Татьяна Тюрькина
Познавательный проект по экологическому воспитанию «Природа Мордовского края» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект
по экологическому воспитанию
«Природа мордовского края»
(для детей 4 – 5 лет)
Срок реализации с 14.09.2020 – 14.05.2021 гг.
Вид проекта : познавательно - творческий
Тип проекта : долгосрочный
Сроки реализации проекта : 14 сентября 2020 г. – 14 мая 2021г.
Участники проекта : Воспитатель, дети средней группы, родители.
Актуальность.
Публикация «Познавательный проект по экологическому воспитанию „Природа Мордовского края“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Мордовия
- Природа Мордовии
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Приобщение детей к миру природы начинается в дошкольном возрасте. И начинать это знакомство необходимо с информации о природе того региона, той местности, в которой живет ребенок. Наши дети живут и воспитываются в Республике Мордовия. Природа нашего края позволяет нам не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их восхищаться, любить, сострадать, трудиться. На территории нашей Республики много редких видов растений и животных, занесенных не только в Красную книгу Мордовии, но и России.
Дошкольники смотрят на окружающий мир с большим интересом, но часто не замечают главного. Благодаря разнообразию форм, методов и приемов работы: бесед, рассказов, наблюдений, игр, сказок, фольклора, можно окунуть наше маленькое поколение в прекрасный мир природы своей родины, чтобы влюбить их в природу родного края.
Наблюдая за детьми нашей группы и разговаривая с ними, я пришла к выводу, что дети лучше знают представителей животного и растительного мира других природных зон лучше, чем представителей природы своего родного края. Воспитанники имеют небольшой запас знаний о природе, они не всегда могут правильно назвать птиц, деревья, животных, не имеют достаточных знаний о правилах поведения в природе. Поэтому, я считаю, необходимо привлечь внимание детей к природе своего родного края, познакомить детей с животными и растениями Мордовии, с их средой обитания, особенностями внешнего вида, а также подвести их к пониманию, что природа и ее обитатели - это живая часть мира, поэтому их нужно любить, беречь, сопереживать.
Цель: познакомить детей с представителями животного и растительного мира Мордовии, сформировать убеждение, что природа бесценна, поэтому ее надо беречь и охранять.
Задачи:
• Обобщить знания об окружающем мире.
• Познакомить детей с представителями животного и растительного мира Мордовии.
• Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
• Развитие исследовательской деятельности детей.
• Развивать познавательный интерес к окружающему миру, через чтение произведений о природе, через практическую деятельность.
• Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, мышление, воображение, творческие способности.
• Развивайте художественное творчество путем передачи в рисунках, аппликации, лепке образов природы.
• Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и разнообразия.
Методы работы над проектом.
• Словесные (тематические рассказы, беседы, чтение художественной литературы, консультации и пр.)
• Наглядные (наблюдение, презентации, демонстрационный материал).
• Игры (игровые ситуации, дидактические и подвижные игры, экскурсии).
• Практические (эксперименты, опыты, творческая деятельность).
Этапы реализации проекта
1 этап. Сбор информации, материала и выявление проблемы. Постановка цели и задач.
2 этап. Разработка и составление плана, подбор и оформление наглядной информации, разработка конспектов образовательной деятельности.
3 этап. Работа над реализацией проекта, согласно разработанному плану.
4 этап. Подведение итогов реализации проекта.
Ожидаемые результаты проекта
• Дети приобретут знания о флоре и фауне Мордовии.
• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологического поведения в природе.
• Узнают о взаимосвязях в природе, а также о зависимости жизни растений и животных от сезонных изменений в природе
• Сформируется с к исследованию объектов природы.
• Научатся наблюдать за отдельными объектами природы, делать простые сравнения тех или иных видов растений.
• Развитие у детей любознательности, творчества, познавательной активности и коммуникативных навыков.
• Научитесь отражать свои впечатления от природы родного края в рисунках, поделках, рассказах, играх.
Перспективный план проекта
№ Тема недели Мероприятия
1.
14.09.20-25.09.20 Что такое природа? Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа.»
Д/и «Природа - не природа»
Д/и «Живая и не живая природа»
Просмотр передачи «Шишкина школа» по теме «Царства природы» (https://youtu.be/428aWY-USMk)
Консультация для родителей «Учите детей любить природу»
Сбор природного материала с родителями (шишки, семена, листья).
2.
28.09.20-09.10.20 В гостях у осени Беседа «Жизнь природы осенью»
Цикл прогулок «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»
Пальчиковые игры «Собираем листочки», «Хозяйка»
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Д/и «Когда это бывает»,
Чтение Г. Скрябицкий «Четыре художника. Осень»
Лепка «Ветка рябины» (пластилинография)
Конкурс поделок из природного материала «Дары природы»
3.
12.10.20-23.10.20 Птицы нашего края Познавательный рассказ «Птицы мордовского края»
Д/И «Кого не стало», «Назови 5 птиц»
Загадки о птицах
Речевая игра «Кто как кричит», «Закончи предложение»
Пальчиковая игра «Десять птичек - стая»
Чтение Ф. Атянин «Ласточка», Т. Тимохина «Серый воробей», Я. Пинясов «Доктор Тук –Тук»
Мордовская подвижная игра «В журавлей»
4.
26.10.20-06.11.20 Зимующие и перелетные птицы Беседа «О зимующих и перелетных птицах Мордовии»
П/И «Перелет птиц»
Д/и «Найди по описанию», «Перелетные и зимующие птицы», «Кто чем питается?»
Наблюдение и сравнение птиц у кормушек
Чтение А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Конкурс кормушек «Птичья столовая»
Акция «Покормите птиц зимой»(установка и подкормка птиц)
Составление картотеки загадок о птицах
Аппликация из сердечек «Зимующие птицы»
Изготовление фотоальбомов «Зимующие птицы Мордовии» и «Перелетные птицы Мордовии»
5.
09.11.20-20.11.20 Дикие животные Беседа «Дикие животные нашего края»
Чтение Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу», В. Степанов «Животные наших лесов»,мордовская сказка «Медведь-песельник».
Создание экологического альбома «Животные Мордовии»
Рассматривание картин П. С. Меньшикова из серии «Дикие животные»
Д/И «Четвертый лишний», «Найди пару»(детеныши)
Речевая игра «Какой, какая»
Морд. подвиж. игра «Зайцы и волк»
6.
23.11.20-04.12.20 Жизнь животных зимой Познавательный рассказ «Как готовятся звери к зиме»
НОД «Почему заяц зимой белый?»
Викторина «Как зимуют звери?»
Д/и «Кто в домике живет», «Чьи следы»
Пальчиковая игра «Кто спит зимой»
П/и «Лиса и зайцы»
7.
7.12.20-18.12.20 В гости к зиме Беседа «К нам пришла зима»
Цикл наблюдений «Особенности изменений в природе»
Изготовление макета из соленого теста «Зимний лес»
Д/и «Зима – не зима»
Знакомство с зимними приметами
8.
11.01.21-22.01.21 Растительный мир Беседа «Царство растений»»
Наблюдение «Растения на территории детского сада»
Чтение Л. Толстой «Дуб и орешник»
Зрительная гимнастика «Ёлка»
Д/и «Назови 5 деревьев», «С какого дерева листок», «Назови дерево по описанию»
9.
25.01.21-05.02.21 Что такое лес Беседа «Что такое лес?»
Познавательный рассказ «Правила поведения в лесу»
Д/и «С какого дерева детки», «Можно- нельзя»
Эксперимент «Сравнение веточек и шишек сосны и ели»
Физич. упраж «Кто дальше?» (бросание шишек)
Физкультминутка «В лесу»
Дыхательная гимнастика «Вдыхаем запах леса»
Слушание аудиозаписи «Звуки леса»
10.
8.02.21-19.02.21 Растения луга и поля НОД «Путешествие на луг».
Познавательный рассказ «Дикие и культурные растения Мордовии»
Дид. игра «Дикие и культурные растения»,
«Четвертый лишний»
Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг"
Игра с движениями «Урожай».
Создание картотеки загадок о растениях.
Рисование «Полевые цветы»
11.
22.02.21-05.03.21 Водоемы Мордовии НОД «Путешествие по водоемам Мордовии»
Чтение Т. Тимохина «Куда торопиться речка Синарка»
П/и «Ерши и щука»
Д/и «Назови ласково», «Назови одним словом»
Лепка «Птицы на реке»
12.
09.03.21-19.03.21 Обитатели водоемов Мордовии Познавательный рассказ «Обитатели водоемов Мордовии»
Д/и «Назови 5 рыб», «Найди рыбу по названию», «Назови одним словом», «Кто где живет?»
Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим»
П/и «Ерши и щука»
Рисование «Рыбы»
13.
22.03.21-02.04.21 Весна пришла НОД «Весна пришла»
Д/И «Приметы весны», «Назови ласково», «Весенняя поляна», «Назови одним словом»
Физкультминутки «Краски весны», «Мишка вылез из берлоги», «дует ветер с высоты»
Загадки о весне.
Разучивание закличек о весне.
Весенние эксперименты (почему тает снег, где быстрее тает снег, первые проталины, плывет-тонет, когда бывает капель и др.)
Долгосрочное наблюдение «Огород на окне»
14.
05.04.21-16.04.21 По страницам красной книги Мордовии Беседа «Что такое Красная книга?»
Познавательный рассказ «растения и животные Красной книги Мордовии»
Д/и «Найди по описанию», «Собери картинку», «Правила поведения в природе»
Рассматривание фотоальбома «Редкие и исчезающие растения и животные Мордовии»
Выставка рисунков «Редкие растения и животные Мордовии»
15.
19.04.21-30.04.21 Заповедники Мордовии - Беседы «Что такое заповедник?»,
«Заповедные места Мордовии»
- Рассматривание фотоальбома «Заповедные места Мордовии»
Д/и «Кто где живет?»
Экологический субботник «Природа любит чистоту»
16.
11.05.21-14.05.21 Обобщение и мониторинг Викторина «Знай и люби свой край»
В процессе работы над проектом в группе была создана необходимая предметно - развивающая среда. В специальном уголке дети имеют возможность закреплять свои полученные знания. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, наборы дидактических карточек по темам, книги с произведениями художественной литературы, фотоальбомы для рассматривания (их я изготавливаю сама).
Разработана так же система организованных занятий и наблюдений. Материал проекта старалась распределить согласно сезонам, чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественных условиях. Если мы рассматриваем бабочку, то лучше наблюдения проводить весной; если даём знания об овощах, то делать это лучше осенью. Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой природой : животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, солнцем. На примере ухода за комнатными растениями и выращивании огорода на окне, дети знакомятся с условиями необходимыми для роста и развития растений. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.
В ходе ознакомления дошкольников с природой Мордовии использовалась и опытно-экспериментальная деятельность. Вместе с детьми мы проводили следующие эксперименты и опыты: «Почему тает снег», «Где быстрее тает снег», «Первые проталины», «Плывет-тонет», «Когда бывает капель», «Сравнение веточек сосны и ели» др. В процессе выращивания «Огорода на окне» проводили исследования «Какая земля», «Солнце», «Вода», «Человек», выясняя насколько растения нуждаются в каждом из этих факторов. Данная деятельность позволяет формировать у детей исследовательские навыки и интерес к познанию родной природы.
Большое внимание уделяла проведению сезонных прогулок, где мы с детьми отмечаем изменения в природе, учимся любоваться красотой вокруг нас. В процессе наблюдения стараюсь побуждать каждого ребенка отражать свое отношение (нравиться, не нравиться, почему). В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, и. т. д.) Наблюдения и прогулки позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз особенно в разные сезоны года.
Особое значение мы с детьми придали организации зимнего кормления птиц. Кормушки у нас самой разнообразной конструкции, все их сделали воспитанники со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. Вместе с детьми мы заготавливаем корм из семян растений и деревьев. Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию, что человек, кормящий птиц зимой, спасает их от смерти.
На территории детского сада организован цветник, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учится ухаживать за ними, приобретают первые навыки и знания ухода за растениями, при этом трудовая деятельность детей всегда содержит элементы игры, подражания взрослой жизни. В процессе труда в природе дети подчиняют свою деятельность, свои желания определенным социальным мотивам, учатся понимать, что их труд приносит пользу людям для сохраняет растения и животных.
Самое главное - что можно сделать - это объяснить, что все в природе все взаимосвязано на примере простейших и известных детям объектов (например "цветы- бабочки" : если собрать все цветы без разбора, бабочкам нечем будет питаться и они погибнут; поэтому в лес мы ходим как в гости к друзьям – общаться с обитателями и любоваться красотой природы.
Также при ознакомлении с природой родного края, детей знакомила с множеством произведений художественной литературы (в т. ч. произведения мордовских писателей, которая помогает обогатить представления об окружающем мире. Большое внимание уделялось разгадыванию и составлению загадок о птицах, животных, растениях, временах года, заучиванию пословиц и народных примет.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической компетентности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. Для этого я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, давала рекомендации, где и как наблюдать за природой с детьми. Родители прислушиваются к моим рекомендациям и выполняют все мои пожелания. Например, родители участвовали в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми зимой развешиваем на территории прогулочного участка. Родители также участвуют в весенне-осенних работах на цветнике, помогают в изготовлении пособий и атрибутов. Вместе с детьми они участвовали в конкурсе поделок из природных материалов.
В результате проделанной работы, наблюдаются положительные тенденции:
• расширение знаний детей о представителях растительного и животного мира Мордовии;
• дети стали осознанней относиться к природе, оценивать и контролировать свое поведение в природе;
• проект научил детей рассматривать природу в деталях, восхищаться ее красотой;
• дети пришли к пониманию зависимости изменений в жизни растений и животных жизни от сезонных изменений погоды;
• активизировалась познавательная деятельность.
Если я научила детей наблюдать за летящей бабочкой, ползающим муравьем, цветущей сиренью, полетом ласточки и тем самым пробудила интерес к огромному миру природы, то проделанную работу можно считать успешной. И я верю, что когда мои воспитанники вырастут, они будут любить свой родной край и относиться к ее природе с заботой и любовью.
Список литературы.
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
2. Голубчик М. М. «География моей республики», С, 1990 г.
3. «Все о Мордовии» Энциклопедический справочник, С, 2005 г.
4. Красная книга Республики Мордовия. В 2-х томах/ Сост. В. И. Астрадамов – С, 2005.
5. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми», М, 2003 г.
6. Николаева С. Н. «»Воспитание экологической культуры в дошкольномдетстве», М. : Просвещение, 2002
7. Ручин А. Б. «Природа мордовского края», С, 2007 г.
Список использованных Интернет-ресурсов.
https://rodnaya-tropinka.ru/priroda-i-rukotvornyj-mir-didakticheskie-igri-dlya-detej
http :// wikipedia .гu
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/10/04/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-ekologii-dlya
https://zapoved-mordovia.ru/
https://bio.mrsu.ru/ru/news/179-krasnaya-kniga-respubliki-mordoviya-redkie-vidy-rastenij-i-gribov
https://zoogalaktika.ru/photos/red-data-book-region/red-data-book-privolzhskij/red-data-book-mordoviya#glava1
https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-mordovii/
https://tourismportal.net/nature/zivotnyj-mir-12