ЕВГЕНИЯ КАЗИМИРОВА
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания
Задачи:
- познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;
- проанализировать проявление признаков эмоционального выгорания (по результатам анкетирования);
- актуализировать процесс самоанализа педагогов;
- снять эмоциональное напряжение;
Публикация «Тренинг „Профилактика эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- сформировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Оборудование: листы бумаги А4, фломастеры, воздушные шары.
ХОД
Добрый день! Сегодня наш тренинг посвящён профилактике синдрома эмоционального выгорания.
…Стул не может сказать, что ему трудно, тяжело и что он устал. В один прекрасный момент он просто сломается. Наверное, я немного стул…
Вот и заканчивается зима – время холода, простуд, и начало предвесеннего периода. Вот она - пора ВЕСЕННИХ недель, и предстоящих стрессов. Когда как не сейчас усталость от работы может легко достигнуть своего пика? Каждый знает, что такое усталость, но не все знают, как минимизировать ее последствия. Вначале проведём небольшую разминку.
1. РАЗМИНКА:«ПРИВЕТСТВИЕ БЕЗ СЛОВ»
Каждый из Вас должен поздороваться с группой, продемонстрировав невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс, так и контактное (пожать руку, обнять). В ответ Вы повторяете приветствие участника тренинга.
В левой половине листа нарисуйте одну на выбор из трёх геометрических фигур и раскрасьте в тот цвет, который отражает Ваше состояние, настроение сейчас (круг, квадрат, треугольник).
Теперь Вы можете отложить листы в сторону, и мы поговорим об эмоциональном выгорании.
По определению Виктора Васильевича Бойко (психолог, «эмоциональное выгорание» - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Фазы формирования выгорания :
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.
2. Тест «Застигнутый дождём»
Вы идете по улице, как вдруг неожиданно начинается ливень. Даже если вы побежите изо всех сил, вам все равно еще примерно пять минут до цели. Какой из следующих четырех вариантов действий вы бы выбрали?
- Я бы нашла навес или дерево и подождала бы под ним, пока дождь не прекратится - «1».
- Я не знаю, как долго будет продолжаться этот дождь, поэтому я бы пошла как можно быстрее - «2».
- Я бы посмотрела, нет ли поблизости кого-нибудь, кто пустил бы меня под свой зонт, или магазина, где можно было бы зонт купить - «3».
- Я всегда ношу с собой в сумке складной зонт, так что я просто воспользовалась бы им -«4». Ливень представляет собой непредвиденные и неконтролируемые силы, действующие в жизни. В частности, ваши ответы демонстрируют то, как вы склонны реагировать, когда между двумя людьми возникает ссора.
«Я бы нашла навес или дерево и подождала бы под ним, пока дождь не прекратится» - 1
Вы относитесь к тому типу, который предпочитает подождать, пока другая сторона не успокоится, прежде чем организовывать свою оборону. Вы предоставляете человеку кричать и бушевать до тех пор, пока у него не выйдет весь пар, а затем спокойно и объективно излагаете свою точку зрения. Некоторые сказали бы, что это разумный подход, другие же сказали бы, что это просто трусость.
«Я бы посмотрела, нет ли поблизости кого-нибудь, кто пустил бы меня под свой зонт, или магазина, где можно было бы купить зонт» - 2
Вы не любите конфликты и конфронтации, поэтому стараетесь сгладить все и успокоить другого человека, как только ссора возникает. К сожалению, иногда это только все ухудшает. Возможно, вам необходимо хотя бы раз занять твердую позицию и выдержать бурю.
«Я не знаю, как долго будет продолжаться этот дождь, поэтому я бы пошла как можно быстрее» - 3
Вас интересует не столько конечный результат ссоры, сколько возможность открыто высказаться. Вы уверены в том, что вы правы, и нет никакого смысла спорить, концепция компромисса не входит в число ваших тактик. Если противоположная сторона злится, вы злитесь еще больше. Если она начинает кричать, вы орете. Это не делает спор с вами таким уж веселым занятием, но по, крайней мере, всегда можно легко сказать, какую позицию вы занимаете по тому или иному вопросу.
«Я всегда ношу с собой в сумке складной зонт, так что просто воспользовалась бы им» -
Вы полагаете, что у вас есть ответы на все возможные вопросы, оправдания на любой случай. Возможно, для вас спор — это всего лишь возможность отточить свое ораторское искусство, но другим вы кажетесь скользкой и неискренней. Хотя у вас, вероятно, и этому есть убедительное объяснение.
Уважаемые педагоги проверим насколько Вы внимательны, игра называется:
3. «Печатная машинка»
Участники выполняют упражнение, сидя в кругу. Каждый кладет правую руку на колено соседа справа, а левую — на колено соседа слева. Дальше нужно как можно быстрее слегка хлопать рукой по колену соседа, но обязательно в свою очередь. Хлопки должны следовать друг за другом по кругу. Если участник нарушает последовательность хлопков или сильно замедляет темп, то он убирает одну руку. В итоге в игре остается несколько самых внимательных участников.
4. «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина». Что вы чувствовали, когда проходили через «мойку»? Чьи прикосновения вам были более приятны?
5. «Самоанализ»
Возьмите, пожалуйста, листочки, где вы рисовали геометрические фигуры. В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас. Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.
Круг - вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.
Квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Треугольник - вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
Как бы там ни было, я желаю вам успехов в профессиональной деятельности и суметь сохранить силы для того, что бы радоваться своим успехам! Дарю всем воздушные шары.