Ольга Гаврилова
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Что мы знаем о материалах и свойствах веществ» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Расширять знания детей о свойствах разных веществ через экспериментальную деятельность.
2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Закреплять умение детей классифицировать предметы по общему признаку.
4. Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу, взаимодействия при выполнении общего задания.
Словарная работа: поролон, полиэтилен, частицы, вещества.
Публикация «Познавательное занятие с элементами экспериментирования „Что мы знаем о материалах и свойствах веществ“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: опыты «тонет - не тонет», дидактическая игра «Из чего сделано». Описание веществ по «алгоритму».
Материал : емкости с водой, мешочки с солью, поролоновые губки, стаканчики с сахаром, обычным песком, молоком, камень.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку. «Как ослик спасся». Как-то раз два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой – легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в речку и поплыли. Одному было легко плыть, и он её быстро переплыл, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.
Вопросы к детям:
1. Как вы думаете, ребята, кому из осликов легко было переплыть речку и почему?
2. Почему ослику, который вез поролоновые губки, пришлось плыть тяжелее?
3. Кто из осликов принес свою ношу домой?
Воспитатель: А чтобы проверить ваши ответы, давайте поставим опыт.
Опыт 1.
Материал : емкости с водой, мешочек из ткани (2х3 см) с солью (на каждого ребенка).
Воспитатель: Вы утверждаете, что соль в воде растворилась, и ослик домой ничего в мешочках не привез. Возьмите мешочки. Они из ткани, а внутри них находится соль. Опустите их в емкость с водой. Что происходит? (ответы детей). Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым.
Опыт 2.
Материал : емкости с водой, поролоновые губки.
Воспитатель: А сейчас возьмите губки и опустите их в воду. Что с ними происходит? (ответы детей). Они впитывают воду и становятся тяжелыми, но не тонут. Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись.
Окружающие нас вещи сделаны из различных материалов. Материалы – это вещества, из которых сделаны все предметы. Обычно материала подбирают очень тщательно, чтобы они служили своей цели. Как вы думаете, ребята, из какого материала нужно было сделать мешки для соли и поролона, чтобы оба ослика привезли товар домой? (ответы детей). Правильно, мешки должны быть из полиэтилена, который не пропускает воду и к тому же легкий.
Сейчас мы поиграем в игру «Назови, что из чего сделано?» У вас на столах лежат карточки, на которых изображены предметы. Выигрывает тот, кто правильно и быстро (за 1 минуту) назовет материалы, из которых сделаны предметы, и скажет, как называются все они одним словом.
Воспитатель: Все на свете вещества состоят из мельчайших частиц. Они постоянно находятся в движении. Но в твердом веществе частицы расположены очень плотно, в жидком им немного просторнее, а вот в газах расстояние между частицами еще больше. Давайте поиграем в игру «Отгадай вещество».
(Дети делятся на группы и изображают вещество. Выполняют соответствующие движения, а другие отгадывают).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно представили все вещества. А сейчас рассмотрите таблицы и вспомните все свойства веществ, о которых мы говорили на других занятиях. Что мы можем определить, только посмотрев на предмет или вещество? Правильно.
1. Состояние, форму, цвет, прозрачность.
2. Затем мы можем понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности.
3. Если вещество съедобное, определите вкус.
4. Плавает или тонет
5. Растворяется ли в воде.
6. Что можно сделать из этого материала или вещества.
Воспитатель: Ребята, возьмите предмет, который перед вами и, пользуясь таблицей, опишите его. (Дети описывают свойства предметов).(Молоко в колбе, камень, сахарный песок, обычной песок).
Ребята, мы с вами уже знаем, что предметы изготовлены из разных материалов. И сейчас я хочу пригласить вас в «Музей вещей» (подходим к столику, где находится вещи из разных материалов (деревянные, пластмассовые, металлические).
Что такое? Какой беспорядок? Ребята, кто-то в нашем музее собрал все предметы в одном месте! Что же делать? (Ответы). Правильно.
Здесь, в 1 зале у нас будут предметы сделанные из дерева.
Во 2 зале - из пластмассы, а в 3 зале – из металла. Надо все расставить по местам, за работу.
Вы так быстро справились, молодцы! Давайте проверим (Все вместе проходим по «залам»). Я рада, вы очень хорошо потрудились. Ребята, понравилось ли вам сегодня Аше занятие? А что понравилось тебе? Мне очень понравилось, как вы сегодня проводили опыты, (имя) легко справились с карточками, а (имя) хорошо описали вещество. И я хочу подарить вам сувениры (ластики). Молодцы, ребята, спасибо за работу!
Занятие окончено.