Получи документы

Познавательные процессы: мышление, его виды и формы

Александр Владимирович Гришин
Познавательные процессы: мышление, его виды и формы
▼ Скачать + Заказать документы

Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющимся высшим познавательным процессом. Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, в восприятии – в совокупности всех этих качеств, то посредством мышления осуществляется анализ таких особенностей, свойств, признаков предметов и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств. Ощущение, восприятие, мышление – это звенья единого акта познания. Обычно в процессе мышления человек берет за основы познание единичного, конкретного. При обобщении он вскрывает и познает общее в единичном, которое, как правило, является результатом ощущения или восприятия. Иными словами, мышление, как наиболее высокий и совершенный процесс познания действительности, неразрывно связан с чувственным познанием, являющимся главным информатором об окружающем мире.

Публикация «Познавательные процессы: мышление, его виды и формы» размещена в разделах

Но вместе с тем – с помощью мышления познается то общее в предметах и явлениях, те связи между ними, которые недоступны непосредственному ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Например, нельзя непосредственно наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человеческого общества тысячу лет назад, однако человек познает и закономерности физиологических процессов, и строение атома, и историю человечества.

Знание закономерностей, процессов, явлений, непосредственно не воспринимаемых, достигается с помощью мышления. Необходимо также подчеркнуть, что только с помощью мышления решается любая проблема. Там, где перед человеком возникает проблема, где он должен дать ответы на задачи, выдвинутые самой жизнью, и начинается мышление.

Мышление – один из самых сложных познавательных процессов, полное определение которого предполагает использование нескольких частных определений, в которых подчеркиваются разные стороны процесса мышления. Его можно определить как когнитивный процесс, представляющий собой высший уровень познавательной активности человека, связанный с решением разнообразных задач и с творческим преобразованием действительности.

Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует очевидных ответов. Задачи включают в себя условия, путем преобразования которых по определенным правилам, например по законам логики, нужные знания можно получить. Цель мышления состоит в том, чтобы узнать о мире нечто такое, что недоступно непосредственному познанию с помощью органов чувств.

Мышление – это также процесс опосредствованного познания человеком действительности. Данное высказывание следует понимать так: имея дело с мышлением, человек для получения нужных ему знаний использует кроме естественных органов чувств еще и некоторые специальные дополнительные средства познания. К примеру, для того чтобы изучить то, что находится далеко от него, вне пределов досягаемости органов чувств, человек может использовать бинокль, подзорную трубу или телескоп.

Правила логики, которыми человек пользуется для вывода одних знаний из других, также представляют собой средство организации мышления.

Еще одним определением мышления может быть следующее: Мышление – это процесс обобщенного познания человеком действительности, т. е. получения общих знаний о ней на уровне понятий. Это высказывание надо понимать так: знания, которые человек приобретает в результате мышления, представляют собой не знания всевозможных частных, не всегда существенных, свойств воспринимаемых предметов и явлений, а обобщенные знания о самом главном и существенном, что характеризует эти явления и предметы. Получаемые в результате мышления знания представлены в понятиях.

Формы мышления

Познание совершается в понятиях, суждениях, рассуждениях и умозаключениях.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Мышление в понятиях всегда связано с представлениями, при этом понятие и представление не просто существуют, а взаимосвязаны. Эта взаимосвязь особенно явно выступает в моменты затруднений: встречаясь с трудностями, мысль старается привлечь наглядный материал. Необходимо подчеркнуть, что понятие – более развитая и всесторонняя форма познания и полнее отражает действительность, чем представление, в понятии раскрываются существенные стороны явления. Понятие не наглядно, в то время как представление наглядно т. к. связано с восприятием.

Суждение – является основной формой результата мыслительного процесса. Это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными. Надо сказать, что суждение редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает.

Рассуждение – это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Это системы логически связанных рассуждений, в результате которых из одних знаний с помощью логических операций мышления выводятся другие. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция – это форма мышления, при которой из фактов выводится некоторое общее знание или делается общее умозаключение, при этом логический вывод в процессе мышления осуществляется от частного к общему, от изучения отдельных фактов и явлений к установлению общих законов и правил.

Дедукция – умозаключение или форма мышления, противоположная по исходным, конечным позициям и по своей направленности индукции. При дедукции в качестве исходной посылки выступает некоторое общее утверждение, истинность которого уже доказана. Из него выводится одно или несколько частных утверждений. При этом логический вывод в процессе мышления осуществляется от общего к частному, на основании знания общих законов и правил происходит познание отдельных фактов и явлений.

Аналогия – это мышление, в процессе которого логический вывод осуществляется от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Операции мышления

Логические операции мышления – это умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний получают новые. Основные логические операции мышления следующие : сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация.

Сравнение – это логическая операция, в результате которой находят общее и различное между двумя или несколькими разными объектами (мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации).

Анализ – логическая операция разделения сложного на части или элементы, из которых он состоит, и выяснение связей, существующих между ними. Цель анализа – изучение внутреннего устройства соответствующего объекта и связей между его элементами, отделение несущественных связей, которые даны в восприятии. Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Это логическая операция объединения частей или элементов в сложное целое для того, чтобы познать свойства целого, отличные от свойств составляющих его элементов.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны : анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу.

Абстракция – это выделение и отдельное рассмотрение одной какой-либо стороны или свойства, которое независимо от соответствующих предметов или явлений не существует и отвлечение его от остальных. Так можно выделять и рассматривать цвет, форму, массу предметов как абстрагированные от предметов физические явления. Например, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Обобщение (или генерализация) – это логическая операция, в результате которой некоторое частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких объектов, приобретает обобщенный характер и переносится на другие объекты. Это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Конкретизация – это логическая операция, противоположная обобщению. Она проявляется в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект. В результате конкретизации объекту приписываются частные свойства, присущие многим другим объектам.

Виды мышления

По способу «переработки» продуктов восприятия окружающей действительности различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-действенное мышление сводится к реальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации (обстановке). Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача в основном решается за счет внешних, практических действий с реальными материальными предметами. Это простейший из видов мышления, свойственный не только человеку, но и высшим животным. Его можно заметить уже у детей раннего возраста, начиная с 6-8-го месяца жизни.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов. Этот вид мышления характеризуется опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Это высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими этими предметами, явлениями или их образами. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Теоретическое/эмпирическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.

Теоретическое мышление – это умственные действия человека, направленные на познание законов, правил, на решение познавательных задач теоретического плана. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

Практическое мышление в отличие от теоретического включает в себя не только умственные, но и практические действия человека, целью которых является решение некоторой жизненной задачи. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое. Основная задача практического мышленияподготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени.

Выделяют также интуитивное (эмоциональное) и аналитическое (логическое) мышление.

Интуитивным (эмоциональным) называют мышление, специфика которого заключается в наличии у человека особой способности или чувства – интуиции, т. е. умения быстро находить правильное решение задачи без долгих рассуждений, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности.

Логическим (аналитическим) называют мышление, которое хорошо осознается, контролируется со стороны человека, может быть проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения включенных в него сознательных умственных действий с известными правилами логики. Верность такого мышления всегда можно проверить, а истинность выводов убедительно доказать или опровергнуть.

Для различения интуитивного и логического мышления обычно используются три признака: временной (время протекания процесса, структурный (членение на этапы, уровень протекания (осознанность или неосознанность). Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Логическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Есть предположение, что преобладание у человека интуитивного или логического мышления в какой-то степени обусловлено генетически. Ученые допускают, что у тех людей, для которых ведущим является правое полушарие головного мозга, преобладает интуитивное мышление, а у тех людей, для кого ведущим выступает левое полушарие головного мозга, ведущим является логическое мышление.

Мышление также может быть реалистическим и аутистическим.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами. Этот вид мышления всегда связан с реальной действительностью. Реалистически мыслящий человек ищет и находит решение задач в результате внимательного изучения действительности.

Аутистическое – связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Такое мышление является необычным и не вполне нормальным с точки зрения понимания нормы М., как того, что соответствует привычной логике, характерной для большинства людей, и приводит к починному знанию. Аутистическое мышление – это мышление, оторванное от реальной действительности. Аутистическим мыслящих людей иногда называют фантазерами, а реалистически мыслящих – прагматиками (реалистами).

Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы (трансформации образов сновидения) от произвольных (целенаправленное решение мыслительных задач).

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

Продуктивным называют мышление, которое порождает какие-либо новые знания, новый материальный или идеальный результат. Продуктивным, например, является мышление ученого, делающего научное открытие, писателя, создающего новое произведение, художника, пишущего новую картину, инженера, изобретающего новую машину.

Репродуктивное – это мышление, повторно открывающее уже известные знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, копирующий картину другого художника; учащиеся, решающие какие-либо учебные задачи; рабочий, изготавливающий известную деталь по известной технологии, и т. д. Такой вид мышления характерен для людей, которые многократно решают типичные задачи. И так как при этом человек идет известным, пройденным путем, данный вид мышления также называют нетворческим.

Названия «продуктивное» и «репродуктивное» применительно к мышлению появились и стали использоваться на рубеже XIX и XX вв. В настоящее время ученые, изучающие мышление человека, предпочитают пользоваться другими названиями – «творческое мышление» и «нетворческое мышление».

Творческое мышление можно определить как такое, в результате которого человеком успешно решается новая задача, которую он раньше никогда не решал, или известная задача решается необычным, новым, весьма оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может быть любой из основных видов мышления :

- теоретическое и практическое – продуктом творческого теоретического мышления является новая идея, сформулированная и теоретически доказанная, а продуктом творческого практического мышления становится решение новой практической задачи;

- наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (правда, речь идет о тех случаях, касающихся, например, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, когда оно достигает весьма высокого уровня). Примером творческого наглядно-действенного мышления может стать применение оригинального способа действий в некоторой ситуации. Продуктом творческого наглядно-образного мышления выступает некоторый необычный образ, построенный оригинальным способом.

Публикации по теме:

Развиваем мелкую моторику и логическое мышление малышейРазвиваем мелкую моторику и логическое мышление малышей Здравствуйте,сегодня я хочу поделиться с вами теми играми и игровым материалом,которые я использую для развития мелкой моторики и логического.

Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителямиДосуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями. Целью наших взаимодействий с родителями должно быть проведение более.

Из опыта работы «Познавательные игры». Часть 1Из опыта работы «Познавательные игры». Часть 1 Из опыта работы «Познавательные игры». Часть 1. Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Дети активно познают окружающий мир. Однако.

Из опыта работы «Познавательные игры». Часть 2Из опыта работы «Познавательные игры». Часть 2 Из опыта работы «Познавательные игры». Часть 2. Ребенок, начиная с ясельного возраста, нуждается в том, чтобы все понятия и знания в его.

Как развивать логическое мышление дошкольника Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это.

Консультация «Развивать творческое мышление»Консультация «Развивать творческое мышление» Старые забавы Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время.

План индивидуальной работы для детей 1 младшей группы (ЗРР) по разделу «Речь и познавательные процессы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Буратино» г. Волжска РМЭ План индивидуальной работы для детей 1 младшей.

Развиваем инженерное мышление с психологомРазвиваем инженерное мышление с психологом Развитие инженерного мышления является одной из наиболее актуальных задач образования. И в детском саду мы закладываем основы развития этого.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Познавательные процессы: мышление, его виды и формы
Опубликовано: 30 мая 2024 в 12:16
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательные процессы: мышление, его виды и формы» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД