НАТАЛИЯ СУНЦОВА
Практические методы исследования психоэмоционального состояния младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Эмоциональные процессы являются той сферой психологического развития ребенка, которая активизирует все остальные его функции, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.
Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания. Формирование возможности управлять своим поведением, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Эта статья посвящена исследованию психоэмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Практические методы исследования психоэмоционального состояния младших дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: психоэмоциональное благополучие, исследование, дети младшего дошкольного возраста.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии каждого ребенка. Никакое общение, никакое взаимодействие не будет успешным, если его участники не способны распознавать эмоции и чувства друг друга, а так же уметь управлять своими эмоциями. Понимание и правильное выражение своих эмоций является важным моментом в процессе педагогического воспитания в плане становления личности растущего человека.
Среди основных методов исследования психоэмоционального благополучия младших дошкольников выделяют следующие :
• Наблюдение
• Наглядность
• Использование музыки
• Чтение художественной литературы
• Изобразительная деятельность
Наблюдение является одним из доступных и распространенных методов исследования. Наблюдая за детьми, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок в данный момент, и как влияют они на развитие его личности. Проводя наблюдения за воспитанниками, педагогу нужно акцентировать внимание на следующие моменты:
1. Хотят ли дети играть вместе или избегают друг друга.
2. Как дети включаются в игровое пространство.
3. Принимают ли чужую инициативу или противятся ей.
4. Кто из детей находится в центре игры, а кто наблюдает издали.
5. Какие отношения доминируют - добрые или конфликтные.
6. Какие эмоции преобладают - положительные или отрицательные.
Метод наглядности является одним из основных и наиболее значимых методов исследования младших дошкольников. Однако использование этого метода в решении задач формирования эмоциональной сферы малышей имеет свои особенности. Эмоции беспредметны. Так, радость, печаль, грусть, удивление, можно изобразить лишь символически, наглядно. И пример взрослого, проявление его эмоций понимается детьми как образец. Как педагог выражает свои чувства, как реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и замечают, но, порой бессознательно, копируют.
В этом плане целесообразно использовать игры с зеркалом. Каждый ребенок может, изобразить ту или иную эмоцию, смотря на себя в зеркало. Веселые глазки, уголки рта вверх - радость. Глаза большие, рот приоткрыт – удивление. Брови нахмурены, рот сжат - гнев.
Для создания благополучной атмосферы в группе, важно использовать музыку. Известно, что положительные эмоции во время прослушивания любимых песен и музыкальных композиций благоприятно влияют на психологическое стояние ребенка. Например, слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт и умиротворение, а также безопасность. Однако, прослушивание классической музыки, развивает ребенка. Он учиться чувствовать темп и настроение мелодии, понимать музыку в силу своего возраста.
Музыка оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира малыша, действуя через его подсознание. Поэтому необходимо детям слушать музыку с самого раннего возраста.
В возрасте 3-4 лет необходимо организовать изобразительную деятельность так, что бы эта деятельность была, как можно более эмоциональна. Для этого можно использовать красочную гамму цветов, создание выразительных образов, передающих чувства и состояние ребенка. Например, ребёнок рисует человечка, а воспитатель определяет, с каким настроением выполнен этот рисунок.
На сегодняшний день существует много способов развития эмоциональной сферы ребенка. Это могут быть арттерапия, поведенческая терапия, игротерапия, мелотерапия и тд.
Эмоциональное благополучие - это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные эмоции. То есть, каждому возрасту свойственны специфические особенности эмоционального проявления, и то, что допустимо для детей младшего возраста может оказаться совершенно неприемлемым для детей старшего возраста.
Основная цель воспитания и образования – охрана как физического, так и психического здоровья ребенка, в том числе и эмоциональное благополучие дошкольника, создание условий для развития индивидуальности ребенка, роста личности, успешной социально-психологической адаптации каждого ребенка. Уровень психологической безопасности ребенка в дальнейшем существенно влияет на его развитие и жизненный путь.
Литература.
1. Абрамян, Л. А. О возможности игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. - Таллин., 2004.- 163с.
2. Дыбина О. В. и др. Развивать, играя: Метод, пособие для воспитателей. Тольятти, 2002. - 89 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк : Кн. для учителя. М., 2001. - 248 с.