Равида Магомедова
Познавательное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе «На помощь жителям Цветочного города».
▼ Скачать + Заказать документы
Познакомить с тем, в каком виде существует вода в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лед, пар) и состоянием воды в окружающей среде; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу. Учить детей создавать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды; учить делать выводы в соответствии с результатом проверки; закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка. Дать представления о свойствах предметов при взаимодействии с водой. Развивать способность устанавливать причинно – следственные связи, выдвигать гипотезы.
Публикация «Познавательное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе „На помощь жителям Цветочного города“,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2017
Развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде, интерес к исследовательской деятельности.
Материал: телефон, глобус, грязная вода в стаканчиках, ёмкости для воды, воронка, ткань, бумажные салфетки, марля, ватные диски, клеёнки, карточки под схемы, карандаши, мультимедиа проектор, магнитофон, ватман, мордочки.
Предварительная работа: просмотр мультфильма "Приключения Незнайки и его друзей", свободное экспериментирование, закрепление правил работы с водой, разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок, загадок.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Перед занятием воспитатель предлагает встать в круг и взяться за руки, интересуется о настроении детей, предлагает улыбнуться друг другу.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие над землей на самолете (звучит музыка).
2. Основная часть
Воспитатель:
В. - Ребята, посмотрите это глобус модель нашей Земли (на столе стоит глобус). Посмотрите, какая земля красивая разноцветная. А как вы думаете, что на Земле обозначается голубым цветом? (Вода).
Дети садятся на стулья
(На столе у воспитателя 3 стакана воды).
В. Посмотрите и скажите, какая вода по цвету?
Д. Бесцветная, прозрачная.
В. Определим температуру воды.
Дети по указке воспитателя трогают стаканы. (Руками).
В. Какая она? (Нормальная, холодная, горячая).
А почему вода стала такой холодной? Если вода с холодильника, то она холодная, зимой вода холодная.
В. А какая вода в стакане по состоянию? (жидкая)
В. А теперь попробуем на вкус (добавляет в воду сахар, соль, лимон)
В. Какая вода? (в одном стакане безвкусная, в другом сладкая, соленая, кислая).
А почему разный вкус имеет вода? Потому что, вы в воду положили сахар, а в другой, соль, в третий вы положили лимон.
В. - Что за волшебница вода? Оказывается, вода обладает способностью растворять различные вещества (соль, сахар, лимонный сок)
В. – А теперь посмотрите, я в воду положу гуашь, что получилось?
Д. – Вода изменила цвет.
В. – Значит, ребята вода в природе бывает, прозрачная, бесцветная, а люди могут изменить вкус, цвет и температуру воды.
В. Могут ли прожить без воды растения, люди, животные.
Д. Нет, не могут.
В. А давайте мы с вами поиграем в игру:
Дидактическая игра «Кому нужна вода»
Воспитатель: Сейчас на экране появится картинка, если на картинке показан тот объект, которому нужна вода, вы показываете капельку воды, если этот объект не нуждается в воде, убираете капельки за спину (показ слайдов).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам размяться и представить, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды)
В. А как вы думаете, как вода к нам попадает в дом?
Д. По трубам.
В. Как называется такая вода?
Д. Водопроводная.
В. А как называется вода в реке? (Речная)
А как называется вода в озере? (Озерная)
А вода в море? (Морская)
Вода в океане? (Океанская)
Вода в роднике (Родниковая)
Вода в болоте (Болотная)
Физминутка
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
(Раздаётся звонок телефона)
"Здравствуйте, дорогие ребята! В цветочном городе случилась беда : сломался водопровод, и мы берём воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать. Мы просим вас помочь нам!".
Воспитатель:
- Как мы можем помочь жителям цветочного города?
Дети:
- Можно отремонтировать водопровод.
- Привезти чистой воды.
- Попробовать самим очистить воду.
(Воспитатель акцентирует внимание на последнем предложении детей)
Воспитатель: Для того, чтобы помочь жителям цветочного города нам нужно превратится в маленьких экспериментаторов. Для этого нам нужно надеть волшебные фартучки и волшебный колпачок (дети надевают необходимые атрибуты).
Под фонограмму исполняют песню юных экспериментаторов.
А у нас в саду дела- эксперименты снова,
Сам волшебник никогда не творил такого!
То растопим снег и лед, то смешаем краски,
Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке.
То ли ещё будет, то ли ёще будет,
То ли еще будет, ой-ой-ой.
Воспитатель:
Молодцы, ребята хорошо спели песенку. А теперь пришло время приступить к нашему эксперименту.
(Дети садятся за столы).
Воспитатель:
Ребята посмотрите, а с помощью чего мы сможем очистить воду?
( Дети предлагают взять различные фильтры: ватные диски, бумагу, марлю. Дети самостоятельно берут всё необходимое для очистки воды: ёмкости, воронки, фильтры, стаканчики с грязной водой, тряпочки и клеёнки, уточняют последовательность выполнения работы и приступают к очистке).
В ходе эксперимента воспитатель организует диалог с детьми с целью осмысливания их действий и прогнозирования результатов.
Воспитатель:
- Что ты сейчас делаешь?
- С какой целью?
- Что предполагаешь получить?
- Что получилось?
- Какие выводы ты сделал?
- Какой способ очистки ты бы посоветовал жителям цветочного города?
- Выводы: (выводы делают дети, после эксперимента)
- Я очистил воду, сделав фильтр из ватных дисков;
- у меня вся грязь осталась на фильтре;
- этой водой можно только мыть руки, стирать;
- пить эту воду, наверное, нельзя в ней остались микробы;
- воду надо прокипятить и тогда её можно будет пить.
Воспитатель:
А давайте, мы с вами сейчас сфотографируемся и отправим наши фотографии жителям цветочного города. Мы к фотографу отнесем, напечатает карточки, и отправим их по почте. (Фотографируются).
В. – А пока давайте продолжим эксперименты с водой :
1. Пар. Рассмотреть конденсацию пара.
Взять стакан с горячей водой – это озеро. Накрыть сверху фарфоровым блюдцем. Блюдце это небо. Из «озеро» вода испаряется и поднимется в небо в виде пара, который образует облака. Пар остывает и снова становится водой. Рассмотреть капли воды, осевшие на поверхности блюдца. Далее объяснить, что, когда воды накопиться много, она не удерживается в облаке и падает вниз. Так идет дождь.
В. - Во что пар превратился?
Дети: В воду.
В. Значит, пар содержит воду. Пар это газообразное состояние воды.
Лед. Внести лед в помещение, разместить его вблизи радиатора отопления.
В. - А вот посмотрите, что это?
Дети: Лед.
2. Провести наблюдение, как лед тает под действием тепла, идущего от радиатора.
В. Лед растаял, во что превратился?
Дети: В воду.
В. Значит, и лед содержит воду?
- Лед, какой ребята?
Д. Холодный, твердый, блестящий, мокрый, скользкий.
В. Значит, вода в природе бывает и в твердом состоянии.
3. Загадочная виноградинка.
В стаканы наливают минеральную воду.
- Что это за вода?
Д. Минеральная, газированная вода.
В. А как вы догадались? (Появились пузырьки, выходит газ)
Воспитатель предлагает бросить виноградинку в стакан
В. Что происходит с виноградинкой?
Дети: Виноградинка тонет.
В. Тонет, потому что она тяжелее воды.
В. Смотрите, а теперь, что происходит?
Д. Она покрылась маленькими пузырями воздуха и всплывает.
В. Виноградинка покрыта пузырьками воздуха, а воздух легче воды и стремится вверх, поднимая виноградинку вверх. На поверхности пузырьки лопаются, воздух улетучивается, виноградинка опускается на дно.
В. – Молодцы ребята, вы все очень хорошо сегодня поиграли.
А теперь отгадайте загадки:
- Я и туча и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (Вода).
- В огне не горит
И в воде не тонет (Лед).
- Шумит и в поле, и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Пока он идет (Дождь)
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит (Речка).
Висит морковка вниз головой, нельзя скушать (Сосулька).
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые … снежинки.
В. Давайте, вспомним теперь пословицы и поговорки про воду.
В тихом омуте черти водятся.
Друзья - не разлей вода
Как с гуся вода
На обиженных, воду возят
Под лежачий камень вода не течет
Хлеб да вода - крестьянская еда.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Вилами по воде писано.
В решете воду не носят
Как в воду глядел.
Как две капли воды.
Как рыба в воде.
Пролитую воду не соберешь.
Что в воду упало, то пропало.
3. Итог занятия :
В. Молодцы ребята. Давайте теперь вспомним, в каком состоянии можно встретить воду в природе?
Д. В жидком, твердом (лед, газообразном (пар).
В. Все правильно молодцы ребята. Сегодня в мире воды так много и людей намного больше и воды используют очень много. Мы должны беречь воду Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как беречь воду (ответы детей). Молодцы! Для бережного отношения к воде существуют некоторые правила.
Правила (показ слайда)
1. Закрывать кран с водой.
2. Не пускать воду сильной струёй.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо.
4. Не засорять реки, озёра, пруды, содержать в чистоте и порядке
Дидактическая игра " Моё настроение» (спокойная звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня помогли жителям цветочного города.
Как вы думаете какое у них теперь настроение?
Д. Они радуются, веселые, добрые. Теперь они смогут пить чистую воду.
Ребята, какое настроение у вас от проделанной работы? (ответы детей). Чтобы на нашей сказочной полянке вырос новый цветок, цветок настроения. Я предлагаю вам взять один лепесток с изображением вашего настроения и прикрепить его к стеблю. Пусть это цветок приносит радость нам и всем жителям цветочного города.
Воспитатель благодарит всех детей за помощь жителям цветочного города.
Угощение. (Родниковой водой)