Надежда Краковская
Практическая часть педагогического совета на тему «Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
"Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников".
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Можно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Публикация «Практическая часть педагогического совета на тему „Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
Детское экспериментирование - необходимое условие развития
личности ребенка.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, расширяют кругозор детей, способствуют обогащению словарного запаса и воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности; здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. В ходе опытной деятельности дошкольник учится сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Соревнование двух команд.
Конкурс «Вопрос-ответ»
1. По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте :
• Опыты с растениями
• Опыты с животными
• Опыты с объектами неживой природы
• Опыты, объектом которых является человек
2. По месту проведения опытов:
• В групповой комнате
• На участке
• В лесу, в поле
3. По количеству детей:
• Индивидуальные (1 – 4 ребенка)
• Групповые (5 – 10 детей)
• Коллективные (вся группа)
4. По причине их проведения:
• Случайные
• Запланированные
• Поставленные в ответ на вопрос ребенка
5. По характеру включения в педагогический процесс :
• Эпизодические (проводимые от случая к случаю)
• Систематические
6. По продолжительности:
• Кратковременные (от 5 до 15 минут)
• Длительные (свыше 15 минут)
7. По количеству наблюдений за одним и тем же
объектом:
• Однократные
• Многократные, или циклические
8. По месту в цикле:
• Первичные
• Повторные
• Заключительные и итоговые
9. По характеру мыслительных
операций:
• Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта
или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
• Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить
изменения в состоянии объекта)
• Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие
закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
10. По характеру познавательной деятельности
детей:
• Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает
знакомые факты)
• Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)
• Решение экспериментальных задач.
2. Дайте наиболее точное определение терминов: «опыт» и «эксперимент».
Опыт- метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.
Опыт- это научный эксперимент по лабораторным работам.
Эксперимент- метод познания, опыт, при помощи которого в контролируемых и управляемых условии исследуются явления природы и общества.
Эксперимент- поставленный опыт.
3. Назовите 4 этапа исследовательской деятельности?
1. Возникновение проблемы
2. Выдвижение гипотез.
3. Практическая деятельность
4. Выводы.
4. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый, способный решать интеллектуальные задачи.
Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство).
Конкурс «Удивительные превращения»
Каждой группе предлагается серия вопросов по содержанию сказок.
Вам нужно вспомнить в кого превратились и были заколдованы герои сказок?
1. Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г. Х. Андерсена (в лебедей).
2. Братец Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (козленка).
3. Великан – людоед из сказки Ш. Перро? (во льва, в мышь).
4. Во что превратилась Снегурочка, после того, как прыгнула через костер (в облако).
5. Чудовище из сказки С. Аксакова? (в принца).
6. Князь Гвидон? (комара, муху, шмеля).
Конкурс «Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот)
Задание: - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.
Пример: «Счастье перемещается кучами». (Беда не ходит одна.)
«Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)
«Лысина – мужское безобразие». (Коса – девичья краса.)
«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)
«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)
«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)
«Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)
Конкурс «Чёрный ящик»
В разные времена для достижения этого пили уксус, клали под мышку камфору, глотали бумажные катышки, долгое время находились без доступа воздуха и даже пили ртуть и свинец. В черном ящике находится то, что современные женщины используют для этих же целей. (Пудра)
В черном ящике находится хорошо вам известный предмет, пришедший к нам с востока, но называемый у нас голландским словом. А еще про него существует загадка: "Сожмешь — клин, разожмешь — блин". (Зонт)
В черном ящике находится ёмкость, созданная самой природой, в которой очень удобно, дешево и полезно выращивать рассаду цветов и овощей. (Скорлупа от яйца)
Химики китайского университета выяснили, что в состав раствора, скрепляющего каменные блоки Великой Китайской стены, входил некий материал. В черном ящике этот материала. Назовите его. (Рис)
ОНИ "съедают" около трех процентов производимой в мире пшеничной муки. В природе ОНИ питаются, к примеру, цветочным нектаром. (Дрожжи)
Загадки на смекалку
1. Горело 7 свечей. Две свечи погасло. Сколько свечей осталось? (Две, потому что остальные сгорели)
2. Что увеличивается и никогда не уменьшается? (Возраст)
3. Ехал троллейбус. На остановке вышло 5 человек, вошло 3 человека. На следующей остановке вошло7, вышло 2. На следующей вошло 8, вышло 5 человек. Вопрос: сколько было остановок? (Три)
4. Что не имеет длины, ширины, глубины, высоты, а можно измерить? (Время, температура)
5. Какое изобретение позволяет смотреть сквозь стены? (Дверь)
6. Это дается нам трижды. Первые два раза бесплатно. А вот за третий придется заплатить. (Зубы)
7. Не лед, а тает, не лодка, а уплывает? (Зарплата)
Эксперимент рождается не просто :
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаё т себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось.
Посмотрим, что же получится у нас? Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу
вас поэкспериментировать.
Проводится 2-3 эксперимента.
Опыт №1 «Воздушный шарик»
А сейчас мы проведем соревнование: кто первым надует воздушный шарик внутри бутылки.
Материал и оборудование: две пластиковые бутылки (одна бутылка с дырочкой) и два не надутых воздушных шарика.
Натяните шарики на горлышки бутылок, заправьте их внутрь и начинаем их надувать.
Объясните, почему один педагог не смог даже чуть-чуть надуть шар, а у другого это прекрасно получилось? (Секрет фокуса в том, что для того, чтобы надувать шар в бутылке, понадобится место, куда он будет расширяться. Но вся бутылка уже заполнена воздухом! Поэтому шарику надуваться некуда. Чтобы это получилось, надо сделать в бутылке дырочку, через которую будет выходить лишний воздух.)
Опыт №2 «Стакан на гармошке»
Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать? Сложи листок «гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь, поставь третий стакан сверху. Он держится! Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.
Опыт № 3 Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Оборудование:
1. Чайная ложка молотого перца.
2. Чайная ложка соли.
3. Бумажное полотенце.
4. Воздушный шарик.
5. Шерстяной свитер.
Опыт: Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Поэтому экспериментируйте везде : в игре, на занятиях, на прогулке, в процессе режимных моментов.