Наталья Матюшина
Познавательный проект в младшей группе «Во саду ли, в огороде»
▼ Скачать +Заказ
Проект в младшей группе «Во саду ли, в огороде»
Тип проекта: познавательный, творческий.
Длительность проекта: краткосрочный - сентябрь, октябрь
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Проблема:
1. Читая книги и играя с детьми, было замечено, что дети путаются в понятиях овощи и фрукты, не знают где, что растет
Публикация «Познавательный проект в младшей группе „Во саду ли, в огороде“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2. Не достаточно эффективно создана предметно-пространственная среда для игровой деятельности по теме овощи и фрукты.
Цель: расширение представления детей об осени, как о времени сбора урожая, систематизация знаний детей по теме «Огород».
Задачи:
• Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме;
• Расширить словарь, обобщить словарь по теме «Огород»;
• Развивать умения детей в продуктивной и других видах детской деятельности;
• Развивать формы совместного творчества и сотрудничества семьи и детского сада;
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Учить различать овощи и фрукты, растущие в нашей местности по цвету, форме, величине и вкусу.
• Побуждать участвовать детей в драматизации сказок.
Предполагаемый результат:
1. У дошкольников будут сформированы умения:
• знать и называть овощи - огурец, помидор, морковь, репа, капуста, картофель, лук:
• узнавать овощи по внешнему виду и описанию;
• знать, как растут овощи и как за ними ухаживать;
• отвечать на разнообразные вопросы взрослого.
1. Будет создана соответствующая предметно-развивающая среда;
2. Повысится активность родителей в совместной творческой деятельности.
План основных действий по решению задач, направленных на реализацию проекта
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Участники проекта: дети, родители, педагог.
Сроки: сентябрь.
Содержание работы педагога: беседа о начале проекта, постановка целей и задач проекта, подбор методических материалов по проблеме, проведение просветительской работы с родителями о реализации проекта, привлечение их внимания к совместной деятельности, оформление папки передвижки, пополнение дидактическими играми центра, подготовка атрибутов к подвижной игре «Соберем урожай».
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа с детьми:
1. Чтение художественной литературы:
-«Овощи» - Тувим; «Осень» - Плещеев; «Зайкин урожай» И. В. Гурина,В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко».
-Чтение сказки «Спор овощей».
-Чтение сказки «Вершки-корешки».
-Чтение русской народной сказки «Репка».
-Загадки. Пальчиковая гимнастика «Капуста»,
-«Апельсин». Потешки «Огуречик-огуречик»,
-«Зайчишка-трусишка».
2. Беседы:
-«В огороде», «Что нам осень подарила?»,
-«О пользе овощей»,
-Беседа о пословицах «Без трудов не будет
плодов», «Помогать всегда я рад».
3. Дидактические игры:
-Д/и: «Овощи. Фрукты», «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек?», «Чего не стало?».«Рамки- вкладыши. Овощи»
4. Хужожественное творчество
«Наливные яблочки на тарелочке», «Заготовки на зиму»,- рисование «Угощение для Мишутки», «Созрели яблочки в саду»- лепка Сентябрь, октябрь
Работа педагога:
- Подобрал картотеку загадок по данной теме.
- В центр добавлены новые игры и наглядные пособия.
- Пополнили картотеку подвижных игр по теме, атрибуты -костюмы.
- Подобрал презентации по теме «Овощи и фрукты».
Родители активно участвовали в течении всего проекта.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Развлечение «Что нам Осень принесла»
Список используемой литературы:
1. Е. А. Алебьева «Итоговые дни по лексическим темам», «Творческий центр», Москва, 2008 год.
2. З. А. Ефанова «Развитие речи. Дополнительные материалы. Огород», «Корифей», Москва, 2005 год.
3. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе», Москва 1982г.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Конспект игры- занятия по познавательно- речевой деятельности по теме
«Во саду ли, в огороде»
Задачи занятия:
Закрепить представления детей об уже знакомых фруктах и овощах, произрастающих на территории (яблоко, груша, картофель, капуста, морковь, огурец, помидор);
Познакомить с некоторыми видами других овощей (кабачок, баклажан, лук, перец, свекла);
Закреплять знания о том, что фрукты растут на деревьях в саду, а овощи на грядках в огороде.
Развивать умение описывать фрукт или овощ по его характерным признакам, учить обследовать с помощью зрительно- осязательно- двигательных действий;
Продолжать развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, сообразительность детей, умение собирать целое из частей;
Познакомить с элементами русского народного фольклора- загадками;
Воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые благодаря своему труду, получают урожай;
Учить принимать личное участие в элементарных трудовых процессах, вызвать желание помогать взрослым, развивать умение работать в команде.
Приветствие:
Станем рядышком друг с другом,
скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнется,
утро доброе начнется.
1. Игровая мотивация
Наша знакомая бабушка Федора прислала письмо: «Здравствуйте, дорогие мои ребята! Вот и лето пролетело, наступила золотая осень. И у меня сразу появилось столько дел в саду и в огороде: до наступления заморозков нужно собрать весь урожай, разместить его в погребе. Одной мне никак не справиться. Помогите, пожалуйста мне. Буду ждать с нетерпением вашей помощи. С любовью, ваша бабушка Федора.»
2. Прежде чем помочь бабушке Федоре, нам нужно вспомнить, какие фрукты и овощи бывают.
Дид. игра «Доскажи словечко»
Огу- рец
Поми - дор
Кааба -чок
Как назвать все это одним словом? (овощи)
Дети рассказывают стихи про овощи.
Ябло - ко
Апель – син
ГРУ – ша
Как назвать все это одним словом? (фрукты)
Найдите их на картинке и покажите.
Овощи и фрукты- это растения, которые выращивает человек и ухаживает за ними.
3. Показ презентации «Овощи и фрукты»
Приходит бабушка Федора, здоровается с детьми и говорит, что она детям приготовила загадки. (перед детьми находятся иллюстрации с изображениями фруктов и овощей)
Загадки:
Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду пока матрешка
Упадет сама в траву (яблоко)
Уродилась я на славу,
голова бела, кудрява.
Кто любит щи.
Меня ищи. (капуста)
Сидит девица,
Сама в темнице,
А коса на улице. (морковь)
Сидит бабка на грядке,
вся в заплатках
кто раздевает,
тот слезы проливает (лук)
«Русский хлеб»
Зовем мы крошку
Нашу добрую (картошку)
Без окон и дверей
Полна горница людей (огурец)
А какие фрукты и овощи мы не назвали? (ответы детей)
Бабушка Федора спрашивает, где растут овощи и фрукты.
4. Дидактическая игра «Разложи в коробки»
Ребята, помогите мне собрать урожай и разложить его по коробкам: овощи- в одну, а фрукты- в другую.
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Каждый ребенок выбирает фрукт или овощ из мешочка и описывает его (цвет, форма, длина, вкус)
7. Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»
Б. Ф. Что можно приготовить из овощей, ребята? А из фруктов (ответы детей)
Предлагаю сделать салат из капусты:
Это что еще за куст?
Это что еще за хруст?
Как же мне без хруста,
если я капуста.
Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту режем, режем,
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трем, трем
Мы капусту мнем жмем,
7. Дид. игра «Угадай фрукт, овощ»
Маша, внучка бабушки Федоры, хотела помочь ей сварить компот и приготовить салат на зиму, но все кусочки перемешались. Попробуем узнать, какие у нее были фрукты и овощи. (дети собирают разрезные картинки)
8. Бабушка Федора благодарит ребят за помощь и взамен предлагает на прощание спеть песню «Огородную – хороводную»
Прощание с бабушкой Федорой.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Волшебный мешочек»[/b]
Цель: определение фруктов и овощей на ощупь.
Оборудование: набор предметов
Ход игры : ребенку необходимо просунуть руки в отверстия и определить на ощупь предмет, описать его словами.
[b]«Узнай на вкус».[/b]
Задачи: Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький, активизировать речь, развивать память, выдержку и сосредоточенность, желание помогать другим
Оборудование: корзинки с овощами и фруктами (отдельно для каждого вида,нарезанные на одной дощечке кусочками овощи и фрукты.
Рамки- вкладыши. Овощи
Задачи: развивать умение детей различать предметы по силуэтам, подбирать предметы по форме и размеру; обогащать словарный запас, расширять представления о явлениях и предметах окружающего мира; формировать умение ориентироваться на плоскости; развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию, тактильные ощущения, целостное восприятие, познавательный интерес.
Материал: рамки – вкладыши с фигурами овощей.
«ОВОЩИ. ФРУКТЫ»
Дидактическая задача : закрепить знания детей о том, что растет в огороде Игровая задача : учить правильно определять овощи растущие на грядке. Игровое действие: дети должны внимательно слушать и выполнять задание, рассмотреть картинку и определить верные.
Итоговое развлечение.