Анна Акулова
Познавательный проект «Лесные обитатели» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 665 отделение ДОД Приморского района Санкт-Петербурга
Познавательный проект «Лесные обитатели»
в младшей группе «Светлячок»
Организаторы проекта :
Воспитатель Акулова А. А.
Санкт-Петербург
2019-2020 гг.
Актуальность:
Публикация «Познавательный проект „Лесные обитатели“ в младшей группе» размещена в разделах
Беседуя с детьми на разные темы, выяснилось, что чаще всего дети рассказывают о животных, которых хотят завести у себя дома. Но у них нет представления о том, чем отличаются домашние животные от диких, кого можно держать дома, а кого нельзя. У ребят появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы ищем, рассматривая картинки и иллюстрации, читая художественную литературу, в просмотрах видеофильмов, из личных наблюдений и личного опыта. Считаем, что благодаря разработке и внедрению этого проекта дети познакомятся с описанием жизни диких животных в природе, получат знания о повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу.
Проблема:
Дети мало знают о диких животных и среде их обитания.
Проблемные вопросы
1. Если животные живут в лесу – значит они дикие животные?
2. Как они строят жилище и находят себе пищу?
3. Зачем заяц и белка меняют шубку?
4. Что произойдет, если взять дикое животное в дом?
5. Можно ли нам позаботиться о диких животных?
Цель проекта :
Формирование целостных представлений о диких животных, их характерных отличительных способностях, закрепление понятия «дикие животные»
Задачи проекта :
• Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу, как называют их детенышей.
• Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.) Развивать связную речь через составление описательных рассказов о животных.
• Воспитывать у детей бережное отношение к животным.
• Использовать полученные знания о диких животных России в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, рисовании).
• Заинтересовать детей данной темой, поддерживать любознательность, эмоциональный отклик посредством дидактических и подвижных игр, чтением сказок, стихов, потешек, поговорок.
• Привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта (собрать материал – энциклопедии, открытки, картинки, серии книг со сказками и рассказами о животных).
Объект исследования: лесные животные
Вид проекта : познавательный, исследовательский, творческий
Тип проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети – родители - воспитатели
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• Формирование понятия «дикие животные».
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Формирование знаний о диких животных, их детенышах, повадках и среде обитания.
• Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания.
• Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным.
• Активное включение родителей в педагогический процесс ДОД, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с педагогами.
Подготовительный этап:
1. Выявление первоначальных знаний детей об обитателях леса
2. Чтение произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций
3. Чтение энциклопедической литературы о диких животных, рассматривание картинок
4. Загадывание загадок о животных, разучивание стихов.
5. Просмотр видеофильмов, мультфильмов с героями диких животных.
6. Разучивание стихов о животных, пальчиковых гимнастик
Работа в группе
• Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта
• Подбор информации, иллюстраций, картин, художественной литературы.
• Подбор дидактических игр, стихов, загадок, пословиц и поговорок.
• Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Основной этап:
Работа по 5 образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
• Рассказы детей о том, какого животного они мечтают завести дома.
• Беседы на тему: «Обитатели наших лесов», «Сравнение диких и домашних животных», «Что мы узнали о диких животных наших лесов»
• Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Семья», «Путешествие в лес», «Домики для животных»
• Рассматривание картин: «Кошка с котенком», «Лиса с лисятами»,
«Медвежья семья», «Волчица с волчатами», «Зайцы» и т. д.
Познавательное развитие :
• Видеофильмы: «Лес и его обитатели», «Дикие животные и их детёныши»
• Презентации: «Кто в лесу живет», «Кто, чем питается», «Среда обитания»
• Плакаты: «Дикие животные и их детёныши»; «Как звери готовятся к зиме»
• Настольно-печатные и дидактические игры «Чей детеныш?", «Что за зверь?», «Кто, кто в теремочке живет?». «Отгадай и назови», «О ком я говорю», «Кто лишний», «Мама и малыш», «Кто в лесу живет?».
Речевое развитие:
• Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лис и мышонок», «»Хвосты», «Волчишко»; Н. Сладков «Бюро лесных услуг», «Непослушные малыши»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; В. Сутеев «Мешок яблок», «Палочка выручалочка»; К. Чуковский «Краденое солнце», «Путаница», «Телефон, «Айболит».
• Чтение русских народных сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Рукавичка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Лиса и дрозд», «Лиса и волк», «Медведь – липовая нога», «Зимовье зверей» и др.
• Чтение стихов, потешек, загадок о диких животных
• Беседы, дидактические игры, словарная работа
• Инсценировки по сказкам «Теремок», «Три медведя», «Колобок»
• Речевые игры «Назови ласково», «Сравни медвежат», «Мама -папа – их детеныш» и др.
• Обогащение словаря детей за счет новых терминов
Художественно-эстетическое развитие:
• Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных
• Лепка «Лесные обитатели»
• Аппликация «Лесной магазин»
• Рисование «Мой домашний питомец»
• Конструирование «Домики для животных»
• Раскрашивание раскраски «Лесные жители»
Физическое развитие:
• Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Мишка косолапый», «Лиса и зайцы», «Пройди мишкой - проползи мышкой», «У медведя во бору». «Бездомный заяц»
• Пальчиковые игры по теме дикие животные
• Упражнения: «Медвежата», «Зайчики», «Лисичка крадется»
Заключительный этап:
Проект «Лесные обитатели» был проведен с детьми младшего возраста и рассчитан на знакомство детей с дикими животными, их связью со средой обитания, осознанно-правильное отношение к представителям животного мира. В результате проведенной работы отмечено:
• развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным;
• активное включение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по теме проекта.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• Созданы необходимые условия для организации деятельности по теме проекта (подобраны настольно-печатные и дидактические игры, наглядный материал, оформление зоны диких животных в экологическом уголке)
• Создана картотека пальчиковых игр и загадок по теме «Дикие животные»
• Уровень усвоения знаний о диких животных повысился. Многие дети стали использовать обобщающее понятие «дикие животные»
• У детей сформированы знания о жизнедеятельности диких животных в зимний период
• Значительно обогатился словарный запас (дикие животные, лиса-лисица- лисенок, волк-волчица-волчонок и т. д., нора, логово, берлога, дупло и т. д.)
Продукты проекта :
• Плакат «Лесные обитатели» - совместное творчество
• Картотека дидактических игр
• Альбом «Лесные жители»
• Выставка детских работ: поделки, аппликации и рисунки диких животных