МААМ-картинки

Практические методы исследования психоэмоционального состояния младших дошкольников

НАТАЛИЯ СУНЦОВА
Практические методы исследования психоэмоционального состояния младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: Эмоциональные процессы являются той сферой психологического развития ребенка, которая активизирует все остальные его функции, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.

Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания. Формирование возможности управлять своим поведением, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Эта статья посвящена исследованию психоэмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста.

Публикация «Практические методы исследования психоэмоционального состояния младших дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: психоэмоциональное благополучие, исследование, дети младшего дошкольного возраста.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии каждого ребенка. Никакое общение, никакое взаимодействие не будет успешным, если его участники не способны распознавать эмоции и чувства друг друга, а так же уметь управлять своими эмоциями. Понимание и правильное выражение своих эмоций является важным моментом в процессе педагогического воспитания в плане становления личности растущего человека.

Среди основных методов исследования психоэмоционального благополучия младших дошкольников выделяют следующие :

• Наблюдение

• Наглядность

• Использование музыки

• Чтение художественной литературы

• Изобразительная деятельность

Наблюдение является одним из доступных и распространенных методов исследования. Наблюдая за детьми, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок в данный момент, и как влияют они на развитие его личности. Проводя наблюдения за воспитанниками, педагогу нужно акцентировать внимание на следующие моменты:

1. Хотят ли дети играть вместе или избегают друг друга.

2. Как дети включаются в игровое пространство.

3. Принимают ли чужую инициативу или противятся ей.

4. Кто из детей находится в центре игры, а кто наблюдает издали.

5. Какие отношения доминируют - добрые или конфликтные.

6. Какие эмоции преобладают - положительные или отрицательные.

Метод наглядности является одним из основных и наиболее значимых методов исследования младших дошкольников. Однако использование этого метода в решении задач формирования эмоциональной сферы малышей имеет свои особенности. Эмоции беспредметны. Так, радость, печаль, грусть, удивление, можно изобразить лишь символически, наглядно. И пример взрослого, проявление его эмоций понимается детьми как образец. Как педагог выражает свои чувства, как реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и замечают, но, порой бессознательно, копируют.

В этом плане целесообразно использовать игры с зеркалом. Каждый ребенок может, изобразить ту или иную эмоцию, смотря на себя в зеркало. Веселые глазки, уголки рта вверх - радость. Глаза большие, рот приоткрыт – удивление. Брови нахмурены, рот сжат - гнев.

Для создания благополучной атмосферы в группе, важно использовать музыку. Известно, что положительные эмоции во время прослушивания любимых песен и музыкальных композиций благоприятно влияют на психологическое стояние ребенка. Например, слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт и умиротворение, а также безопасность. Однако, прослушивание классической музыки, развивает ребенка. Он учиться чувствовать темп и настроение мелодии, понимать музыку в силу своего возраста.

Музыка оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира малыша, действуя через его подсознание. Поэтому необходимо детям слушать музыку с самого раннего возраста.

В возрасте 3-4 лет необходимо организовать изобразительную деятельность так, что бы эта деятельность была, как можно более эмоциональна. Для этого можно использовать красочную гамму цветов, создание выразительных образов, передающих чувства и состояние ребенка. Например, ребёнок рисует человечка, а воспитатель определяет, с каким настроением выполнен этот рисунок.

На сегодняшний день существует много способов развития эмоциональной сферы ребенка. Это могут быть арттерапия, поведенческая терапия, игротерапия, мелотерапия и тд.

Эмоциональное благополучие - это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные эмоции. То есть, каждому возрасту свойственны специфические особенности эмоционального проявления, и то, что допустимо для детей младшего возраста может оказаться совершенно неприемлемым для детей старшего возраста.

Основная цель воспитания и образования – охрана как физического, так и психического здоровья ребенка, в том числе и эмоциональное благополучие дошкольника, создание условий для развития индивидуальности ребенка, роста личности, успешной социально-психологической адаптации каждого ребенка. Уровень психологической безопасности ребенка в дальнейшем существенно влияет на его развитие и жизненный путь.

Литература.

1. Абрамян, Л. А. О возможности игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. - Таллин., 2004.- 163с.

2. Дыбина О. В. и др. Развивать, играя: Метод, пособие для воспитателей. Тольятти, 2002. - 89 с.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк : Кн. для учителя. М., 2001. - 248 с.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы Диагностическое обследование детей подготовительной группы. Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей. Методы исследования: 1. Педагогическое.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Практические занятия дошкольников на приусадебном участке в рамках образовательного проекта «Огород»Практические занятия дошкольников на приусадебном участке в рамках образовательного проекта «Огород» Ежегодно, в теплый период, я со своими детьми и воспитанниками осуществляю практические занятия на приусадебном участке по выращиванию овощей.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

«Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике». Рисование песком. Занятие по стабилизации психоэмоционального состояния детей Занятие 10. «Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике» Цель: - стабилизация психоэмоционального состояния, снижение тревожности, коррекция.

Сенсорное воспитание младших дошкольниковСенсорное воспитание младших дошкольников Сенсорное воспитание младших дошкольников (из опыта работы Макаровой А. Г.) Сенсорное воспитание- целенаправленное совершенствование, развитие.

Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практические методы исследования психоэмоционального состояния младших дошкольников
Опубликовано: 13 октября 2020 в 18:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практические методы исследования психоэмоционального состояния младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛИЯ СУНЦОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД