МААМ-картинки

Практическая часть педагогического совета на тему «Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников» (2 фото)

Надежда Краковская
Практическая часть педагогического совета на тему «Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

"Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников".

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Можно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Публикация «Практическая часть педагогического совета на тему „Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников“» размещена в разделах

При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.

Детское экспериментирование - необходимое условие развития

личности ребенка.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, расширяют кругозор детей, способствуют обогащению словарного запаса и воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности; здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. В ходе опытной деятельности дошкольник учится сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Соревнование двух команд.

Конкурс «Вопрос-ответ»

1. По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте :

• Опыты с растениями

• Опыты с животными

• Опыты с объектами неживой природы

• Опыты, объектом которых является человек

2. По месту проведения опытов:

• В групповой комнате

• На участке

• В лесу, в поле

3. По количеству детей:

• Индивидуальные (1 – 4 ребенка)

• Групповые (5 – 10 детей)

• Коллективные (вся группа)

4. По причине их проведения:

• Случайные

• Запланированные

• Поставленные в ответ на вопрос ребенка

5. По характеру включения в педагогический процесс :

• Эпизодические (проводимые от случая к случаю)

• Систематические

6. По продолжительности:

• Кратковременные (от 5 до 15 минут)

• Длительные (свыше 15 минут)

7. По количеству наблюдений за одним и тем же

объектом:

• Однократные

• Многократные, или циклические

8. По месту в цикле:

• Первичные

• Повторные

• Заключительные и итоговые

9. По характеру мыслительных

операций:

• Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта

или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)

• Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить

изменения в состоянии объекта)

• Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие

закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

10. По характеру познавательной деятельности

детей:

• Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает

знакомые факты)

• Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)

• Решение экспериментальных задач.

2. Дайте наиболее точное определение терминов: «опыт» и «эксперимент».

Опыт- метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Опыт- это научный эксперимент по лабораторным работам.

Эксперимент- метод познания, опыт, при помощи которого в контролируемых и управляемых условии исследуются явления природы и общества.

Эксперимент- поставленный опыт.

3. Назовите 4 этапа исследовательской деятельности?

1. Возникновение проблемы

2. Выдвижение гипотез.

3. Практическая деятельность

4. Выводы.

4. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый, способный решать интеллектуальные задачи.

Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство).

Конкурс «Удивительные превращения»

Каждой группе предлагается серия вопросов по содержанию сказок.

Вам нужно вспомнить в кого превратились и были заколдованы герои сказок?

1. Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г. Х. Андерсена (в лебедей).

2. Братец Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (козленка).

3. Великан – людоед из сказки Ш. Перро? (во льва, в мышь).

4. Во что превратилась Снегурочка, после того, как прыгнула через костер (в облако).

5. Чудовище из сказки С. Аксакова? (в принца).

6. Князь Гвидон? (комара, муху, шмеля).

Конкурс «Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот)

Задание: - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.

Пример: «Счастье перемещается кучами». (Беда не ходит одна.)

«Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)

«Лысина – мужское безобразие». (Коса – девичья краса.)

«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)

«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)

«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)

«Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)

Конкурс «Чёрный ящик»

В разные времена для достижения этого пили уксус, клали под мышку камфору, глотали бумажные катышки, долгое время находились без доступа воздуха и даже пили ртуть и свинец. В черном ящике находится то, что современные женщины используют для этих же целей. (Пудра)

В черном ящике находится хорошо вам известный предмет, пришедший к нам с востока, но называемый у нас голландским словом. А еще про него существует загадка: "Сожмешь — клин, разожмешь — блин". (Зонт)

В черном ящике находится ёмкость, созданная самой природой, в которой очень удобно, дешево и полезно выращивать рассаду цветов и овощей. (Скорлупа от яйца)

Химики китайского университета выяснили, что в состав раствора, скрепляющего каменные блоки Великой Китайской стены, входил некий материал. В черном ящике этот материала. Назовите его. (Рис)

ОНИ "съедают" около трех процентов производимой в мире пшеничной муки. В природе ОНИ питаются, к примеру, цветочным нектаром. (Дрожжи)

Загадки на смекалку

1. Горело 7 свечей. Две свечи погасло. Сколько свечей осталось? (Две, потому что остальные сгорели)

2. Что увеличивается и никогда не уменьшается? (Возраст)

3. Ехал троллейбус. На остановке вышло 5 человек, вошло 3 человека. На следующей остановке вошло7, вышло 2. На следующей вошло 8, вышло 5 человек. Вопрос: сколько было остановок? (Три)

4. Что не имеет длины, ширины, глубины, высоты, а можно измерить? (Время, температура)

5. Какое изобретение позволяет смотреть сквозь стены? (Дверь)

6. Это дается нам трижды. Первые два раза бесплатно. А вот за третий придется заплатить. (Зубы)

7. Не лед, а тает, не лодка, а уплывает? (Зарплата)

Эксперимент рождается не просто :

Порой – с наивного вопроса.

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаё т себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.

Посмотрим, что же получится у нас? Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу

вас поэкспериментировать.

Проводится 2-3 эксперимента.

Опыт №1 «Воздушный шарик»

А сейчас мы проведем соревнование: кто первым надует воздушный шарик внутри бутылки.

Материал и оборудование: две пластиковые бутылки (одна бутылка с дырочкой) и два не надутых воздушных шарика.

Натяните шарики на горлышки бутылок, заправьте их внутрь и начинаем их надувать.

Объясните, почему один педагог не смог даже чуть-чуть надуть шар, а у другого это прекрасно получилось? (Секрет фокуса в том, что для того, чтобы надувать шар в бутылке, понадобится место, куда он будет расширяться. Но вся бутылка уже заполнена воздухом! Поэтому шарику надуваться некуда. Чтобы это получилось, надо сделать в бутылке дырочку, через которую будет выходить лишний воздух.)

Опыт №2 «Стакан на гармошке»

Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать? Сложи листок «гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь, поставь третий стакан сверху. Он держится! Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.

Опыт № 3 Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Оборудование:

1. Чайная ложка молотого перца.

2. Чайная ложка соли.

3. Бумажное полотенце.

4. Воздушный шарик.

5. Шерстяной свитер.

Опыт: Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Практическая часть педагогического совета на тему «Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников»
Фото «Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников»

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Поэтому экспериментируйте везде : в игре, на занятиях, на прогулке, в процессе режимных моментов.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Фотоотчет о проведении итогового педагогического советаФотоотчет о проведении итогового педагогического совета 31 мая 2016 года в ФГБДОУ "Детский сад комбинированного вида №53" прошел итоговый педагогический совет. За основу проведения взяла методические.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическая часть педагогического совета на тему «Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников»
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 22:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическая часть педагогического совета на тему «Экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Краковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД