Получи документы

Познавательные процессы (виды, понятия, свойства)

Ульянова Татьяна Васильевна
Познавательные процессы (виды, понятия, свойства)
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательные процессы (виды, понятия, свойства).

Понятие восприятия. Свойства и виды восприятия

Восприятие – это процесс непосредственного чувственного отражения предметов и явлений окружающего мира в целом. Восприятие – сложная деятельность, в процессе которой человек глубоко познает окружающей мир, обследует воспринимаемые объекты. Важной составной частью деятельности восприятия являются движения – движения глаза, рассматривающего предмет, движение руки, ощупывающей предмет. В процессе восприятия отражаются предметы и явления внешнего мира во всем многообразии их сторон и свойств.

Публикация «Познавательные процессы (виды, понятия, свойства)» размещена в разделах

Свойства восприятия :

1. Избирательность (или активность) – зависит от интереса, установок и потребностей человека и определяет преимущественное выделении одних предметов по сравнению с другими. (напр. читая книгу мы не замечаем что у нас за спиной, мы углубились в текстовое содержание книги, направили все наши мысли на это).

2. Предметность – способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

3. Апперцепция – зависимость восприятия от особенностей личности человека. (напр. художник, ботаник будут совершенно по-разному воспринимать рощу или поле, обращать внимание на различные особенности).

4. Осмысленность – свойство, показывающее, что восприятие у человека связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

5. Константность – человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. д. (напр., движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него)

6. Целостность – восприятие есть всегда отражение в психике целостного образа предмета или явления, в совокупности их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. (напр. воспринимаем целостную музыкальную мелодию, а не последовательный набор нот, пауз, звуков).

Виды восприятия :

- восприятие пространства (величина, форма, положение предмета в пространстве – напр. летя на самолёте все предметы внизу нам кажутся очень маленькими)

- восприятие времени (напр. время чередования сна и отдыха, положительные события вызывают ощущения быстрого течения времени, отрицательные медленного)

- восприятие движения (напр. проезжая по улице предметы кажутся движущимися, на самом деле они не двигаются)

- зрительное восприятие

- слуховое восприятие

- осязательное восприятие

- обонятельное восприятие

- вкусовое восприятие

Понятие памяти. Функции и свойства памяти.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Функции памяти:

1. Узнавание - воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом

2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.

3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Свойства памяти :

1. Запоминать (новую информацию)

2. Вспоминать (информацию)

3. Припоминать

4. Воспроизводить

5. Узнавать (ранее сохраненную информацию)

6. Сохранять (информацию)

Процессы памяти :

1. Запоминание (произвольное, непроизвольное) – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации (механическое, осмысленное).

2. Сохранение (осмысленность, прочность запоминания)процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

3. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации:

- быстрота воспроизведения, характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию

- точность воспроизведения - отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию

Виды памяти :

1. Двигательная – это запоминание разных движений, имеет больше знание при запоминании физических упражнений, она лежит в основе выработки различных трудовых навыков.

2. Эмоциональная – это память на чувства. (положительные или отрицательные, чувство радости или огорчения, удовлетворения, угрызения совести от плохого поступка)

3. Образная – образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки. Она может быть зрительной (у нормально развитых людей, слуховой (у нормально развитых людей, осязательной (наиболее развита у дегустаторов, слепых, глухих, обонятельной (тоже, вкусовой (тоже).

4. Логическая (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей (логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами)

5. Мгновенная

6. Кратковременная (обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5—7 мин) затем забывается – напр. машинистка, печатая помнить все точки и запятые, затем забывает, напечатав текст)

7. Долговременная (относительная длительность и прочность сохранения воспринятого материала – напр. ученик, получив задание должен помнить полученные указания и инструкции к его выполнению)

8. Оперативная (вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности)

9. Промежуточная — обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а вовремя ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

10. Генетическая (напр. ребенок в начале свой жизни усваивает узкий круг простейших движений, затем запоминание и воспроизведение движений прогрессивно расширяется в больший круг сложных движений).

Понятие внимания. Функции, виды и свойства внимания.

Внимание – это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Функции:

1. Функция отбора - сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

2. Функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

3. Функция внимания является регуляцией и контролем протекания деятельности.

Виды :

1. Непроизвольное — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. (Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи, вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание)

2. Произвольное - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. (Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несёт ответственность).

3. После произвольное – вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Снижается целенаправленность, снимается напряжение.

Свойства :

1. Концентрация – степень сосредоточения внимания на объекте:

- высокая;

- низкая

2. Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно:

3. Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой:

- трудное;

- легкое

4. Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

5. Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте:

- устойчивое

- неустойчивое

Понятие мышления. Функции и виды мышления

Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщённым и опосредствованным отражением действительности.

Функции:

1. Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

2. Суждение – одна из логических форм мышления, в которой выражается связь между двумя понятиями.

3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод.

4. Аналогия – умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

5. Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составляющие части.

6. Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое.

7. Обобщение - процесс выделения сходства между предметами, выделения в этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами и объединить в один класс общности цвета: вишню, пион, кровь, сырое мясо, варёного рака.

Выделение видов мышления производят по различным основаниям:

1) По форме и соответственно по содержанию знаний выделяют:

- наглядно-действенное (наиболее элементарная форма, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления);

- наглядно-образное (состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может)

- абстрактно–логическое (мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах или других знаках).

2) По характеру решаемых задач:

- теоретическое,

- практическое.

3)По степени развё рнутости и осознанности :

- дискурсивное,

- интуитивное.

4) По степени новизны и оригинальности:

- репродуктивное (воспроизводящее,

- продуктивное (творческое)

Понятие способностей. Способности и задатки

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими.

Развитие способностей происходит поэтапно. Предпосылкой развития способностей являются ЗАДАТКИ – это врождённые анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения

Способности:

1. Общие (определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук)

2. Специальные (определяю успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные)

3. Теоретические (определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению,

4. Практические (лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям);

5. Учебные (они влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности,

6. Творческие (связанны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определённой деятельности (общении) — талантом;

7. Способности к общению, взаимодействию с людьми

8. Предметно-деятельностей способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

Формы и операции мышления. Мышление как процесс решения задач

Формы:

1. Понятие (отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро»понятия абстрактные)

2. Суждение (это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках) :

- общие (утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут»)

- частные ( Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными»)

- единичные ( единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе»).

3. Умозаключение (на основе нескольких суждений делается определенный вывод) :

- индуктивное (на основе ряда частных суждений можно получить общее суждение (вывод);

- дедуктивное (распространение общего положения на частные случаи)

Операции:

1. Анализ – это мысленное разделение предметов и явлений на части.

2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое.

3. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними. (для того чтобы осуществить эту операцию, требуется сначала выделить один или несколько характерных признаков сравниваемых объектов. Затем по количественным или качественным характеристикам данных признаков производится сравнение)

4. Обобщение- мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Конкретизация – мыслительная операция, характеризующаяся переходом от общего к конкретному.

6. Абстрагирование – это мысленная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного (благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления)

7. Систематизация – это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определённом порядке по какому-либо одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).

Мышление как процесс решения задач :

Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач :

1. Ориентировочные действия (анализ условий,

2. Исполнительные действия (выбор примеров решения,

3. Нахождение ответа (сверка решения с исходными условиями задачи).

Виды поиска решения задач:

1. поиск по средством систематических проб;

2. случайный;

3. выборочный;

4. избирательный (селективный) поиски.

Процесс формирования умственных действий:

1. Выявление ориентировочной основы действия;

2. Формирование действия в материальном виде;

3. Действие формируется в громкой речи;

4. Этап формирования действия во внешней речи про себя;

5. Формирование речи во внутренней речи.

По целям мыслительной деятельности можно выделить задачи:

- распознавания,

- конструирования,

- объяснения,

Виды и уровни способностей

Способности это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими.

Развитие способностей происходит поэтапно.

Предпосылкой развития способностей являются ЗАДАТКИ – это врождённые анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения

Виды :

1. Общие (определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук) :

- элементарные – ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить, речевая способность, переживать

- сложные – способность к игре, к учению, труду, общению

2. Специальные (определяю успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные)

- элементарные – музыкальный слух, высокая обонятельная чувствительность

- сложные – педагогические, математические, организаторские

Уровни:

1. Одарённость (человек, способный ко многим видам деятельности)

2. Талант (высшая степень способностей личности к определенной деятельности)

3. Гениальность (высшая степень творческих проявлений личности)

Публикации по теме:

«Познавательные мотивации у дошкольников». Педсовет с учителями начальных классов Познавательные мотивации у дошкольников. Педсовет с учителями начальных классов. В 6 или 7 лет у каждого ребенка резко изменяется вся его.

Познавательные сказки для маленьких детей Калинина А. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 73Калининского района Санкт-Петербурга Вступительное слово Эти сказки - пособие для.

Умение проектировать, конструировать процессы речевого развития детей младшей, средней группы Отчет воспитателя младшей разновозрастной группы на тему «Умение проектировать, конструировать процессы речевого развития детей младшей,.

Конспект занятия по экспериментированию «Бумага, ее свойства и виды» Тема: Бумага, ее свойства и виды. Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия ОО «Бумага, ее свойства и виды» в старшей группе Конспект занятия по ОО «Познание» старшая группа Тема: Бумага, ее свойства и виды. Орг. момент. Цель: продолжать формировать представления.

Сенсорное развитие дошкольников. Познавательные игрыСенсорное развитие дошкольников. Познавательные игры «Сенсорное развитие детей» Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Страничка для родителей. Учимся задавать познавательные вопросы Вопросы, задаваемые ребенком, являются своеобразным индикатором наличия познавательных интересов. Научные данные позволяют проследить развитие.

Упражнение по формированию понятия «Лед и его свойства» (старший дошкольный возраст) Задачи: Закрепить свойства льда и воды. Формировать понятия лед и его свойства. Основание 1. Не стекло и не хрусталь, А блестит, как будто.

Консультация «Виды внимания и его свойства» Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент.

Конспект занятия для детей на психические процессы Занятие для детей на психические процессы Задачи 1. Развитие внимания, памяти, мышления. 2. Развитие тактильной чувствительности 3. Развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Познавательные процессы (виды, понятия, свойства)
Опубликовано: 15 мая 2018 в 11:56
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательные процессы (виды, понятия, свойства)» (включая файлы) размещена пользователем Ульянова Татьяна Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД