Лучший педагог года

Психологический практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Зубова Яна Владимировна
Психологический практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги! Мой интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число педагогов, психологов, которые ощущают себя измотанными, обессиленными, эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их работы. Человек, как электрическая лампочка, под сильным напряжением от большого объёма работы (справиться не в состоянии, а отказаться не в силах) «вспыхивает» на мгновение, а потом постепенно «гаснет», черствеет душой, если не хватает сопротивления душевных ресурсов.

Публикация «Психологический практикум „Профилактика эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах

Мы живём не на необитаемом острове, и в силу обстоятельств нам приходится встречаться, общаться и расставаться с людьми, которые рядом. Работа педагога-психолога и социального педагога требует от встреч большего, чем от обычных людей. От них всегда ждут помощи, поддержки и исполнения желаний. На этих специалистов смотрят как на магов и волшебников и этого же требуют от общения с ними.

Так что же вызывает синдром эмоционального выгорания?

Педагог часто находится в нервно-психическом напряжении. Это повышает тревожность, утомляемость, снижает самооценку; однообразие педагогического труда; нарушение режима дня; невозможность компенсировать усталость; необходимость постоянно скрывать, сдерживать отрицательные эмоции, оценивание другими людьми.

Симптомы профессионального выгорания :

- чувство одиночества; чувство неуверенности; проблемы с концентрацией внимания; нет желания общаться с людьми; неустойчивость настроения; раздражительность и вспыльчивость» беспокойство; навязчивые действия; плохой аппетит или неуемное обжорство; боязнь тишины.

2. Упражнение «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы и оборудование: доска или ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки или фломастеры для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета —плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось —плюсов педагогической деятельности или минусов —и почему. Ожидаемый результат: педагоги-психологи должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, их легче и приятнее озвучивать и прийти к выводу, что работа педагога-психолога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности коллег, осознать, что затруднения похожи.

Когда мне встречается в людях дурное,

То долгое время я верить стараюсь,

Что это -скорее всего напускное,

Что это случайность. И я ошибаюсь.

И, мыслям подобным ища подтвержденья,

Стремлюсь я поверить, забыв про укор,

Что лжец, может, просто большой фантазер,

А хам, он, наверно, такой от смущенья.

Что сплетник, шагнувший ко мне на порог,

Возможно, по глупости разболтался,

А друг, что однажды в беде не помог,

Не предал, а просто тогда растерялся…

2. Упражнение «Вопросы самому себе» (15 минут).

Цель: приём нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления).

Участники делятся на пары.

Ведущий: «Кратко перескажите эту травмирующую ситуацию один другому.

Другой участник выслушивает и задаё т вопросы:

Это действительно так важно для тебя?

Рискуешь ли ты чем-нибудь очень важным для себя?

Будет ли это так важно для тебя через две недели, через месяц?

Стоит ли за это умереть?

Может ли что-то быть ещё хуже?».

Обсуждение:

Изменилось ли ваше отношение к ситуации после таких вопросов?

Можно ли эти вопросы задавать самому себе?

Что будет происходить?

Обсуждение ситуации, когда вопросы, заданные самому себе не помогают успешно справиться со своим внутренним напряжением и управлять своими эмоциями с пользой для себя и своего окружения

3. Упражнение «Выбор»

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Комментарий ведущего:

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

4. Упражнение «Моя аффирмация»

Аффирмация- краткая фраза, которая содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями —аффирмациями (см. приложение 5).

Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка.

Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивно го опыта; положительный настрой.

7. Рефлексия.

Заключение

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания :

1. Старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;

2. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

3. Проще относитесь к конфликтам на работе;

4. Как ни странно, это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

Помните! Работа - всего лишь часть жизни.

Психолог : Хочется пожелать, чтобы вы все были здоровы и счастливы, чтобы вы серьезно относились к своему здоровью. И не только к физическому, но и к душевному. Ведь физическое здоровье неразрывно связано с душевным здоровьем.

Карточки к упражнению «Моя аффирмация»

(позитивные утверждения) :

У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!

Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!

Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!

Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!

Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!

Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!

У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!

У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!

Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!

Я УВЕРЕНА В СЕБЕ –Я СПРАВЛЮСЬ!

Я ВЕРЮ В СЕБЯ!

МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!

Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!

Я СЧАСТЛИВА!

Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!

СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!

МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!

ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!

Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!

Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО –МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!

Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ –У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!

У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!

МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО –МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Тренинг для воспитателей «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для воспитателей. Цели: 1. Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание";.

Мастер-класс для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Мы такие разные» Занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов Тема: «Мы такие разные!» «Как в мире нет одинаковых снежинок, так и нет одинаковых.

Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: 1. Создать положительный эмоциональный настрой; 2. Знакомство с.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Профилактика эмоционального выгоранияТренинг для педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Профилактика эмоционального выгорания у педагогов. 1. Упражнение «Паутина» Участники садятся в круг, каждый называет свое имя и рассказывает.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в форме релакс-сеанса «Дотянись до звезды» Релакс-сеанс «Дотянись до звезды!» (Профилактика эмоционального выгорания педагогов) Педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС № 9» Кабурова Л. И.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Авторы:педагог-психолог МБУ ДО «Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МБОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. город Энгельс Тренинг.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Н. Н. Арсенина педагог-психолог Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Важнейшее условие духовного роста педагога.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОО «Помоги себе сам» В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагогов в детском саду стала особенно острой. Одна из таких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 10:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Зубова Яна Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД