Горобий Галина
Практическая работа «Профилактика и снижение эмоционального выгорания»
Актуальность.
Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Публикация «Практическая работа „Профилактика и снижение эмоционального выгорания“» размещена в разделах
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растёт и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.
В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией" : он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Причины возникновения эмоционального выгорания у педагогов :
• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
• несоответствие результатов затраченным силам;
• ограниченность времени для реализации поставленных целей;
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
• большие нагрузки;
• ответственность перед начальством, родителями;
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение эмоционального выгорания :
• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с руководством (функция – защитная)
• проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
• окончание учебного года.
Цель: профилактика и снижение эмоционального выгорания педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
• Знакомство с понятием эмоционального выгорания;
• Ознакомить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
• Профилактика и снижение уровня эмоционального выгорания педагогов;
• Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
Ход тренинга.
Приветствие.
Мы рады вас приветствовать сегодня здесь.
— Эпиграфом к сегодняшней встрече мы выбрали стихотворение «Свободный разговор» :
— Поговорим? — О чем?
— О разном и о прочем. О том, что хорошо, И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты. А что-то мне известно.
Поговорим? — Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Тема нашего тренинга посвящена "Профилактике и снижению эмоционального выгорания педагога".
Тема для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберем, почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание и вообще как вы думаете, что это такое? (ответы)
Внимание на экран.
Презентация.
Тест: «Эмоциональное выгорание педагогов» на определение уровня «выгорания».
Что вы ожидаете от нашей практической работы? (ответы)
А чтобы работа шла максимально продуктивно для нас, чтобы суметь раскрыться, важно сформировать доверительное отношение друг к другу.
Итак, мы начинаем.
1. Групповая игра «Здравствуй, друг!»
Цель: Разминка. Снятие эмоционального напряжения, раскрепощение участников группы.
И для начала мы предлагаем вам выразить друг другу радость встречи.
Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, мы предлагаем поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга"
Ведущий проговаривает, участники сопровождают движениями и повторяют:
"Здравствуй, друг! " (здороваются за руку)
"Как ты тут? "(похлопывают друг друга по плечу)
"Где ты был? " (теребят друг друга за ушко)
"Я скучал! " (складывают руки на груди в области сердца)
"Ты пришел! " (разводят руки в сторону)
"Хорошо! "(обнимаются)
2. Упражнение «Найди общее» (4-5 минут)
Цель: Повышение уровня согласованности внутригруппового взаимодействия.
Материал: мяч
Инструкция. Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу мяч. «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак для всех присутствующих.
3. Упражнение "Тест геометрических фигур".
Цель: самодиагностика, выявление положительных и отрицательных качеств своего характера.
Материал: геом. Фигуры (квадраты, прямоугольники, круги, зигзаги, треугольники)
Инструкция. Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.
ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность.
ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, нетерпеливость.
ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения.
КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям., Аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция.
КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность.
4. Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций (один из способов регуляции психоэмоционального состояния).
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Инструкция: Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.
«Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
5. Упражнение "Лимон"
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Данное упражнение поможет вам обеспечить адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный выход из неё.
6. Упражнение «Я в лучах солнца»
Цель: самоопределение, рефлексия, применение приема самовнушения.
«Одним из способов регуляции своего эмоционального состояния, это самовнушение и самопоощрение. Так что хвалите себя в течение рабочего дня почаще. Хвалите себя даже за маленькие успехи».
Инструкция: «Нарисуйте солнце с тремя лучиками. В середине напишите свое имя. У каждого лучика напишите 3 положительные качества своего характера».
Участники работают под приятную мелодичную музыку.
Заберите с собой ваше солнышко и повесьте его на видное место. Дорисовывайте лучи и дописывайте свои положительные качества: так, как самоподержка является необходимым способом для регуляции своего эмоционального состояния.
А мы переходим к завершающему упражнению нашего тренинга.
7. Упражнение «Ресурсный мешочек»
Цель: профилактика эмоционального выгорания.
Позитивное и доброжелательное общение играет не последнюю роль в профилактике эмоционального выгорания.
Каждому из вас мы собрали ресурсный мешочек. В нем есть бодрящие пряности, которые будут напоминать своими ароматами о том, что все для вас необходимое всегда с вами.
Кофе – вкусный напиток, который приносит удовлетворение, бодрит, тонизирует.
Кардамон - укрепляет нервную систему, снимает усталость и апатию.
Корица - избавляет от чувства одиночества и страха.
Сейчас мы предлагаем вам взять по одному ресурсному мешочку себе на память, и пусть этот мешочек принесёт именно то, чего вам больше всего не хватает.
А закончить нашу с вами встречу мы хотим притчей.
Притча о колодце
Однажды осёл упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осёл мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Запомните шесть простых правил (в презентации) :
1. Определите для себя краткосрочность и долгосрочность целей;
2. Используйте «тайм-ауты», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдыхайте от работы);
3. Уйдите от ненужной вам конкуренции;
4. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете;
4. Поддерживайте хорошую физическую форму;
5. По ночам спите, а не работайте;
6. И помните выбор всегда за нами.
Спасибо за совместную работу. Желаем удачи и хорошего настроения!
Рефлексия.
Обсуждение в кругу: насколько обогатились ваши знания о способах и методах снятия психоэмоционального напряжения в процессе взаимодействия с участниками нашей практической работы.