Елена Дюдяева
Познавательное занятие «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия в старшей группе
Тема: «Цветик – семицветик»
Автор : Дюдяева Е. В. МБДОУ ЦРР- детский сад №61, Азовского района, Ростовской области
Группа, возраст: общеразвивающей направленности, 5-6 лет, старший дошкольный возраст.
Тип занятия : интегрированное.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, двигательная активность, познавательное развитие.
Публикация «Познавательное занятие „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Цель: совершенствование навыков использования математических знаний в
совместной игровой деятельности в процессе решения практических
заданий.
Программные задачи:
Образовательные :
- систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений, через игровые задания;
- совершенствовать счетные навыки прямого и обратного счета в пределах 10;
- закреплять знания о геометрических фигурах, днях недели, планетах, об адресе.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление, сообразительность;
- способствовать развитию коммуникативных навыков;
- развивать умения в пространственной ориентировке, четко следовать инструкции, во время выполнения задания4
- развивать умения выполнять задания в группе сверстников. Активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к познанию;
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий; навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявление доброжелательного отношения друг к другу.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки В. Катаева «Цветик – Семицветик»
2. Рассматривание иллюстраций к сказке, просмотр мультфильма «Цветик – семи цветик».
Демонстрационный материал: «Цветик – семи цветик», «Геометрическое панно», Схема планет, магнитная доска, карточки «Обобщения», «Четвертый лишний»
Раздаточный материал:
- математические наборы, карточки с заданиями «Состав чисел», «Собери из частей целое», заготовки планет.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: «Дети, доброе утро птицы запели.
Добрые люди встали с постели,
солнце взошло и идёт по домам,
Прячется вся темнота по углам».
В: Поприветствуем друг друга -
Доброе утро – ладошки хлоп. Хлоп, хлоп.
Доброе утро – ножки топ, топ, топ.
Ой, и солнышко встало давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Мы пойдем сейчас налево (подскоки влево)
А потом пойдем направо, (подскоки в право)
В центре круга соберемся (сходимся в круг)
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдем.
2. Основная часть:
Воспитатель: Дети, а как называются люди, которые путешествуют.
(Путешественники). А вы бы хотели отправиться в путешествие, по разноцветной стране. Чтобы начать путешествие, нужно собрать тропинку и по ней пройти.
Вот такие части, тропинки, а как же она будет сложена.
- Дети, помогите, подскажите. (Надо цифры сложит по порядку, а как)
От 1 до 10. Возьмите себе по картинке и найдите её место.
- Дети строят числовой ряд.
Дети про какую цифру говорю- «Она тонкая, как спица») Один.
- Это цифра кочерга у неё одна нога. (7, у этой цифра, как дверной замочек, сверху крюк, внизу кружочек – 6, а вот это из значков состоит из двух крючков. - 3.
- Дети, а мы справились с заданием или нет.
Ярослав – посчитай, а Настя посчитай в обратном порядке.
- Вадим, назови число, которое больше 7 на 1.
- Милана, Назови число, которое меньше 7 на 1.
- Алена, какое число стоит между 3 и 5.
- Радо мир, назови соседей числа 3( 2 и 4).
- Слава, какое число стоит за числом 9 .
- Настя, какое число стоит перед числом 8.
- Молодцы. Классно. Тропинка готова, пора двигаться в путь.
Воспитатель: Ну, что взявшись за руки считаем и друг за другом мы шагаем.
1, 2,3,4,5,6,7, 8,9,10.
Вот волшебная страна. Там растет цветок, необыкновенной красоты у него все лепестки разные. А как он может называться?
- А в какой сказке мы узнали про тот цветок? Кто написал такую интересную сказку?
Валентин Катаев.
- А что может тот цветок? Исполнять желания. Чьи желания цветок исполнял в сказке?
(Девочки Жени)
- Но, все лепестки исполнили свои желания.
- Как же нам вернуть красоту цветика, может он исполнит еще чьи -нибудь желания.
Дети: (Надо найти сделать лепестки, найти лепестки).
Воспитатель:
1. Мы попробуем найти все лепестки, но открою, вам секрет, пока мы собирали тропинку, первый лепесток нас уже догнал. Вот – прикрепляем – лепесток - – что на нем написано – кто прочтет что на нем написано – дружба (оранжевый).
Классно. Только дружба нам поможет, найти оставшиеся лепестки.
- Ребята, а сколько все было у цветка? 7
- А все лепестки одного цвета? Нет. Каждый лепесток своего цвета.
- А скажите, пожалуйста, а чего еще бывает в мире 7 ?
- 7 дней в неделе, 7 цветов радуги,7 чудес света.
- Сегодня пятница, а вчера, какой был день недели.
А завтра, какой будет?
- А какой день недели считается первым, а как называется день недели,
который будет за понедельником?
-А как называется середина недели?
- Молодцы. А еще есть слово, которое дружит и похоже на 7, но значение уже другое.
- Что это за слово? Кто же угадает?
- Семья. Что для вас семья? Мама, Папа, я и братик. Или сестричка.
- А когда мы с вами здесь в группе мы тоже семья, мальчиков и девочек группы –какой? «Теремок»
- Молодцы!
2. Вот ещё лепесток (зеленый). Что на нем написано? Семья. Классно – молодцы.
Прикрепляем лепесток.
- Идём дальше.
А вот еще одна полянка, где мы попробуем поиграть со знаками
- У вас на листочках задания посчитать предметы и соединить с нужной цифрой.
- Анализ. Сколько предметов на первой картинке?
Сколько предметов на второй картинке? На третьей картинке?.
Найдите на тарелочке цифру 5,а какое число больше пяти на 1( 6)
- Покажите 6.
- А теперь, поставьте знак сравнения чисел. Кто расскажет, что имеем?
(5 меньше 6, или 6 больше пяти).
- Возьмите число, которое меньше числа 8 на 1. Это сколько?
- Это 7. А теперь возьмите число, которое больше 5 на 1. (6)
- Поставьте нужный знак сравнения. Что же мы имеем? (7 больше 6 на 1) И 6 меньше 7 на один.
- Молодцы. Справились и с этим заданием «Всезнаек»
- Вот и лепесток. (Радость - желтый) Прикрепили.
- 3) Воспитатель:
- А вот еще она полянка- здесь нам нужно на две команды – вот команда-
- Вам даны карточки, из частей нужно собрать целое и рассказать, что получилось.
Дети раздают на группы карточки, где рисунок и написано слова. (Собака, чемодан, клубника, самолет, пароход, машина, кубики, муравей, яблоко, солнышко, звездочка, корова).
- Анализ. Слов.
- Дети, какие у вас картинки. (Собака, клубника, самолет, муравей, телефон)
А какие картинки у вас? (Пароход, чемодан, корова, звездочка, солнышко)
- Ярослав, какой первый звук в слове муравей – м - а стишок – про букву эм).
«Взявшись за руки мы встали, и на эм похожи стали).
- Алена, какой последний звук в слове телефон – н – а кто знает стишок про букву эн- «на букве эн. я как на лесенке сижу и распеваю песенки».) спасибо.
- Дети, про какую букву это стихотворение?
- Послушайте - Мышка села в уголок. Съела бублика кусок. - Про букву эс. Назовите слова которые начинаются со звука С - самолет, собака, солнышко.
- Класс. Молодцы!
- Дети, а какой последний звук в слове кубики – и, а кто знает про букву - и – стихотворение- 3 иголки буква и – пальчик ты не уколи.
- Дети, а муравей – это кто? Насекомое. Каких насекомых еще знаете? (пчела, оса, бабочка, стрекоза)
- А яблоко – это что?
- А клубника? Какие знаете ягоды? (ежевика, малина, смородина)
- Воспитатель показывает группы слов – дети называют. (Овощи, Фрукты. Одежда, ягоды. Мебель. Транспорт.)
- Молодцы. Но вот какая то картинка пристроилась, она считается лишняя?
- Анализ картинок 4 –й лишний.
- Молодцы. Похлопайте себе.
Вот и лепесток (Розовый – удача)
Физ. Пауза.
«Ребята – пришла весна, (дети выполняют движения и рассказывают слова).
«Улыбаются все люди, в - Дети поднимают руки, над головой.
Весна, весна, весна, - Ритмично хлопают
Она везде, она повсюду,
Красна, красна, красна. - Повороты туловища- хлопки.
По лугу, по лесу и поляне - Шагаем вместе.
Идет, идет, идет!
На солнышке скорей согрета - Машем к себе руками
Зовет, зовет, зовет!
И в ручейке лесном задорном - Щелкаем пальцами.
Звенит, звенит. !
По камушкам в реке широкой, - Потираем ладошки.
Журчит, журчит, журчит.
Разносит запахи повсюду - Делаем из пальцев бутон- сжимаем и разжимаем
Цветов, цветов, цветов! Ладошки.
И все живое сразу слышит, - Хлопки.
Весенний звон, звон, звон.
5. Воспитатель:
Отправляемся дальше в путь, еще сложнее задание.
- На столе у вас листочки лежат. У доски на листочке ребенок выполняет задание.
- Что у нас в тарелочках лежит.? Фигуры.
- Они одинаковые. Покажите фигуру, 3 угла, 3 стороны которой.
Как эта фигура называется? Покажите фигуру у которой 4 угла, 4 стороны? А как она называется? (Квадрат, прямоугольник)
- Если у квадрата и прямоугольника 4угла и стороны, они наверно похожи. ?
- нет.
А чем оно отличаются.? (У прямоугольника 2 стороны короткие и две длинные. А у квадрата- все стороны одинаковые)
- А какие вы знаете фигуры у которых 4 угла и 4 стороны? Ромб и трапеция.
- Спасибо. Ну, теперь задание. –
- Положите в левом верхнем углу треугольник.
- В нижнем правом углу – квадрат.
- В Нижнем правом – прямоугольник.
- в центре посередине – круг.
- Какое место осталось свободным – верхний правый угол - а какая фигура осталась – многоугольник- т. е шестиугольник – у него 6 углов и сторон.
- Молодцы, класс.
- Ну – ка сравним Ярослав. Как мы выложили фигурки.
- Классно. Ну, а теперь задание на внимательность.
Я показываю картинку, где стоят фигурки вы запоминаете и выставляете на листочке, а потом сверяем с образцом.
Воспитатель показывает 5с., закрывает, дети самостоятельно выставляют. Анализ выполненного задания.
Дети, мы сейчас побудем с вами немного волшебниками, из фигур что-то изобразим.
- Ответы детей. (А если мы треугольник соединим с прямоугольником, что мы можем получить)
- Ракету. Кончено. Ребята, а сегодня 12 апреля. Что произошло в этот дети в России много лет назад? (Совершен полет вокруг Земли в космос на корабле «Восток»)
- А как называется люди, которые побывали в космосе?. Космонавты.
-А как зовут того дядю космонавта, который 12 апреля 1961г облетел вокруг Земли?
– Юрий Алексеевич Гагарин.)
- Хорошо, все старались. А вот и лепесточек еще один.
«Чудеса – красного цвета»
- Прикрепляем – лепесток.
- Классно, молодцы и с этим заданием справились.
Воспитатель:
6 .- Дети, а что можно увидеть в космосе – звезды, планеты, солнце, ведь не каждый человек может попасть в космос. А помощью чего можно наблюдать за звездным небом, а как называются люди, которые изучают планеты и все явления в космосе?
- Они называются астронавты. Ну, раз мы с вами немного волшебники. И мы попробуем найти планеты и установить их на космическое панно.
- Дети выберите себе любую планету, кто знает, какую планету он нашел.
- А вот у меня Солнце – это самая большая звезда, как вы думаете, куда на макете его установим. Да в самом центре солнечной системы.
(В центр).
- А теперь парад планет вокруг солнца. Почему, вокруг солнца? (Потому что планеты вращаются вокруг солнца).
- А что бы нам было легче обратимся к этой схеме.
- Дети с помощью схемы расставляют планеты.
- Солнце- Меркурий – Венера – Земля – Марс –Юпитер – Сатурн – Уран – Нептун.
Ну, а теперь расскажем, что получилось.
«Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять –Юпитер,
Шесть – Сатурн,
А еще Уран, Нептун,
Наше Солнце – Чемпион». Класс. Молодцы.
- Ребята, а что мы интересного знаем о планетах.
- Какая планета самая маленькая? (Меркурий)
- За Венерой очень трудно наблюдать, Почему? (она окружена облаками).
- Какую планету называют красной? Марс – называют красной планетой, т. к. она покрыта вулканами, пустынями. На Марсе самые высокие горы.,
- Юпитер – то планета гигант, она в 300 раз больше Земли, Юпитер очень быстро вращается вокруг Солнца,
- Сколько планет? 8. Дети была еще 9 я планета, которую называют Плутон, но она так мала, что её стало почти не заметно.
- А как называется планета, на которой мы живем? Почему?
- Потому что только на Земле есть жизнь.
Вот и получился у нас парад планет. А вот и космический лепесток –жизни синего цвета. Прикрепляем на панно.
- Смотрите сколько мы уже нашли лепестков, а сколько еще осталось (один).
- А теперь мы побудем, астрономами и понаблюдаем, как выглядит наша планета в космосе. Закрыли глазки. (Воспитатель включает глобус планеты, и светильник вращающие звезды)
Дети с воспитателем рассматривают глобус и красоту звездного неба.
7. Воспитатель:
И вот осталось вернуть последний лепесток.
- Он поможет вернуться нам домой.
- Кто помнит свой адрес? (п. Красный сад, улица) Ну, это хорошо.
- А кто помнит адрес детского сада? (п. Красный сад, улица Заводская, дом 2)
- Молодцы. Вот и последний лепесток прикрепляем. Голубой – добро.
- Ну, что ребята, все мы лепестки вернули семицветику? Значит пора домой.
- И в путь дорогу домой. Взявшись за руки по дорожке цифр, возвращаемся в детский сад нашу группу. (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1)
- Прибыли. Молодцы. Вот и закончилось наше разноцветное путешествие.
Дети, мы помогли цветику засиять снова разноцветными красками. Нашли все лепестки.
- Мы кто с вами? Молодцы.
А что нам в этом помогло? (Дружба, смекалка, старание, знания).
- Спасибо вам ребята, вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, старались помогать друг другу и поэтому хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались во время путешествия.