Светлана Меттик
Познавательный проект «Байкал-жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект «Байкал-Жемчужина России»
В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образования по ознакомлению детей с природой родного края.
С этой целью и был разработан данный проект, познакомить дошкольников с достоянием нашей страны озером Байкал.
Паспорт проекта
1. Тема: «Байкал- Жемчужина России»
2. Тип проекта : познавательный
Публикация «Познавательный проект „Байкал-жемчужина Сибири“» размещена в разделах
3. Признак проекта : культуроведеческий, экологический
4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители,краеведческий музей.
5. По количеству участников: групповой
6. По продолжительности: долгосрочный
7. Предмет изучения – животный и растительный мир Байкала,Восточной Сибири.
Актуальность.
В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образования. В нашей группе успешно используются различные образовательные технологии. В частности наш город имеет не менее замечательную историю, есть краеведческий музей. Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников не посещают музеи. Причины самые разные, но чаще родителям кажется, что детям дошкольного возраста посещать подобные места еще рано.
Для привлечения внимания детей создаются уголки природы и игровые уголки. Это краеведческие уголки, посвященные животному, растительному миру Байкала, традициям и быту бурятского и русского народов.
К созданию уголков родного края пришли не случайно. Тематические выставки, направленные на ознакомление с родным краем и его особенностями, систематически проводятся для дошкольных групп с учетом возрастных особенностей. Посредством наглядно созданных музейных экспозиций педагоги детского сада стараются привить чувство любви к родному краю.
Применительно к дошкольному возрасту можно констатировать то факт, что этнокультурная образованность детей – результат этнокультурной образовательной стратегии педагогов детского сада. Этническая принадлежность ребенка (представления о мире, конкретная языковая и социокультурная действительность, отношение к людям) формируется в течение 3 – 5 лет после рождения (Ж. Пиаже, Э. К. Суслова, О. Н. Юденко)
Противоречия между возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, введением в содержание образовательного процесса ФГОС дошкольного образования, к личности педагога как активного и творческого субъекта этнокультуры и отсутствием программно-методического обеспечения и методики становления этнокультурной образованности личности ребенка актуализировали данную проблему. В целях разрешения возникшего противоречия нами была выбрана проектная деятельность педагога, детей и родителей в качестве программно-методического, практического и организационного обеспечения образовательного процесса в Основные направления проекта :
- Национально-региональный компонент;
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие.
Цель проекта –
Задачи:
Образовательные:
- выяснить представления детей о родном крае;
- дать представления о природе Байкала, познакомить с его растительным и животным миром;
- разработать перспективный план, конспекты занятий, игр с детьми с использованием мини-музеев ДОУ;
- познакомить с традициями и бытом бурятского и русского народов.
- поддерживать естественный интерес ребенка к родному краю;
- обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
Развивающие:
- развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через познавательную деятельность в детском саду. - развивать мотивацию на сохранение культурного наследия родного края;
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к природе озера Байкал;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Все полученные знания должны стать прочной основой для понимания детьми значимости региона, в котором они живут, служить инструментарием для воспитания чувств уважения, гордости, сопереживания, любви к малой родине, а также воспитывать активную жизненную позицию.
Ожидаемые результаты:
- участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада;
- формирование эколого-краеведческого мышления;
- приобщить причастность к своему родному краю;
- систематизировать материал по ознакомлению детей с растительным и животным миром Байкала; разработан цикл мероприятий, викторин, развлечений, досугов о Байкале;
- повысить уровень знаний детей о традициях и быта бурятского и русского народов.
- сформировать новые положительные эмоции и чувства у детей с помощью игр с экспонатами музеев.
План действий:
1. Постановка цели;
2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
4. Определение направлений познавательной практической деятельности;
5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности с педагогами, родителями и детьми, с музеем Природы,
6. Работа над частями проекта, его коррекция.
Этапы реализации проекта :
1. Организационный:
– создание и оформление экологических и краеведческих игровых центров под лестницей «мини-музеи», посвященных каждый определенной теме: «Растительный мир Байкала» Животный мир Байкала», «Бурятская юрта», «Русская изба»;
- подбор материала, изготовление экспонатов музеев;
- сбор и анализ литературы;
- подбор сюжетно-ролевых игр;
- подбор наглядного и дидактического материала;
- разработка плана реализации проекта.
2. Деятельностный:
– работа по перспективному планированию;
– взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
занятий с посещением музеев
3. Заключительный:
- оформление презентации проекта «Наследие Байкала»;
- выставка продуктивной деятельности детей;
- итоговое занятие «путешествие по Байкалу»
Перспективно-тематическое планирование:
Месяц Совместная деятельность взрослого и ребенка Работа с родителями
Сентябрь 1. Рассматривание альбомов «», «Священный Байкал», общегеографической карты Иркутской области и Бурятии.
2. интегрированное занятие «Родной край», Государственный флаг, герб, гимн Иркутской области и России, Бурятии.
3. Художественное творчество «Флаг Иркутской области»
4Чтение бурятских и русских сказок «Омулевая бочка», «» и т. д.
Игровая: подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
Октябрь 1. Рассматривание альбома, открыток на тему «Бурятская юрта».
2. Беседа «Жилье и быт бурятского народа»
3. Чтение стихотворений, пословиц и поговорок
4. Рисование «Дом, в котором я живу» Коллективная работа по изготовлению домашней утвари русского человека-сибиряка.
Ноябрь 1. Познавательная беседа «Красная книга Восточной Сибири
2. Чтение стихов, сказок и легенд.
3. Знакомство с растительным миром Байкала».
Организация совместной экскурсии в «Музей природы».
Декабрь 1. Рассматривание альбома, открыток на тему «Русская изба».
2. Беседа «Жилье и быт русского народа» (посещение мини-музея «Русская изба»)
3. Чтение стихотворений, народных пословиц и поговорок
4. Рисование «Дом, в котором я живу» Организация семейной гостиной «В гостях у»
Январь 1. Бурятские имена. Что они означают?
2. Рассматривание открыток, картин «Национальные костюмы народов Бурятии»
3. Рисование «Женщина в национальном платье», русские национальные костюмы (сарафаны, косоворотки);
4. Подвижная игра «Бэлэг», «Одень куклу». Оформление выставки кукол в национальных костюмах
Работа с родителями (ознакомление с произведениями бурятских и российских авторов)
Февраль 1. Беседа «Ветры Байкала».
2 Фото-выставка подводный и животный мир Байкала
3 Ластоногое достояние Байкала-Нерпа»-беседа, художественное творчество.
Март Знакомство с творчеством иркутских художников
2 «Сибирские узоры»
3. Лепка, тестопластика «Бурятские узоры».
4. Подвижная игра «Иголка, нитка, узелок»
Подбор материала к созданию альбома «памятники города…», посвященные достопримечательностям города Усолье –Сибирское, Иркутск.
Апрель 1. Познавательная беседа «Животный мир».
2. Чтение стихов, сказок и легенд.
3. Знакомство с животным миром Приангарья
3. Экскурсия в «Музей Природы». Досуг для детей и родителей «Путешествие в солнечный город»
Май 1. Рассматривание открыток о Байкале.
2. Занятие «Байкал – уникальное творение природы»
3. Чтение «Легенда о Байкале и его дочери Ангаре»
4 Игра – путешествие «Кто быстрее дойдет до Байкала»
Оформление выставки с использованием Байкальских камней.
Использование результатов:
Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети много двигались, решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта : воспитателя, детей и родителей, сотрудников музея, объединенных одной проблемой, позволит добиться высоких результатов: развитие у детей познавательной деятельности, интеллектуальной инициативы; формирование навыков коммуникативного общения.
В результате работы дети усвоят нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; появится потребность в приобретении экологических знаний, дети будут испытывать потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживать им, проявлять доброту и чуткость.
Занятия позволяют детям реализовать свои познавательные потребности и творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка, пополняет в активной деятельности знания о родной природе и ее региональных особенностях, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения.
Проект позволяет отбирать материал из уже разработанных мероприятий из уже разработанных мероприятий и занятий, фотоматериалов, раздаточного материала и материала для поделок в соответствии с познавательным уровнем детей.
Образовательное пространство некоторых занятий и мероприятий расширяется за счет сотрудничества с музеями города. Данная работа позволила вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса, а, главное, сблизить с детьми как с равноправными партнерами, обоюдно раскрыть познавательный потенциал.
Педагогический смысл заключается в том, что она помогает воспитать у детей любовь к своей родине, родному краю, учит сочувствовать ко всему живому, ценить и уважать красоту своего края, бережно относиться к животному и растительному миру Байкала. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, она помогает развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, работать в коллективе.