инна шишелова
Проект создания мини-музея «Невидимые санитары озера Байкал» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование для разработки проекта :
Представления детей о невидимых санитарах озера Байкал их роли в механизме самоочищения воды поверхностны, зачастую ошибочны.
Дошкольники испытывают затруднения в вопросах об уникальности экосистемы озера.
Дети задают вопросы поискового характера, проявляют интерес к познавательно-исследовательской и творческой деятельности.
Родители проявляют интерес к совместной, творческой деятельности
Цель проекта :
Формировать дифференцированные представления детей о разнообразии невидимых санитаров озера Байкал.
Публикация «Проект создания мини-музея „Невидимые санитары озера Байкал“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Байкал. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Задачи проекта Образовательные :
Продолжать знакомить детей с озером Байкал; его природной лабораторией – невидимыми санитарами.
Расширять и систематизировать представления дошкольников о фитопланктоне - водорослях, зоопланктоне, губках – фильтраторах воды, чистильщиках байкальской воды – рачки; познакомить со средой их обитания, их роли в механизме самоочищения воды и значимости в уникальной экосистеме озера.
Формировать умение детей составлять творческие, описательные рассказы о музейных экспонатах и коллекциях, владеть монологической и диалогической речью в общении со сверстниками.
Развивающие:
Развивать устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы озера.
Развивать у дошкольников навыки познавательной, творческой деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать ценностное отношение к природе родного края, желании заботиться о ней.
Способствовать активной позиции семей воспитанников в совместной деятельности реализации проекта.
Интеграция видов детской деятельности.
«Познавательно-исследовательская деятельность:
Подбор познавательной литературы: энциклопедий, журналов.
Исследование предметов природного материала, привезенного с Байкала во время отпусков.
Экспериментирование с природным материалом: камнями, песком, водой, растениями аквариума
Игровая деятельность:
Формировать умение принимать игровую задачу
Формировать умение вступать в игровое общение со
сверстниками, проявлять воображение, творчество. (Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, творческие, сюжетные, словесные, музыкальные, пальчиковые игры)
Умение следовать нормам и правилам, необходимым при общении с окружающими (умение сотрудничать, находить решение в конфликтных ситуациях, выражать словом свои чувства, согласовывать свои действия и желания с интересами и действиями партнёров)
Трудовая деятельность:
Формировать стремления помогать взрослым: изготовление музейных экспонатов, сбор коллекций, природного материала, привезенного с озера Байкал во время отпусков и путешествий, для мини – музея «Невидимые санитары озера Байкал».
Коммуникативная деятельность:
Обогащение речевого словаря за счёт новых понятий и
терминов.
Развивать монологические формы речи в составлении
рассказов об уникальности экосистемы озера Байкал с использованием, моделей, схем, мнемодорожек.
Формировать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия (проведение экскурсий). Стимулирование речевого творчества детей.
Восприятие художественной литературы и фольклора:
Инсценировка произведений с помощью разных видов театра, знакомство с рассказами, сказками и поэзией об озере Байкал.
Разучивание стихотворений, чтение детской, познавательной и художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок.
Изобразительная деятельность:
Изготовление музейных экспонатов и предметов коллекций: рисование, лепка, аппликация, ручной труд.
Двигательная деятельность:
Подвижные, народные, хороводные, лого ритмические игры и физкультминутки.
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап - итоговый
Обоснование выбора проекта :
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Как не странно, но все удивительное рядом! Мы живем рядом с уникальным озером Байкал. Байкал – крупнейшее хранилище и фабрика высококачественной и чистой воды, он является одним из чудес света России. Редкая чистота байкальской воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира. Уникальность озера Байкал признана на международном уровне. Но представления детей об уникальной природе Прибайкалья поверхностны, зачастую ошибочны. Данный проект способствует познанию удивительного мира озера Байкал, знакомит детей с природной лабораторией озера их роли в механизме самоочищения воды и значимости в уникальной экосистеме озера.
Ожидаемые результаты:
Создание мини – музея «Невидимые санитары озера Байкал»
Самостоятельное ведение экскурсий детьми.
I этап – подготовительный
Подбор детской художественной и познавательной литературы.
Создание презентаций по данной теме. Познакомить детей со сказками, поэзией, художественными произведениями о Байкале, расширять кругозор детей.
Формировать представления детей о невидимых санитарах озера Байкал
Подбор игр, упражнений по ознакомлению детей с озером Байкал - побуждать к проявлению творчества во всех видах деятельности
Приобретение, изготовление практического и наглядного материала Обогащать и расширять знания детей о природной лаборатории - санитарах озера Байкал.
Оформление родительского уголка: размещение консультаций, памяток, буклетов, рекомендаций по теме - повышение компетентности родителей в вопросах по ознакомлению детей с уникальной экосистемой, природной лабораторией озера Байкал.
Подготовка видеоматериала по данной теме - обогащать и систематизировать знания детей о санитарах озера Байкал, из разнообразии и уникальности, местонахождении
Изготовление дидактических игр, пособий по данной теме - расширять кругозор детей, воспитывать желание оказывать посильную помощь в изготовлении дидактических пособий
Разработка кроссвордов, мнемотаблиц, схем, моделей, мнемодорожек - развивать память, логическое мышление, умение использовать полученные знания и применять их в разных видах детской деятельности.
II этап – основной
Понедельник
Совместная НОД на тему: «Невидимые санитары озера Байкал» с использованием ИКТ технологий – презентация.
Расширять и систематизировать представления дошкольников о фитопланктоне - водорослях, зоопланктоне, губках – фильтраторах воды, чистильщиках байкальской воды – рачки; познакомить со средой их обитания, их значимости в уникальной экосистеме озера.
Дидактические игры: «Санитары озера Байкал», «Мы не скажем, а покажем», «Что эпишура может рассказать о себе», «Природный фильтр», «Подводный мир озера Байкал», «Кому что есть…» Расширять представления детей о невидимых санитарах озера Байкал, об уникальности воды Байкала.
Сюжетно – ролевые игры: «Больница в Байкале – санитары озера», «Подводное путешествие на батискафе», «Лаборатория». Формировать умение детей самостоятельно развивать сюжет игры, распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.
Ситуативные разговоры и речевые ситуации по теме: Кто является санитарами озера. Почему водоросли являются санитарами, что было бы с человеком, если бы не было природных санитаров? Отгадывание загадок по данной теме. Формировать умение детей отвечать на вопросы, аргументируя свой ответ, расширять кругозор детей, активизировать словарный запас.
Рассматривание фотовыставки на тему: «Природная лаборатория Байкала». Формировать представления детей о разнообразии подводного мира озера Байкал – невидимых санитарах
Составление описательных рассказов о губках, водорослях, рачках Байкала с использованием схем, моделей, мнемодорожек. Совершенствовать навыки детей в составлении описательных рассказов с опорой на схемы, развивать связную, монологическую речь, активизировать словарный запас
Решение проблемных ситуаций «Если вода будет мутной в озере», «Если вода в Байкале станет теплой», «Если вода в озере была бы соленой…», «Как избежать загрязнения озера Байкал»…. Способствовать умению детей в поиске решений проблемных ситуаций.
Вторник
Словесное экспериментирование: «Дай определение – этажи озера; что означает слово эндемик; чистильщики байкальской воды – веслоногие раки и губки – фильтраторы…». Активизировать словарный запас за счет новых понятий и терминов, расширять кругозор детей о санитарах озера Байкал.
Моделирование: «Этажи озера», «Местонахождение животных и растений в озере» Совершенствовать навыки поисково – исследовательской деятельности
Опытно – экспериментальная деятельность: «Есть ли у воды запах», «Куда делась вода», «Природный фильтр». Совершенствовать навыки детей в опытно – экспериментальной деятельности, умение делать выводы и умозаключения.
Конструирование из бумаги «Корабли», «Батискаф», «Рачки», для мини - музея. Совершенствовать навыки детей в технике оригами.
Показ презентации «Подводный мир озера Байкал», «Байкальская вода – самая чистая вода в мире». Расширять представления и кругозор детей о невидимых санитарах озера, уникальности воды Байкала.
НОД. Изобразительная деятельность: изготовление коллекции рачков из соленого теста «Невидимые санитары озера Байкал», для мини - музея. Совершенствовать навыки детей в работе с соленым тестом.
Среда
Показ видеофильма «В глубинах Байкала». Расширять кругозор детей о разнообразном, подводном мире озера. Познакомить детей с пословицами, поговорками, загадками.
Заучивание стихотворений. Продолжать расширять представления детей об озере Байкал
НОД. Лепка «Байкальский рачок» для мини - музея Совершенствовать навыки детей в работе с пластилином.
Выкладывание из пластиковых пробок - изображения озера Байкал на карте. Закрепить изображение озера Байкал на карте.
Театрализованная деятельность. Показ теневого театра по сказке «Богатырь Байкал». Развивать творческие способности детей.
Познакомить детей с рассказом В. Галкина «Губки – фильтраторы байкальской воды». Формировать умение детей внимательно слушать произведение, понимать смысл, отвечать на вопросы по содержанию.
Четверг
Изготовление коллекции открыток – рисунков «Невидимые санитары озера Байкал» для экспозиции. Совершенствовать навыки детей в разных видах нетрадиционной техники рисования открыток, формировать устойчивый интерес к коллекционированию
Беседа с использованием ИКТ «Рачки – фильтраторы байкальской воды». Расширять кругозор детей.
Составление кроссвордов, ребусов, схем, моделей по данной теме Совершенствовать навыки детей в составлении кроссвордов, ребусов, схем, моделей, формировать умение работать сообща
Интеллектуальная викторина: «Подводный мир озера Байкал». Систематизировать знания детей об обитателях байкальских глубин, их назначении в природе.
Интерактивная игра «Кто живет в Байкале». Продолжать знакомить детей с обитателями озера Байкал.
Чтение рассказов, сказок, стихотворений:
«Почему вода в Байкале чистая», «Губки – фильтраторы байкальской воды», «Чистильщики Байкала», «Членистоногие обитатели озера»…. Расширять кругозор детей, посредством художественной литературы.
Пятница
Ручной труд - изготовление декораций к театрализованной деятельности. Совершенствовать навыки детей в работе с бумагой, бросовым материалом.
Беседа на тему: «Защитим озеро Байкал» (показ презентации). Расширять представления детей об экологической обстановки на Байкале (загрязнение озера).
Декоративная аппликация (из ткани) «Водорослевое поле». Совершенствовать навыки детей в работе с тканью. Совместное изготовление листовок «Охрана озера», «Этажные санитары», «Фильтраторы и чистильщики» - работа в микро группах. Формировать умение детей передавать в листовках задуманный сюжет. Воспитывать бережное отношение к природе Байкала.
Виртуальная экскурсия «Подводные обитатели байкальских глубин». Расширять знания детей о подводных обитателях байкальских глубин.
Изготовление пригласительных открыток в мини – музей «Невидимые санитары озера Байкал» (для сверстников). Формировать умение работать сообща
Подготовка и оформление экспозиции в мини-музее для экскурсии. Приобщение детей к музейному искусству.
Ведение экскурсии в мини-музее «Невидимые санитары озера Байкал» для сверстников. Формировать умение детей самостоятельно проводить экскурсию, развивать связную монологическую речь, развивать интерес к музейному искусству.
К концу I недели дети могут:
•Самостоятельно проводить экскурсию, выступая в роли экскурсоводов.
•Составлять творческие и описательные рассказы о музейных экспонатах и коллекциях.