всего ошибок.
Беседа «Мое настроение». Воспитатель говорит о том, что настроение человека можно определить по его походке, выражению лица, голосу. С детьми обсуждаются ситуации: «Девочка Лена пришла утром в детский сад. Зайдя в группу, она улыбнулась. Как вы думаете, какое у нее настроение9». «Сережа играл в кубики. К нему подошел Саша и попросился играть с ним. "Уходи, я не буду с тобой играть", - громко закричал Сережа. Почему Сережа закричал? Какое у него было в тот момент настроение? Можно ли кричать на друга, даже если у тебя плохое настроение?».
Затем детям предлагают репродукции портретов кисти известных художников. Педагог объясняет, как художники передали настроение людей, изображенных на картинах. Детям предлагают составить по ним короткие рассказы.
«Я хочу тебе помочь!»
Ключевая характеристика сценария - «взаимопомощь». Ребенку правится помогать другу, он искренне заинтересован в том, чтобы у того было хорошее настроение, стремится понять, когда и какая именно помощь ему нужна. Этот сценарий межличностных отношений является наиболее продуктивным и требует закрепления. Воспитатель реализует закрепляющий сценарий «Давайте помогать друг другу», в котором использует следующие формы воспитательной работы.
1. Этические беседы, например «Что значит хорошо дружить».
Воспитатель. Подумайте и скажите, что такое дружба. Расскажите, как каждый из вас дружит в детском саду; что делает, чтобы дружба была «хорошая».
Правильные ответы поощряет и подводит итог: «Многие сказали, что дружить - это помогать друг другу, стараться сделать для друга что-то
хорошее. Это правильно. Когда дети дружат, они обязательно заметят, что кто-то заплакал или загрустил, и развеселят его. Каждый из вас должен стараться делать другу что-нибудь приятное. Сегодня я предлагаю сделать из бумаги открытку для друга. Мы напишем в ней пожелание другу и подарим».
2. Нравственные ситуации, например «Если заболел друг». Заболел один из мальчиков группы. Воспитатель предлагает детям сделать для него подарки: рисунки, поделки. Когда мальчик приходит, воспитатель предлагает детям поделиться впечатлениями, рассказать о том, что произошло в группе за время его болезни.