Лариса Гутнова
Познавательный проект «Как зимуют птицы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Актуальность
Зимнее время – это крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться.
Публикация «Познавательный проект „Как зимуют птицы“ в средней группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни, научить помогать им.
Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах (особенности внешнего вида, место обитания, пища).
Вид проекта : информационный, познавательный.
Цель проекта : расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи проекта :
Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Развивать познавательные способности детей, учить проявлять любознательность и самостоятельность.
Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети получат начальные знания о зимующих птицах, особенности их существования, будут иметь представление о способах помощи им, научаться заботиться о живой природе, получат опыт совместной деятельности с родителями и ребятами.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (17.01.2022г. - 28.01.2022г.)
Участники проекта : воспитатели, родители, дети 4-5 лет.
Девиз: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Этапы создания проекта :
1 этап. Подготовительный.
• подбор методической и художественной литературы по теме;
• разработка форм воспитательной работы с детьми;
• взаимодействие педагогов с родителями по вопросам формирования начал экологического воспитания у детей.
2 этап. Основной.
НОД «Мои пернатые друзья», «Зимующие птицы».
Развитию речи в средней группе «Зимующие птицы».
Познавательные беседы :
«Как живут наши пернатые друзья зимой».
«Зачем нужно подкармливать птиц зимой?»
«Зимующие птицы», «Почему птиц стало меньше», «Знакомство с воробьем», «Синичка-гостья нашего двора», «Кормушка», «Помощь пернатым в зимнее время года»
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц; фотографий.
Составление описательных рассказов о птицах с использованием мнемотехники. ФЭМП. Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Коллективная лепка «Воробушки и снегири на кормушке»
Рисование «Зимующие птицы», «Посмотри-прилетели снегири» (нетрадиционное рисование)
Коллективная работа - аппликация «Птицы – наши друзья».
Конструирование из конструктора: постройка кормушки для птиц.
Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Стихотворения: А. Барто «Снегирь», «Покормите птиц зимой, «Синица», Н. Рубцов «Воробей», «Ворона».
Чтение художественной литературы: М. Горький «Воробьишко», М. С. Пляцковский «Отчего галка черная», Ирис Ревю «Возвращение на родину», К. Лукашевич «Добрая девочка», А. Яшин «Покормите птиц зимой», Н. Тургенев «Воробей», Бианки «Птичья столовая», М. Пришвин «Птицы зимой», П. Соколов «Снегирь», Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», Е. Чарушин «Воробей» М. Горький «Воробьишко», Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинский «О чём плачет синичка».
Дидактические игры. «Собери картинку», «Кто прилетел к кормушке», «Скачет шустрая синица», «Чей это голос», «Разукрась птицу», «Угадай-ка», «Кормушка».
Сюжетно-ролевые игры: «Больница для птиц», «Семья» : сюжет «Идем кормить птиц», «Птичья столовая», «В гости к птицам»
Безопасность: «Правила безопасности во время наблюдений за птицами».
Наблюдение за птицами зимой. Наблюдение за синицей, наблюдение за вороной,
наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями, наблюдение за синичкой. Эксперименты с птичьим пером.
Рассматривание птичьих следов.
Решение проблемной ситуации. «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Упражнения на дыхание: «Дятел», «Ворона», «Филин», «Гуси летят», «Птичка», «Крылья». «Птицы летят», «Птицы кричат».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук.» Птичья кормушка» «Я зимой кормлю всех птиц» «Воробьи – воробушки», «Птичка крылышками машет» «Ну-ка, посчитай-ка!» «Мы кормушку смастерили», «Дятел» «Сел на ветку снегирек», «Воробей» «Лесной лекарь», «Зимовать у нас остались», «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело», «Воробьи – воробушки», «Сорока».
Подвижные игры: «Птички и кошка», «Птичка и птенчики», «Кот и воробышки» «Птички в гнездышках», «Ворона и собачка», «Воробышки» «Совушка», «Воробушки и автомобиль» «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Воробьи и ворона»
Утренняя гимнастика «Птички»
Трудовое поручение: «В зимней столовой» (покормить птиц).
Чистка кормушек от снега.
Изготовление кормушек для птиц совместно с родителями.
Работа с родителями: рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами;
привлечение родителей к изготовлению кормушек;
организация работы по сбору корма для птиц;
консультации «Птицы нашего края», «Чем кормить птиц зимой?».
3 этап. Заключительный
Выполнение коллективной работы «Птицы – наши друзья»;
оформление выставки кормушек, созданные детьми совместно с родителями;
Результаты проекта : расширился кругозора детей о зимующих птицах;
у детей сформировалась любознательность, развиты творческие способности, коммуникативные навыки; воспитанники и родители совместно изготовили кормушки; родители активные участники проекта, способные воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Взаимодействие с семьей.
Папка-передвижка для родителей: «Покормите птиц зимой»
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?
Изготовление лэпбука «Зимующие птицы»
Результаты реализации проекта.
Дети: Работа в рамках проекта получалась интересной, у детей расширились знания о зимующих птицах, о том, как нужно помогать этим птицам пережить зиму, расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность.
Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Родители: Изменение отношения к данной проблеме.
Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.
Активное участие родителей в выставке «Лучшая кормушка».