МААМ-картинки

Познавательное занятие «Огонь — друг, огонь — враг»

Людмила Казанцева
Познавательное занятие «Огонь — друг, огонь — враг»

Программное содержание: Знакомить детей с историей возникновения огня, с его пользой для человека. Учить правилам безопасности и осторожному обращению с огнём. Закрепить элементарные знания об основной группе пожароопасных предметов. Сформулировать чувство опасности огня, довести до сознания детей мысль о том, что с этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно. Учить правильным действиям при возникновении пожара и приёмам спасения, давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Публикация «Познавательное занятие „Огонь — друг, огонь — враг“» размещена в разделах

Словарная работа: Экскурсия, музей, экспонат, диспетчер, светцы, лучина, высекать, огонь, кремень.

Предварительная работа: Знакомство с легендой огня на земле. Посещение «Музея огня» Знакомство с его экспонатами. Рассказ о предметах для изготовления, которых нужен огонь : кованные гвозди, подковы, молоток, гвозди, ножницы, ложки, вилки, стеклянные цветы и вазы, фигурки животных, предметы из керамики. Беседа о роли огня в быту человека с демонстрацией иллюстраций и соответствующих предметов быта (печи, плиты, камины, утюги, самовары).

Материал: рисунки детей, листы с изображением различных предметов, в том числе пожароопасных, фишки. Экспонаты «музея огня» : трут (высушенный гриб трутовик). Картина с изображением деревянной палочки, дощечки, лучина, свечи, кремень, керосиновая лампа, электрический фонарь, электрическая лампочка.

Ход занятия:

Организационный момент: Психологический тренинг «Огонёк»

Воспитатель зажигает свечу, предлагает посмотреть на её пламя, затем говорит: Огонёк согрел нас своим теплом, добром и любовью на весь день и каждого из нас сделал добрее и нежнее. Мы все любим друг друга.

Дети: Я тепло своё отдал

Я теперь добрее стал

От душевного тепла

Стала комната светла.

Воспитатель: Давайте подарим наше тепло всем (дуют на ладонь, отправляя огонёк тем, кто рядом)

Воспитатель: Ребята, скажите где мы находимся? (в музее огня).

Сегодня я хочу вас познакомить с новыми экспонатами музея. Вам уже знакомо слово «Экспонат». Что оно означает? (все выставленные в музее предметы называются экспонатами).

Сегодня мы познакомимся с предметами, которыми пользовался человек в древние времена. А помогут нам в этом экскурсоводы.

1. Выходит ребёнок-экскурсовод и ведёт рассказ о труте.

Это трут. Человек с его помощью разводил огонь.

Он вставлял палочку в выемку на дощечке, вокруг палочки раскладывал кусочки трута и быстро- быстро вращал палочку между ладонями. От трения о подставку она нагревалась и трут загорался.

2. Выходит ребёнок-экскурсовод и рассказывает о кремне.

Это кремень. Древние люди делали из них ножи, топоры, наконечники для стрел и копий. Ещё кремень использовали для разведения огня. От удара двух таких камней один о другой высекались искры, от которых загорались приготовленные заранее сухая трава или мох

Воспитатель: Ребята с помощью чего, люди разводят огонь сегодня?

Дети: С помощью спичек, зажигалки.

Воспитатель: Да, сегодня всё гораздо проще, огонь можно зажечь в считанные секунды.

3. Выходит ребё нок-экскурсовод и рассказывает: Раньше люди использовали огонь для освещения жилищ и улиц. Сначала это были лучины тонкие длинные щепки, которые вставлялись в специальные приспособления - светцы. Светцы можно было переносить с места на место. Позже появился предмет, но сначала отгадайте загадку, какой предмет появился позже:

Тонкая девчонка

Белая юбчонка

Красный нос

Чем длиннее ночи,

Тем она короче

От горючих слёз. (Свеча)

4. Ребёнок-экскурсовод рассказывает о свечах. Свечи стоили дорого.

Сегодня в каждом доме есть свечи. Ими пользуются на даче и когда отключат электричество.

Воспитатель: Затем появились керосиновые лампы, их заправляли керосином, люди освещали ими свои жилища.

А как же, люди сегодня освещают своё жилище? (при помощи электрических лампочек).

Вот ребята посмотрите -это электрическая лампочка. А если вдруг перегорит лампа или отключат свет, как можно осветить своё жилище? (зажечь свечу).

У нас есть в музее вот такой экспонат – это электрический фонарик.

Им можно осветить жилище. Если туристы идут в поход, им можно осветить путь в темноте.

Воспитатель: Ребята, вы много знаете об огне. Огонь может осветить жилище, согреть в походе, на нём можно приготовить еду.

--Раздаётся стук. Из-за ширмы появляется домовёнок Кузя.

Воспитатель: Кузя, что ты тут делаешь?

Кузя: Задремал немного, да вот вы меня разбудили. О чём это вы здесь толковали?

Дети: Мы говорили об огне.

Кузя: А вот эти загадки о чём?

Шипит и злится, воды боится,

Без зубов, а кусает,

С языком, а не лает?

Дети: Об огне.

Кузя: а как вы догадались?

Дети: Огонь можно залить, потушить водой. Если дотронуться до огня, будет очень больно, обожжешься.

Воспитатель: Верно, человек без огня жить не может, но надо помнить, что огонь не прощает шалостей.

Кузя: А какие вы знаете поговорки, пословицы об огне?

Дети: «Не шути с огнём - обожжешься»

«Огонь не вода, охватит, не выплывешь»

«Не топора бойся, а огня»

«Топор рубит, а огонь с корнем спалит»

Кузя: Молодцы ребята, много знаете пословиц, ну а мне пора уходить.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руке небольшой шар. Раньше если случался пожар звонили в колокола, или поднимали вверх воздушные шары, означающие: в городе пожар. Тогда из пассажирского депо выезжала бригада и мчалась на пожар. Пожарные ехали на специальных повозках, запряжённых лошадьми. Лошади скакали очень быстро, мчались во весь опор. Отсюда пошло выражение «Нестись как на пожар»

Ребята подойдите к столам

(перед каждым ребёнком лист с изображением различных предметов, в том числе и пожароопасных)

Вы должны быстро и без ошибок разложить фишки на пожароопасные предметы.

-Юля, объясни, почему ты поставила фишку на изображение свечи (спичек, утюга, зажигалки)

Дети: Если свечу поставить близко к занавескам, они могут загореться.

- Со спичками играть нельзя.

- Нельзя оставлять включенный утюг и ставить его подошвой на стол.

- Нельзя включать электроприборы, без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Воспитатель: А теперь представим такую ситуацию. Вы остались дома одни, в это время начался пожар. Как вы будете вести себя в этой ситуации.

Давайте рассмотрим ваши рисунки, которые помогут нам вспомнить правила поведения при пожаре.

- Стё па: Если пожар небольшой, огонь можно затушить водой, или накрыть плотным одеялом или ковром. А как бы в этой ситуации поступил Данил?

Данил: Нельзя тушить водой электроприборы.

Воспитатель: Ребята, почему?

Ответы детей.

Саша: Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, нужно быстро выбежать из комнаты или из квартиры.

Воспитатель: Почему? А чтобы Таня сделала в этой ситуации?

Ответы детей.

Оля: Нельзя прятаться в дальних углах под кроватями, за шкафами.

В этом случае опасен не только огонь, но и дым.

Воспитатель: Почему нельзя дышать дымом?

Ответы детей.

Назар: Если в квартире много дыма, нужно низко пригнуться и пробираться к двери прикрывая нос и рот мокрым платком или полотенцем.

Мария: Если загорелась одежда, надо кататься по полу, сбивая огонь

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам разгадать кроссворд и получить название экстремальной ситуации.

Кроссворд «101»

1. Маленькое приспособление из дерева и серы для разведения огня. (Спички)

2. Вещество способное потушить огонь (вода)

3. Спасатель, борющийся с огнём (пожарный)

4. Вещество, с помощью которого мы готовим пищу на плите (газ)

5. Чтобы не случилось пожара, каждый ребёнок должен знать и выполнять….(правило) пожарной безопасности.

СПИЧКИ

ВОДА

ПОЖАРНЫЙ

ГАЗ

ПРАВИЛО

Воспитатель: Какая экстремальная ситуация получилась у нас? (пожар)

А если у вас случился пожар, какие меры необходимо принять?

Дети: Нужно позвонить по номеру «101» и чётко назвать свой домашний адрес.

Ребё нок: Сам не справишься с пожаром

Этот труд не для детей.

Не теряй секунды даром

«101» звони скорей.

Тренинг «Вызови пожарных

Воспитатель: Ребята, я буду диспетчером службы «101» а вы будете передавать информацию о пожаре и правильно, чётко назвать свой домашний адрес, причину возгорания.

(диспетчер принимает заявки от каждого ребёнка)

Воспитатель: Молодцы ребята, я уверена, что вы справитесь с любой сложной ситуацией.

Пожарные быстро приедут к вам на помощь.

А как по вашему, каким должен быть пожарный? (сильный, смелый, ловкий, мужественный и т. д.

В следующий раз я расскажу вам о людях, которые выбрали профессию пожарного и о том, что помогает им в этой трудной работе.

Домашнее задание: Нарисовать те предметы, с которыми познакомились в музее огня. Придумать вместе с родителями загадку про пожарных.

Рефлексия «Горячий стул»

Дети поочерёдно садятся на стул и быстро рассказывают, что нового, интересного для себя узнали.

Публикации по теме:

Неделя безопасности в детском саду. Вторая младшая группа.Неделя безопасности в детском саду. Вторая младшая группа. Предлагаю Вашему вниманию разработку проекта"Недели безопасности"в детском саду для своей второй младшей группы. Каждый день недели был.

Перспективное планирование по работе над воспитанием безопасности в быту у детей средней группы месяц Виды деятельности сентябрь Беседа «Мир предметов» Программное содержание: Развить у детей представление об опасных для жизни и здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное занятие «Огонь — друг, огонь — враг»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 12:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД