Ульяна Семенищева
Образовательная деятельность с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Экспериментаторы»
Цель: развитие познавательных интересов детей в процессе экспериментирования.
Учебно – методический комплект: основная образовательная программа МАДОУ «Золушка», разработанная на основе примерной ОПДО «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Москва 2014г. С учётом ФГОС ДО.
Средства:
Наглядные: Презентация.
Мультимедийные: интерактивное оборудование.
Музыкальные: группа Барбарики песня «Океан»; «А рыбки в море плавают – вот так».
Публикация «Образовательная деятельность с элементами экспериментирования по образовательной области „Познавательное развитие“,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Практические: фартуки, ёмкости с водой, воронки, пластиковые крышки, монетки, поролон, бумага, деревянные брусочки, сода с лимонной кислотой, бутылка с водой.
Предварительная работа:
- опыты и эксперименты с водой;
- подготовка атрибутов;
- разучивание песен на морскую тематику;
- беседа о правилах поведения при проведении опытов;
- работа с энциклопедиями;
- просмотр презентации на тему «Вулкан».
Словарная работа: вулкан, жерло, лава, магма.
Методы и приемы:
1. Методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемая ситуация, сюрпризные моменты и элементы новизны, сочетание разнообразных средств на одном занятии).
2. Методы коррекции и уточнения детских представлений (создание проблемных ситуаций, беседа).
3. Методы, повышающие познавательную активность (приучению к самостоятельному поиску ответов на вопросы).
4. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (перспектива направленная на последующую деятельность).
Наглядный метод (презентация).
Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации).
Прием эмоциональной заинтересованности (отправка в путешествие).
Игровой прием (игра «Веселые человечки»).
Практический прием (детское экспериментирование : опыт «Тонет, не тонет», «Извержение вулкана»).
Задачи:
Образовательные :
- развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- умение фиксировать полученные впечатления в речи;
- формировать у детей представление об окружающем мире;
Развивающие :
- уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых веществ (дерево, металл, бумага, пластмасса) о свойствах жидкости;
- продолжать развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность;
- воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности;
- продолжать формировать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Деятельность воспитателя и деятельность детей
1 этап - мотивационный
Воспитатель обращает внимание детей на видео письмо от профессора
Знамуса.
«Здравствуйте ребята, меня зовут профессор Знамус. Недавно, я открыл остров «Вулкания». На этом острове много вулканов. Я собрал много информации о вулканах. И мне не терпится поделиться с вами своими открытиями. У каждого вулкана должно быть название. Но вулканов столько много, что мне одному не справиться. Поэтому я прошу вас о помощи. Чтобы добраться до острова вам надо переплыть море-океан. Жду с нетерпением». дети смотрят на экран.
2 этап- постановка проблемы
Эмоционально включает детей в деятельность, устанавливает зрительный контакт.
Ребята, как нам поступить?
Мы сможем помочь профессору Знамусу (Поможем).
Создаёт проблемную ситуацию дети участвуют в формулировке проблемы.
Давайте собираться в путь. Как вы думаете, на чем туда можно добраться? На каком виде транспорта?
Ребята, скажите, пожалуйста из чего можно сделать корабль (Дерево, бумага, метал).
Какими свойствами должны обладать материалы для строительства корабля? (Держаться на воде и не тонуть)
В нашей лаборатории есть несколько видов материалла, давайте пройдем посмотрим. Монеты металические, пластмасс, картон, он прочнее бумаги.
Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства корабля? (можно провести опыт "Тонет не тонет")
Для чего мы проведем этот опыт (чтобы узнать из какого материала можно построить корабль)
Что получилось?
Какой можно сделать вывод?
Из какого материала можно построить лодку (дерева)
Ребята, у нас есть деревянные предметы, из которых можно построить корабль?
Кто управляет кораблем (Капитан)
Какими качествами должен обладать капитан (Должен быть храбрым, мужественным, сильным, смелым).
Кто, из вас, обладает такими качествами (называют имя ребенка)
Предлагаю перейти к постройке корабля. (строят корабль)
Звучит шум моря (слайд море).
Песня «Океан» (Дети поют песню под музыку).
На экране появляется картинка остров. (Капитан смотрит в подзорную трубу
«Кажется, я вижу землю. Мы приплыли на остров»).
Ребята мы так долго плыли, засиделись.
Динамическая пауза.
Организует смену вида деятельности для предупреждения утомляемости.
Давайте поиграем в игру «Веселые человечки».
Из чего состоит все окружающее (Из маленьких частичек).
Предлагаю называть частички, человечками. Если человечки крепко держутся друг за друга, то вещество какое? (Твердое).
В жидкости человечки стоят рядом, но не двигаются. А воздух, они разбегаются друг от друга и двигаются. Я начну называть слова, в вы покажите, как будут вести себя веселые человечки (частички).
Выполняют задание.
Звучит музыка извержение вулкана (слайд вулкан).
Ребята, мы своей игрой разбудили вулкан.
Что вы знаете о вулканах?
Что такое вулкан? (Вулкан – это гора).
Вулканы – это непростые, а необычные горы. Давайте посмотрим с какими открытиями хотел поделиться с нами профессор Знамус. (Смотрят на экран).
Третий этап – практическая деятельность (работа по подгруппам)
Вовлекает детей в практическую деятельность.
Появляется профессор Знамус.
«Ребята приглашаю вас в свою лабораторию, провести опыт «Извержение вулкана».
Давайте пройдем в лабораторию профессора. Как нужно себя вести в лаборатории?
Одевают фартуки.
Коль с водой имеешь дело,
Рукова засучим смело.
Пролил воду- не беда,
Тряпка под рукой всегда.
Фартук-друг он нам помог,
И никто здесь не промок.
Опыт «Извержение вулкана»
Давайте разбудим наши вулканы.
На столах у вас вулканы, смесь соды и лимоной кислоты, стакан с водой, пластмассовая ложка.
В жерло вулкана, ложкой, надо насыпать смесь из соды и лимоной кислоты. После этого аккуратно берем стакан с водой и вылеваем в жерло.
Как вы думаете, что у нас получится, если мы все это проделаем?
Давайте проверим. Преступаем к нашим открытиям.
Когда проделываем опыт, наблюдаем, что происходит.
Что сначала делаем (Насыпаем смесь из соли и лимонной кислоты).
Куда насыпаем смесь (В жерло вулкана).
После этого, нам надо что сделать (Налить воды).
Что у вас получилось (Извержение вулкана).
Что извергает вулкан (Лаву).
Какого она цвета (Красного).
Ребята, вы помните, о чем просил нас профессор? (Придумать названия для вулканов).
Только названия должны быть разные.
Давайте подумаем, как можно назвать вулканы. (Дети придумывают названия вулканам).
Сколько интересных названий вы придумали.
Как жаль, что профессор не слышал, какие названия вы придумали.
Довайте вернемся в детский сад, для того чтобы зарисовать наши вулканы и написать названия, которые вы придумали.
После этого я оправлю наши результаты профессору.
Звучит шум моря.
Капитан: «Прошу всех пройти на корабль, мы отплываем».
Капитан смотрит в подзорную трубу: «Вижу наш детский сад. Мы приплыли! Прошу всех выйти из корабля».
Ребята вот мы и вернулись в нашу группу.
Динамическая пауза.
Организует смену вида деятельности для предупреждения утомляемости.
Что вы видели в когда плыли по морю-океану?
Звучит песня «А рыбки в море делают - вот так» (Выполняют упражнения).
Ребята, предлагаю пройти в ИЗО студию, чтобы зарисовать наши вулканы.
Самостоятельно решают поставленную задачу.