Приложение МААМ

Познавательный центр группы ДОУ как средство развития познавательной активности детей

Рябошапко Наталья
Познавательный центр группы ДОУ как средство развития познавательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательный центр группы ДОУ как средство развития познавательной активности детей

Поиск условий формирования новых приемов развития познавательной активности, диктуется задачами совершенствования системы образования. Разработка и методика такого формирования - актуальная задача психолого-педагогической науки и практики обучения детей.

Публикация «Познавательный центр группы ДОУ как средство развития познавательной активности детей» размещена в разделах

Существует несколько подходов пониманию познавательной активности от средств, которые используются в процессе познания ребенком окружающего мира. Н. Н. Поддъяков главным средством познания считал детское экспериментирование, направленное на преобразование объекта с целью его познания, результатом которого является формирование обобщенных способов практического исследования ситуации. Модели и схемы выступают при этом как средство обучения, воспроизводят в наглядной форме скрытые свойства и связи. Свойства предметов воспринимаются в соответствии с нормами сенсорной культуры.

Л. А. Венгер главными средствами познания ребенком окружающего мира полагал эталонные и модельные формы опосредования, рассматривая их в качестве особой формы познавательной активности дошкольников.

Формирование и развитие познавательной активности у детей-дошкольников на основе использования схематизации исследовали З. М. Истомина и Л. М. Житникова. Эти работы позволили установить, что дети с большим успехом используют искусственные внешние средства (картины, значки-схемы, планы) в процессе запоминания наглядного материала, если они предварительно обучаются умению устанавливать смысловые связи между тем, что запоминается и тем с помощью чего запоминается, а затем это умение включается в контекст решения мнемической задачи.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа очень важна для развития познавательной активности, так как способствует эмоциональной окраске получаемых знаний. Многочисленные исследования (Н. С. Капринской, Л. Н. Стрелкова, А. И. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На детей производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику.

Эффективным средством развития является природа. Изучая изменения, происходящее в природе, выполняя элементарные опыты, дошкольники обогащают свой опыт, который затем используют в самостоятельной деятельности.

Средством развития познавательной активности является и предметно-преобразующая деятельность детей. В ходе материального действия происходит активизация уже имеющихся у ребенка знаний и умственных действий, осуществляется их дальнейшее развитие и умение.

Игра - эффектное средство познавательной активности. В игре ребенок активно отражает окружающий мир. Отличительной особенностью игры, является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями. В эти действия включается речь. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят много собственных выдумок, фантазии комбинирования.

Игра - это оперирование знаниями, средство их уточнения и развитие познавательной активности.

Художественно-продуктивная деятельность является также одним из средств развития познавательной активности. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное для целой группы предметов. Педагогическое руководство познавательной активностью детей в процессе конструирования заключается в целенаправленном обогащении представлений детей в процессе о предметах, знаниях и сооружениях, специфическом направлении этих наблюдений.

Обучение является наиболее значимым средством развития познавательной активности. Его значение определяется тем, что воспитатель занимает ведущую позицию: передает детям определенные программой знания, формирует умения и навыки. На занятиях развиваются мышление и речь, формируются познавательные интересы.

Средством развития познавательной активности является речь. Возможность понимать речь и говорить делает этот процесс важным средством познания окружающего мира. В свою очередь, познавательная активность оказывает огромное внимание на развитие его инициативной речи. У ребенка развивается потребность спрашивать у воспитателя о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающей деятельности.

Другим фактором в развитии речи, как средства познания окружающего, выступает практическая деятельность самого ребенка. Так, например, игры и игрушки активизируют речь детей при условии создания ситуации общения с взрослыми и сверстниками. Для дошкольников основным средством познавательной активности являются игрушки, предметы и дидактические игры. Развитие познавательной активности во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих самостоятельный поиск информации о свойствах, качествах. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.

Таким образом, выбор средств развития познавательной активности и их комплексное использование зависит от ведущей познавательной задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Центр для развития двигательной активности детей на летней площадкеЦентр для развития двигательной активности детей на летней площадке В этом году на участке детского сада создали Центр для развития двигательной активности детей с целью организации физкультурно-оздоровительной.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный центр группы ДОУ как средство развития познавательной активности детей
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 19:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательный центр группы ДОУ как средство развития познавательной активности детей» (включая файлы) размещена пользователем Рябошапко Наталья (УИ 253258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД