Людмила Казанцева
Познавательное занятие «Огонь — друг, огонь — враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Знакомить детей с историей возникновения огня, с его пользой для человека. Учить правилам безопасности и осторожному обращению с огнём. Закрепить элементарные знания об основной группе пожароопасных предметов. Сформулировать чувство опасности огня, довести до сознания детей мысль о том, что с этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно. Учить правильным действиям при возникновении пожара и приёмам спасения, давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.
Публикация «Познавательное занятие „Огонь — друг, огонь — враг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
Словарная работа: Экскурсия, музей, экспонат, диспетчер, светцы, лучина, высекать, огонь, кремень.
Предварительная работа: Знакомство с легендой огня на земле. Посещение «Музея огня» Знакомство с его экспонатами. Рассказ о предметах для изготовления, которых нужен огонь : кованные гвозди, подковы, молоток, гвозди, ножницы, ложки, вилки, стеклянные цветы и вазы, фигурки животных, предметы из керамики. Беседа о роли огня в быту человека с демонстрацией иллюстраций и соответствующих предметов быта (печи, плиты, камины, утюги, самовары).
Материал: рисунки детей, листы с изображением различных предметов, в том числе пожароопасных, фишки. Экспонаты «музея огня» : трут (высушенный гриб трутовик). Картина с изображением деревянной палочки, дощечки, лучина, свечи, кремень, керосиновая лампа, электрический фонарь, электрическая лампочка.
Ход занятия:
Организационный момент: Психологический тренинг «Огонёк»
Воспитатель зажигает свечу, предлагает посмотреть на её пламя, затем говорит: Огонёк согрел нас своим теплом, добром и любовью на весь день и каждого из нас сделал добрее и нежнее. Мы все любим друг друга.
Дети: Я тепло своё отдал
Я теперь добрее стал
От душевного тепла
Стала комната светла.
Воспитатель: Давайте подарим наше тепло всем (дуют на ладонь, отправляя огонёк тем, кто рядом)
Воспитатель: Ребята, скажите где мы находимся? (в музее огня).
Сегодня я хочу вас познакомить с новыми экспонатами музея. Вам уже знакомо слово «Экспонат». Что оно означает? (все выставленные в музее предметы называются экспонатами).
Сегодня мы познакомимся с предметами, которыми пользовался человек в древние времена. А помогут нам в этом экскурсоводы.
1. Выходит ребёнок-экскурсовод и ведёт рассказ о труте.
Это трут. Человек с его помощью разводил огонь.
Он вставлял палочку в выемку на дощечке, вокруг палочки раскладывал кусочки трута и быстро- быстро вращал палочку между ладонями. От трения о подставку она нагревалась и трут загорался.
2. Выходит ребёнок-экскурсовод и рассказывает о кремне.
Это кремень. Древние люди делали из них ножи, топоры, наконечники для стрел и копий. Ещё кремень использовали для разведения огня. От удара двух таких камней один о другой высекались искры, от которых загорались приготовленные заранее сухая трава или мох
Воспитатель: Ребята с помощью чего, люди разводят огонь сегодня?
Дети: С помощью спичек, зажигалки.
Воспитатель: Да, сегодня всё гораздо проще, огонь можно зажечь в считанные секунды.
3. Выходит ребё нок-экскурсовод и рассказывает: Раньше люди использовали огонь для освещения жилищ и улиц. Сначала это были лучины тонкие длинные щепки, которые вставлялись в специальные приспособления - светцы. Светцы можно было переносить с места на место. Позже появился предмет, но сначала отгадайте загадку, какой предмет появился позже:
Тонкая девчонка
Белая юбчонка
Красный нос
Чем длиннее ночи,
Тем она короче
От горючих слёз. (Свеча)
4. Ребёнок-экскурсовод рассказывает о свечах. Свечи стоили дорого.
Сегодня в каждом доме есть свечи. Ими пользуются на даче и когда отключат электричество.
Воспитатель: Затем появились керосиновые лампы, их заправляли керосином, люди освещали ими свои жилища.
А как же, люди сегодня освещают своё жилище? (при помощи электрических лампочек).
Вот ребята посмотрите -это электрическая лампочка. А если вдруг перегорит лампа или отключат свет, как можно осветить своё жилище? (зажечь свечу).
У нас есть в музее вот такой экспонат – это электрический фонарик.
Им можно осветить жилище. Если туристы идут в поход, им можно осветить путь в темноте.
Воспитатель: Ребята, вы много знаете об огне. Огонь может осветить жилище, согреть в походе, на нём можно приготовить еду.
--Раздаётся стук. Из-за ширмы появляется домовёнок Кузя.
Воспитатель: Кузя, что ты тут делаешь?
Кузя: Задремал немного, да вот вы меня разбудили. О чём это вы здесь толковали?
Дети: Мы говорили об огне.
Кузя: А вот эти загадки о чём?
Шипит и злится, воды боится,
Без зубов, а кусает,
С языком, а не лает?
Дети: Об огне.
Кузя: а как вы догадались?
Дети: Огонь можно залить, потушить водой. Если дотронуться до огня, будет очень больно, обожжешься.
Воспитатель: Верно, человек без огня жить не может, но надо помнить, что огонь не прощает шалостей.
Кузя: А какие вы знаете поговорки, пословицы об огне?
Дети: «Не шути с огнём - обожжешься»
«Огонь не вода, охватит, не выплывешь»
«Не топора бойся, а огня»
«Топор рубит, а огонь с корнем спалит»
Кузя: Молодцы ребята, много знаете пословиц, ну а мне пора уходить.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руке небольшой шар. Раньше если случался пожар звонили в колокола, или поднимали вверх воздушные шары, означающие: в городе пожар. Тогда из пассажирского депо выезжала бригада и мчалась на пожар. Пожарные ехали на специальных повозках, запряжённых лошадьми. Лошади скакали очень быстро, мчались во весь опор. Отсюда пошло выражение «Нестись как на пожар»
Ребята подойдите к столам
(перед каждым ребёнком лист с изображением различных предметов, в том числе и пожароопасных)
Вы должны быстро и без ошибок разложить фишки на пожароопасные предметы.
-Юля, объясни, почему ты поставила фишку на изображение свечи (спичек, утюга, зажигалки)
Дети: Если свечу поставить близко к занавескам, они могут загореться.
- Со спичками играть нельзя.
- Нельзя оставлять включенный утюг и ставить его подошвой на стол.
- Нельзя включать электроприборы, без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Воспитатель: А теперь представим такую ситуацию. Вы остались дома одни, в это время начался пожар. Как вы будете вести себя в этой ситуации.
Давайте рассмотрим ваши рисунки, которые помогут нам вспомнить правила поведения при пожаре.
- Стё па: Если пожар небольшой, огонь можно затушить водой, или накрыть плотным одеялом или ковром. А как бы в этой ситуации поступил Данил?
Данил: Нельзя тушить водой электроприборы.
Воспитатель: Ребята, почему?
Ответы детей.
Саша: Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, нужно быстро выбежать из комнаты или из квартиры.
Воспитатель: Почему? А чтобы Таня сделала в этой ситуации?
Ответы детей.
Оля: Нельзя прятаться в дальних углах под кроватями, за шкафами.
В этом случае опасен не только огонь, но и дым.
Воспитатель: Почему нельзя дышать дымом?
Ответы детей.
Назар: Если в квартире много дыма, нужно низко пригнуться и пробираться к двери прикрывая нос и рот мокрым платком или полотенцем.
Мария: Если загорелась одежда, надо кататься по полу, сбивая огонь
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам разгадать кроссворд и получить название экстремальной ситуации.
Кроссворд «101»
1. Маленькое приспособление из дерева и серы для разведения огня. (Спички)
2. Вещество способное потушить огонь (вода)
3. Спасатель, борющийся с огнём (пожарный)
4. Вещество, с помощью которого мы готовим пищу на плите (газ)
5. Чтобы не случилось пожара, каждый ребёнок должен знать и выполнять….(правило) пожарной безопасности.
СПИЧКИ
ВОДА
ПОЖАРНЫЙ
ГАЗ
ПРАВИЛО
Воспитатель: Какая экстремальная ситуация получилась у нас? (пожар)
А если у вас случился пожар, какие меры необходимо принять?
Дети: Нужно позвонить по номеру «101» и чётко назвать свой домашний адрес.
Ребё нок: Сам не справишься с пожаром
Этот труд не для детей.
Не теряй секунды даром
«101» звони скорей.
Тренинг «Вызови пожарных
Воспитатель: Ребята, я буду диспетчером службы «101» а вы будете передавать информацию о пожаре и правильно, чётко назвать свой домашний адрес, причину возгорания.
(диспетчер принимает заявки от каждого ребёнка)
Воспитатель: Молодцы ребята, я уверена, что вы справитесь с любой сложной ситуацией.
Пожарные быстро приедут к вам на помощь.
А как по вашему, каким должен быть пожарный? (сильный, смелый, ловкий, мужественный и т. д.
В следующий раз я расскажу вам о людях, которые выбрали профессию пожарного и о том, что помогает им в этой трудной работе.
Домашнее задание: Нарисовать те предметы, с которыми познакомились в музее огня. Придумать вместе с родителями загадку про пожарных.
Рефлексия «Горячий стул»
Дети поочерёдно садятся на стул и быстро рассказывают, что нового, интересного для себя узнали.