Добкина Надия
Познавательный проект в средней группе «Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно - игровой.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители
Сроки реализации проекта : октябрь 2019-май 2020 (один год)
Актуальность: Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с дошкольного возраста.
Публикация «Познавательный проект в средней группе „Учимся, играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить познавательный интерес в формировании элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими “бездушными” упражнениями
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, это основной вид деятельности ребенка-дошкольника, с её помощью можно развить внимание, память, мышление, воображение, логику мысли, рассуждений, смекалку ребёнка. Играя, он может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредствам развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
Цель проекта :Развитие элементов логического мышления и формирование элементарных математических представлений у детей среднего возраста.
Объект проекта :познавательное развитие
Предмет объект:игры, разработка методических мероприятий, презентация проекта
Задачи проекта :
Образовательные:
- Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП;
- Учить способам практической деятельности в области математики;
- Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы : восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
- Развивать творческие способности детей;
Воспитательные:
-воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе игры.)
Ожидаемые результаты:
Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество, сформировать у детей стойкий интерес к математической деятельности. Закрепить знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.
Проявляя инициативу, интерес к играм, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения, учатся логически мыслить.
Этапы проекта
Этапы Сроки Содержание проекта
1. Подготовительный с 01.09.19 по 31.09.19 -определение проблемы
-постановка цели, задач
-подбор методической и художественной литературы, игр, раздаточного и демонстрационного материалов, атрибутов.
-диагностика детей с целью выявления отставания в знаниях по разделу ФЭМП
-составление перспективного плана для работы с детьми
-анкетирование родителей
-составление плана работы с родителями.
2. Основной с 01.10.17 по 31.04.18 -выполнение проекта
1. Занятие с детьми в соответствии с перспективным планом.
3. Пополнение развивающей среды дидактическими пособиями.
-Подбор игр, сказок, наглядного и др. материала.
- Изготовление авторских дидактических игр из подручного материала
3. Итоговый с 01.05.18 по 31.05. 18 Анализ достижения поставленной цели:
-составление рекомендаций
-презентация проекта
1. Пополнение центра познавательного развития различными видами дидактических игр
2. уголок «Я считаю»
4. Пополнение картотеки игр по познавательному развитию для детей средней группы.
Принципы реализации проекта.
• Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного стандарта дошкольного образования:
• Доступность - соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников;
• Повторяемость - закрепление и усложнение одной и той же игры;
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
• Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные;
• Соревновательность создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.
Материально-техническое обеспечение:
- Игры и игровой материал в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
- Развивающие игры в соответствии с этапами их освоения.
- Различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные).
Контроль реализации проекта
Проведение мониторинга 2 раза в год (в начале года-октябрь, в конце года-май)
Формы и методы работы
Словесные
Вопросы, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение, похвала, разъяснение.
Наглядные
Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца
Практические
Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Список использованной литературы
1. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. М. : Мозаика-Синтез, 2006.
2. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2005. 320 с.
3. П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну. // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10. с. 48.
4. Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.
5. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч. 1. / Н. А. Курочкина, Б. Лейкина, В. И. Логинова и др. ; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М. : Просвещение, 1988. 256 с.
6. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т. И. Ерофеевой. М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.
7. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996. № 2. с. 17.
8. Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003. № 4. с.
9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2000. 414 с.
10. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. М. : ТЦ Сфера, 2004. 88 с.
11. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. с. 46-48.
12. Новикова В. П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. М. : Мозаика - Синтез, 2000. 104 с.
13. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996. № 1. 21; №2. с. 20.
14. Самарцева С. ТРИЗ и математика. // Дошкольное воспитание, 1996. №10.
15. Стожарова М. Ю. Математика - учимся играя/ М. Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008. 203 с.
16. Тарунтаева Т. В. развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1980.
17. Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. М. : «ДОМ XXI век», 2007. 185 с.
Перспективный план работы с детьми по проекту
«Учимся, играя»
Месяц/
недели Тема Формы работы ОО Цель
Октябрь 1 неделя «Для чего нужна Математика» беседа Познавательное развитие дать детям представление об истории возникновения счёта и математики.
2 неделя «Веселые цифры» аппликация на тему Художественно-эстетическое развитие закрепление у детей полученных навыков по формированию элементарных математических представлений.
3неделя «Ежики и грибочки» Дидактическая игра Познавательное развитие Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова "цвет", "такой же", "не такой", "разные".
4неделя «Танграм»
(кошка) Конструирование Познавательное развитие Продолжать учить детей рисовать героев сказок нетрадиционным способом
Ноябрь
1 неделя «Попробуй, сосчитай-ка» Загадки Познавательное развитие активизировать познавательную деятельность
2 неделя «Сказка о Нуле» Чтение сказки. Речевое развитие Знакомить детей с содержание сказки
3 неделя «Раз, два, три, четыре, пять – будем цифры украшать» Рисование Художественно-эстетическое развитие Продолжать учить составлять целое из частей
4 неделя «Закрой окошки» Дидактическая игра Познавательное развитие Продолжать развивать речь детей
Декабрь
1 неделя «Добеги до флажка» Подвижная игра Физическое развитие Развитие коммуникативных навыков детей
2 неделя ««Веселый счет»» Чтение художественной литературы Речевое развитие Укрепление мышц органов речи
3 неделя «Замок царицы Математики» Конструирование Познавательное развитие Развитие разговорной речи детей
4 неделя «Угадай какая фигура» Дидактическая игра Познавательное развитие Продолжать развивать речь детей
Январь
2 неделя «Танграм»
(Зайка) Дидактическая игра Познавательное развитие Совершенствование грамматического строя речи
3 неделя «Жили-были» Пальчиковая гимнастика Физическое развитие Учить произносить движение под текст
4 неделя «Найди свой домик». Подвижная игра Физическое развитие Выполнять движение в соответствии с текстом
Февраль
1неделя «Угадай на ощупь» Дидактическая игра Познавательное развитие Игра на развитие цветового восприятия
2 неделя «Хоровод» Лепка Художественно-эстетическое развитие Заучивание на занятии слов к пальчиковой гимнастике
3 неделя «Три медведя» Игра-инсценировка Речевое развитие Учить детей проговаривать текст вместе со взрослыми
4 неделя «Лиса и заяц» Подвижная игра Физическое развитие Использование подвижных игр со словами
Март
1 неделя «Танграм»
(Ель) Дидактическая игра Познавательное развитие Развитие разговорной речи
2 неделя «Подбери пару» Дидактическая игра Познавательное развитие Развитие мелкой моторики рук, цветового восприятия цвета
3 неделя «Царство Математики». Конструирование Познавательное развитие Совершенствование грамматического строя речи
4 неделя «Волк и семеро козлят» Игра-драматизация по сказке Речевое развитие Учить детей изображать голоса героев сказки тихо, громко
Апрель
1 неделя «Повтори узор» Дидактическая игра Художественно-эстетическое развитие Развитие речи и интонационной выразительности речи у детей
2 неделя «Танграм»
(рыба) Дидактическая игра Познавательное развитие Рисование нетрадиционным способом
3 неделя «Три медведя» Словесная игра Речевое развитие Активизировать словарный запас детей
4 неделя «Танец козляток» Разучивание танца Художественно-эстетическое развитие Учить детей выполнять движения под музыкальное сопровождение
Май
1 неделя «В гостях царицы Математике» Сказка Художественно-эстетическое развитие Учить детей изображать героев сказок на бумаге
2 неделя «Кто это?» Отгадывание загадок Познавательное развитие Учить отгадывать загадки о сказочных героев
3 неделя «Раз, два три…-выходи» Считалки Художественно-эстетическое развитие Выполнять движение характерные для каждого животного
4 неделя «Задачки в стихах» Решение задач Познавательное развитие Учить пересказывать сказки используя мнемотаблицы
План работы с родителями
Месяц Форма работы Название мероприятия
Сентябрь Анкетирование «Ребенок и математика»
Октябрь Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников»
Ноябрь Беседа «Влияние дидактической игры на развитие ребенка»
Декабрь Родительское собрание
(игра-петешествие) «Познавательно-речевое развитие младших дошкольников»
Январь Консультация «Влияние дидактической игры на развитие ребенка».
Февраль Папка-передвижка «Математика для дошкольников»
Март Выставка совместных рисунков «Рисуем цифры».
Апрель Рекомендации «Игры по дороге в детский сад»
Май Создание уголка «Юный математик»