Папки-передвижки

Познавательный проект по экологическому воспитанию «Природа Мордовского края» для детей 4–5 лет

Татьяна Тюрькина
Познавательный проект по экологическому воспитанию «Природа Мордовского края» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательный проект

по экологическому воспитанию

«Природа мордовского края»

(для детей 4 – 5 лет)

Срок реализации с 14.09.2020 – 14.05.2021 гг.

Вид проекта : познавательно - творческий

Тип проекта : долгосрочный

Сроки реализации проекта : 14 сентября 2020 г. – 14 мая 2021г.

Участники проекта : Воспитатель, дети средней группы, родители.

Актуальность.

Публикация «Познавательный проект по экологическому воспитанию „Природа Мордовского края“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Приобщение детей к миру природы начинается в дошкольном возрасте. И начинать это знакомство необходимо с информации о природе того региона, той местности, в которой живет ребенок. Наши дети живут и воспитываются в Республике Мордовия. Природа нашего края позволяет нам не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их восхищаться, любить, сострадать, трудиться. На территории нашей Республики много редких видов растений и животных, занесенных не только в Красную книгу Мордовии, но и России.

Дошкольники смотрят на окружающий мир с большим интересом, но часто не замечают главного. Благодаря разнообразию форм, методов и приемов работы: бесед, рассказов, наблюдений, игр, сказок, фольклора, можно окунуть наше маленькое поколение в прекрасный мир природы своей родины, чтобы влюбить их в природу родного края.

Наблюдая за детьми нашей группы и разговаривая с ними, я пришла к выводу, что дети лучше знают представителей животного и растительного мира других природных зон лучше, чем представителей природы своего родного края. Воспитанники имеют небольшой запас знаний о природе, они не всегда могут правильно назвать птиц, деревья, животных, не имеют достаточных знаний о правилах поведения в природе. Поэтому, я считаю, необходимо привлечь внимание детей к природе своего родного края, познакомить детей с животными и растениями Мордовии, с их средой обитания, особенностями внешнего вида, а также подвести их к пониманию, что природа и ее обитатели - это живая часть мира, поэтому их нужно любить, беречь, сопереживать.

Цель: познакомить детей с представителями животного и растительного мира Мордовии, сформировать убеждение, что природа бесценна, поэтому ее надо беречь и охранять.

Задачи:

• Обобщить знания об окружающем мире.

Познакомить детей с представителями животного и растительного мира Мордовии.

• Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

• Развитие исследовательской деятельности детей.

• Развивать познавательный интерес к окружающему миру, через чтение произведений о природе, через практическую деятельность.

• Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, мышление, воображение, творческие способности.

• Развивайте художественное творчество путем передачи в рисунках, аппликации, лепке образов природы.

Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и разнообразия.

Методы работы над проектом.

• Словесные (тематические рассказы, беседы, чтение художественной литературы, консультации и пр.)

• Наглядные (наблюдение, презентации, демонстрационный материал).

• Игры (игровые ситуации, дидактические и подвижные игры, экскурсии).

• Практические (эксперименты, опыты, творческая деятельность).

Этапы реализации проекта

1 этап. Сбор информации, материала и выявление проблемы. Постановка цели и задач.

2 этап. Разработка и составление плана, подбор и оформление наглядной информации, разработка конспектов образовательной деятельности.

3 этап. Работа над реализацией проекта, согласно разработанному плану.

4 этап. Подведение итогов реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта

• Дети приобретут знания о флоре и фауне Мордовии.

• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологического поведения в природе.

• Узнают о взаимосвязях в природе, а также о зависимости жизни растений и животных от сезонных изменений в природе

• Сформируется с к исследованию объектов природы.

• Научатся наблюдать за отдельными объектами природы, делать простые сравнения тех или иных видов растений.

• Развитие у детей любознательности, творчества, познавательной активности и коммуникативных навыков.

• Научитесь отражать свои впечатления от природы родного края в рисунках, поделках, рассказах, играх.

Перспективный план проекта

№ Тема недели Мероприятия

1.

14.09.20-25.09.20 Что такое природа? Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа

Д/и «Природа - не природа»

Д/и «Живая и не живая природа»

Просмотр передачи «Шишкина школа» по теме «Царства природы» (https://youtu.be/428aWY-USMk)

Консультация для родителей «Учите детей любить природу»

Сбор природного материала с родителями (шишки, семена, листья).

2.

28.09.20-09.10.20 В гостях у осени Беседа «Жизнь природы осенью»

Цикл прогулок «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Пальчиковые игры «Собираем листочки», «Хозяйка»

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Д/и «Когда это бывает»,

Чтение Г. Скрябицкий «Четыре художника. Осень»

Лепка «Ветка рябины» (пластилинография)

Конкурс поделок из природного материала «Дары природы»

3.

12.10.20-23.10.20 Птицы нашего края Познавательный рассказ «Птицы мордовского края»

Д/И «Кого не стало», «Назови 5 птиц»

Загадки о птицах

Речевая игра «Кто как кричит», «Закончи предложение»

Пальчиковая игра «Десять птичек - стая»

Чтение Ф. Атянин «Ласточка», Т. Тимохина «Серый воробей», Я. Пинясов «Доктор Тук –Тук»

Мордовская подвижная игра «В журавлей»

4.

26.10.20-06.11.20 Зимующие и перелетные птицы Беседа «О зимующих и перелетных птицах Мордовии»

П/И «Перелет птиц»

Д/и «Найди по описанию», «Перелетные и зимующие птицы», «Кто чем питается?»

Наблюдение и сравнение птиц у кормушек

Чтение А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Конкурс кормушек «Птичья столовая»

Акция «Покормите птиц зимой»(установка и подкормка птиц)

Составление картотеки загадок о птицах

Аппликация из сердечек «Зимующие птицы»

Изготовление фотоальбомов «Зимующие птицы Мордовии» и «Перелетные птицы Мордовии»

5.

09.11.20-20.11.20 Дикие животные Беседа «Дикие животные нашего края»

Чтение Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу», В. Степанов «Животные наших лесов»,мордовская сказка «Медведь-песельник».

Создание экологического альбома «Животные Мордовии»

Рассматривание картин П. С. Меньшикова из серии «Дикие животные»

Д/И «Четвертый лишний», «Найди пару»(детеныши)

Речевая игра «Какой, какая»

Морд. подвиж. игра «Зайцы и волк»

6.

23.11.20-04.12.20 Жизнь животных зимой Познавательный рассказ «Как готовятся звери к зиме»

НОД «Почему заяц зимой белый?»

Викторина «Как зимуют звери?»

Д/и «Кто в домике живет», «Чьи следы»

Пальчиковая игра «Кто спит зимой»

П/и «Лиса и зайцы»

7.

7.12.20-18.12.20 В гости к зиме Беседа «К нам пришла зима»

Цикл наблюдений «Особенности изменений в природе»

Изготовление макета из соленого теста «Зимний лес»

Д/и «Зима – не зима»

Знакомство с зимними приметами

8.

11.01.21-22.01.21 Растительный мир Беседа «Царство растений»»

Наблюдение «Растения на территории детского сада»

Чтение Л. Толстой «Дуб и орешник»

Зрительная гимнастика «Ёлка»

Д/и «Назови 5 деревьев», «С какого дерева листок», «Назови дерево по описанию»

9.

25.01.21-05.02.21 Что такое лес Беседа «Что такое лес?»

Познавательный рассказ «Правила поведения в лесу»

Д/и «С какого дерева детки», «Можно- нельзя»

Эксперимент «Сравнение веточек и шишек сосны и ели»

Физич. упраж «Кто дальше?» (бросание шишек)

Физкультминутка «В лесу»

Дыхательная гимнастика «Вдыхаем запах леса»

Слушание аудиозаписи «Звуки леса»

10.

8.02.21-19.02.21 Растения луга и поля НОД «Путешествие на луг».

Познавательный рассказ «Дикие и культурные растения Мордовии»

Дид. игра «Дикие и культурные растения»,

«Четвертый лишний»

Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг"

Игра с движениями «Урожай».

Создание картотеки загадок о растениях.

Рисование «Полевые цветы»

11.

22.02.21-05.03.21 Водоемы Мордовии НОД «Путешествие по водоемам Мордовии»

Чтение Т. Тимохина «Куда торопиться речка Синарка»

П/и «Ерши и щука»

Д/и «Назови ласково», «Назови одним словом»

Лепка «Птицы на реке»

12.

09.03.21-19.03.21 Обитатели водоемов Мордовии Познавательный рассказ «Обитатели водоемов Мордовии»

Д/и «Назови 5 рыб», «Найди рыбу по названию», «Назови одним словом», «Кто где живет?»

Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим»

П/и «Ерши и щука»

Рисование «Рыбы»

13.

22.03.21-02.04.21 Весна пришла НОД «Весна пришла»

Д/И «Приметы весны», «Назови ласково», «Весенняя поляна», «Назови одним словом»

Физкультминутки «Краски весны», «Мишка вылез из берлоги», «дует ветер с высоты»

Загадки о весне.

Разучивание закличек о весне.

Весенние эксперименты (почему тает снег, где быстрее тает снег, первые проталины, плывет-тонет, когда бывает капель и др.)

Долгосрочное наблюдение «Огород на окне»

14.

05.04.21-16.04.21 По страницам красной книги Мордовии Беседа «Что такое Красная книга?»

Познавательный рассказ «растения и животные Красной книги Мордовии»

Д/и «Найди по описанию», «Собери картинку», «Правила поведения в природе»

Рассматривание фотоальбома «Редкие и исчезающие растения и животные Мордовии»

Выставка рисунков «Редкие растения и животные Мордовии»

15.

19.04.21-30.04.21 Заповедники Мордовии - Беседы «Что такое заповедник?»,

«Заповедные места Мордовии»

- Рассматривание фотоальбома «Заповедные места Мордовии»

Д/и «Кто где живет?»

Экологический субботник «Природа любит чистоту»

16.

11.05.21-14.05.21 Обобщение и мониторинг Викторина «Знай и люби свой край»

В процессе работы над проектом в группе была создана необходимая предметно - развивающая среда. В специальном уголке дети имеют возможность закреплять свои полученные знания. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, наборы дидактических карточек по темам, книги с произведениями художественной литературы, фотоальбомы для рассматривания (их я изготавливаю сама).

Разработана так же система организованных занятий и наблюдений. Материал проекта старалась распределить согласно сезонам, чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественных условиях. Если мы рассматриваем бабочку, то лучше наблюдения проводить весной; если даём знания об овощах, то делать это лучше осенью. Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой природой : животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, солнцем. На примере ухода за комнатными растениями и выращивании огорода на окне, дети знакомятся с условиями необходимыми для роста и развития растений. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

В ходе ознакомления дошкольников с природой Мордовии использовалась и опытно-экспериментальная деятельность. Вместе с детьми мы проводили следующие эксперименты и опыты: «Почему тает снег», «Где быстрее тает снег», «Первые проталины», «Плывет-тонет», «Когда бывает капель», «Сравнение веточек сосны и ели» др. В процессе выращивания «Огорода на окне» проводили исследования «Какая земля», «Солнце», «Вода», «Человек», выясняя насколько растения нуждаются в каждом из этих факторов. Данная деятельность позволяет формировать у детей исследовательские навыки и интерес к познанию родной природы.

Большое внимание уделяла проведению сезонных прогулок, где мы с детьми отмечаем изменения в природе, учимся любоваться красотой вокруг нас. В процессе наблюдения стараюсь побуждать каждого ребенка отражать свое отношение (нравиться, не нравиться, почему). В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, и. т. д.) Наблюдения и прогулки позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз особенно в разные сезоны года.

Особое значение мы с детьми придали организации зимнего кормления птиц. Кормушки у нас самой разнообразной конструкции, все их сделали воспитанники со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. Вместе с детьми мы заготавливаем корм из семян растений и деревьев. Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию, что человек, кормящий птиц зимой, спасает их от смерти.

На территории детского сада организован цветник, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учится ухаживать за ними, приобретают первые навыки и знания ухода за растениями, при этом трудовая деятельность детей всегда содержит элементы игры, подражания взрослой жизни. В процессе труда в природе дети подчиняют свою деятельность, свои желания определенным социальным мотивам, учатся понимать, что их труд приносит пользу людям для сохраняет растения и животных.

Самое главное - что можно сделать - это объяснить, что все в природе все взаимосвязано на примере простейших и известных детям объектов (например "цветы- бабочки" : если собрать все цветы без разбора, бабочкам нечем будет питаться и они погибнут; поэтому в лес мы ходим как в гости к друзьям – общаться с обитателями и любоваться красотой природы.

Также при ознакомлении с природой родного края, детей знакомила с множеством произведений художественной литературы (в т. ч. произведения мордовских писателей, которая помогает обогатить представления об окружающем мире. Большое внимание уделялось разгадыванию и составлению загадок о птицах, животных, растениях, временах года, заучиванию пословиц и народных примет.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической компетентности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. Для этого я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, давала рекомендации, где и как наблюдать за природой с детьми. Родители прислушиваются к моим рекомендациям и выполняют все мои пожелания. Например, родители участвовали в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми зимой развешиваем на территории прогулочного участка. Родители также участвуют в весенне-осенних работах на цветнике, помогают в изготовлении пособий и атрибутов. Вместе с детьми они участвовали в конкурсе поделок из природных материалов.

В результате проделанной работы, наблюдаются положительные тенденции:

• расширение знаний детей о представителях растительного и животного мира Мордовии;

• дети стали осознанней относиться к природе, оценивать и контролировать свое поведение в природе;

проект научил детей рассматривать природу в деталях, восхищаться ее красотой;

• дети пришли к пониманию зависимости изменений в жизни растений и животных жизни от сезонных изменений погоды;

• активизировалась познавательная деятельность.

Если я научила детей наблюдать за летящей бабочкой, ползающим муравьем, цветущей сиренью, полетом ласточки и тем самым пробудила интерес к огромному миру природы, то проделанную работу можно считать успешной. И я верю, что когда мои воспитанники вырастут, они будут любить свой родной край и относиться к ее природе с заботой и любовью.

Список литературы.

1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.

2. Голубчик М. М. «География моей республики», С, 1990 г.

3. «Все о Мордовии» Энциклопедический справочник, С, 2005 г.

4. Красная книга Республики Мордовия. В 2-х томах/ Сост. В. И. Астрадамов – С, 2005.

5. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми», М, 2003 г.

6. Николаева С. Н. «»Воспитание экологической культуры в дошкольномдетстве», М. : Просвещение, 2002

7. Ручин А. Б. «Природа мордовского края», С, 2007 г.

Список использованных Интернет-ресурсов.

https://rodnaya-tropinka.ru/priroda-i-rukotvornyj-mir-didakticheskie-igri-dlya-detej

http :// wikipedia .гu

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/10/04/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-ekologii-dlya

https://zapoved-mordovia.ru/

https://bio.mrsu.ru/ru/news/179-krasnaya-kniga-respubliki-mordoviya-redkie-vidy-rastenij-i-gribov

https://zoogalaktika.ru/photos/red-data-book-region/red-data-book-privolzhskij/red-data-book-mordoviya#glava1

https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-mordovii/

https://tourismportal.net/nature/zivotnyj-mir-12

Публикации по теме:

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Информационно-познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию к Дню Победы «На суше, в небе, на морях…»Информационно-познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию к Дню Победы «На суше, в небе, на морях…» Информационно – познавательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию «На суше, в небе, на морях…» во 2 младшей группе Сроки.

Мастер-класс «Коллективный коллаж по экологическому воспитанию «Природа и мы»Мастер-класс «Коллективный коллаж по экологическому воспитанию «Природа и мы» Наша планета. Есть одна планета — сад, В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных, Лишь на ней одной цветут,.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Наш дом — природа» ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Занятие по экологическому воспитанию Тема: «Наш дом – природа» Воспитатель: Саакян К.

Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края»Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края» Цель: Расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных наших лесов. Развитие связной речи детей Задачи: учить.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Фотоотчет «Проект «Природа родного края — Северной Осетии-Алании» ПРОЕКТ В ДОУ ТЕМА «Природа родного края- Северная Осетия- Алания» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей.

Проект «Вкусные тарелочки» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группеПроект «Вкусные тарелочки» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе Цель: Формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи:.

Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом»Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом» Проект "Зеленый дом" Тема проекта: "Формирование экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста". Руководитель проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект по экологическому воспитанию «Природа Мордовского края» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 22 сентября 2021 в 08:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательный проект по экологическому воспитанию «Природа Мордовского края» для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тюрькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД