Людмила Сергеева
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Строение человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Строение человека».
Программные задачи:
Формировать понятие: часть тела человека. Обобщить имеющиеся у детей знания о функциях частей тела. Сформировать представления о том, что каждая часть тела имеет большое значение. Уточнить с помощью опытов для чего нужны они. Тренировать способность изобретать знания путем наблюдения и экспериментирования. Формировать умения проводить эксперименты, объектом которых является человек. Воспитывать у детей бережное отношение к своему телу, оберегать себя и не причинять вред другим детям.
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности „Строение человека“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
- Ребята, какое сегодня у вас настроение?
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг дружке.
- Доброе утро! Мы скажем друг другу,
Посмотрим с улыбкой в глаза.
От этих улыбок глаза засияют
И добрыми станут сердца.
- Вот такими радостными ребятами мы сегодня будем заниматься.
Стук в дверь. Сегодня к нам в гости пришел Незнайка.
- Здравствуйте, дети!
- Здравствуйте!
- Я, ребята, пришел к вам в гости, чтобы разгадать такую загадку: «Почему мы игрушки (куклы) не можем быть людьми? Ведь мы так похожи? И ведь, у нас, у кукол все, как и у вас есть, я вам сейчас это докажу.
Игра «Покажи, не ошибись».
Я буду называть части тела, а вы показывать и говорить: по скольку их у вас и наоборот.
- Вот видите – все как и у вас.
Ответы детей. А вы куклы что- то умеете делать сами без помощи человека. (Куклы не живые, не могут).
- Ребята, мы с Незнайкой что показывали и называли?
- Части тела. Вот об этом мы сегодня и будем говорить.
- А сейчас, ребята, мы с вами отправимся в научную лабораторию, чтобы провести некоторые эксперименты.
- Что располагается у вас выше всего? Голова. А на ней есть …. (кладу руку на голову, перебираю волосы) - волосы. Познакомимся с их свойствами.
Потрогайте свои волосы. Какие они? (Мягкие.) Подавите их, помните. Подёргайте их.
Те, кто сидят слева, закройте глаза, а сидящие справа осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали?
А теперь, кто хочет, выдерните 1 волосинку. Что почувствовали? (Боль.)
– Кто скажет, зачем нам нужны волосы?
(Защищают голову, согревают её в холод, защищают от жаркого
Солнца.
- Сейчас поговорим о том, что находится ниже лба?
Отгадайте загадку:
«Брат с братом через дорогу живут,
А друг друга не видят? (глаза).
Сейчас узнаем для чего они нужны.
Все сядьте ровно, спины выпрямите, закройте глаза и не открывайте пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте (беру карандаш, книгу,). Молчание. Откройте глаза. Вот что я сейчас делала. (Повторяю действия).
-Для чего нужны глаза?
- Чтобы видеть, что нас окружает и происходит вокруг.
Да, благодаря глазам мы видим предметы. Глаза для того, чтобы видеть, смотреть, различать предметы, они помогают передвигаться в нужном направлении.
А как вы думаете, еще что – нибудь нужно, чтобы нам видеть?
Свет.
Конечно, нам нужен свет.
А когда вы хорошо видите: в темноте или когда светло?
Когда светло – глаза хорошо видят.
Какой формы наш глаз?
Внутри глаза находится маленький кружочек, что это?
Посмотрите друг другу в глаза и свои глаза рассмотрите в зеркальце, у всех есть черная точка.
Это что такое? Зрачок.
А большой круг вокруг зрачка, что это?
Это радужка. Радужка бывает разного цвета.
Посмотрите у кого какие глаза?
Голубые, коричневые, зеленые, …
У глаз есть помощники и защитники - это веки. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Что значит моргать? (Закрывать открывать глаза.) Что в этом участвует? (Веки.)
Что еще есть у глаз?
Ресницы, брови. Потрогайте их.
- Как вы думаете, для чего нужны брови, веки, ресницы?
Они защищают глаза, чтобы не попала грязь, пыль, мусор.
- Брови и ресницы нужны нам для красоты и удобства. Наши глаза все видят, все воспринимают и переживают.
Когда чаще всего отдыхают наши глаза?
Во время сна, во время гимнастики.
Веселая гимнастика для глаз:
Упражнения для глаз
Будем делать мы сейчас.
Смотрим вверх и смотрим вниз,
Смотрим вдаль и смотрим вблизь.
И десяток раз моргнем.
И зажмуримся потом.
Если глазки устают,
Упражнения спасут. Л. Зильберг
Игра «чудесный мешочек».
Что нужно делать, чтобы наши глаза были здоровыми?
Беречь глаза от колющих и режущих предметов, делать гимнастику для глаз, есть продукты, содержащие витамины, нельзя тереть глаза грязными руками, нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, гулять на свежем воздухе.
Недаром говорят: «Глаза – зеркало души».
В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека, добрый он или злой, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им.
Что же располагается ниже?
Отгадайте загадку:
В этих норах воздух бродит
То заходит, то выходит. (Нос)
Давайте посмотрим, зачем нам нужен нос: Одной рукой зажмите нос, а губы другой, и попробуйте вдохнуть. (Дети выполняют.) Не получается? Так для чего нам нужен нос? (Чтобы дышать.) Молодцы! Но у него есть ещё одна обязанность. Давайте узнаем, какая.
Игра:«Отгадай по запаху»
Девочки, возьмите пакетик с ватой, выньте её и поднесите к носу мальчиков. Мальчики, что вы почувствовали? (Запах чеснока.) А теперь, мальчики, также достаньте ватки из пакетиков и поднесите к носу девочек. Девочки, что почувствовали вы? (Запах апельсина.)
А еще он нужен, чтобы красиво говорить.
Зажмите нос пальцами и произнесите: «Я иду гулять».
Что получилось?
Так зачем нам нужен нос? (Чтобы дышать и чувствовать запахи, нос защищает наш организм от пыли и микробов.)
Дыхательная гимнастика:
1. Глубоко вдыхаем и длительно выдыхаем через нос. Рот закрыт.
2. Вдох через нос, выдох через рот.
Ребята, что находится ниже носа?
Загадка:
Что за обедом всего нужнее? Рот.
(Рот.) Давайте посмотрим, зачем нам нужен рот. Перед вами на блюдце лежит кусочек хлеба - съешьте его. (Дети выполняют.) Запейте водой из кружки. Теперь сожмите губы пальцами и скажите: «Мама, я иду гулять». (Дети выполняют.) Не получается? Проведем ещё один опыт. Поставьте перед собой стакан с водой, обмакните ложку и прикоснитесь к ней языком. Что вы почувствовали? (Кислый и сладкий вкус воды.) Так зачем же нам всё -таки нужен рот, ребята? (Чтобы говорить, есть и чувствовать вкус.) Молодцы!
Что же располагается на голове, о чём мы ещё не говорили?
Загадка:
Оля слушает в лесу,
как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле….ушки.
(Уши.)
Давайте проверим, зачем нам нужны уши. Сядьте ровно, выпрямите спины и будьте очень внимательны. (За ширмой я переливаю воду из полного стакана в пустой; шуршу бумагой, переливаю воду в стакане.) Что я делала? (Переливала воду, шуршала бумагой.) А как вы узнали то, что я делала? (Услышали.) Так для чего нам нужны уши? (Чтобы слышать.)
Незнайка подтягивается и говорит: «Что - то я устал».
Ребята, давайте немножко отдохнём.
Физминутка.
У меня есть голова,
Направо – налево, раз и два.
Она сидит на крепкой шее, повертели – повертели.
Затем туловище идет, наклон назад, наклон вперед. Поворот, поворот.
Умелые руки есть у всех, вверх – вниз, вниз – вверх.
Ноги нам нужны, чтоб бегать, прыгать, приседать, стоять.
Вот какое мое тело!
С ним все сделаешь на 5!
Мы немного отдохнули и теперь продолжаем делать опыты.
- Ребята, что соединяет голову и туловище? (Шея.) Давайте проверим, нужна ли нам шея. Сядьте прямо, посмотрите вперёд и запомните, что вы видите. А теперь поверните голову в любую сторону. Вы видите столько же или больше? (Больше.)
Давайте сделаем небольшой массаж «Не – болей- ка».
Чтобы горло не болело мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать – носик надо растирать.
Лоб мы тоже разотрем – ладошку держим козырьком.
Вилку пальчиками сделай – помассируй уши смело.
Знаем, знаем – да, да, да – нам простуда не страшна.
Так для чего нам нужна шея? (Чтобы поворачивать голову.)
Теперь мы узнаем, для чего нам нужны руки и ноги.
Тимофей, подойди ко мне, пожалуйста. Убери руки за спину и возьми
книгу о моего стола. Не получается? (Не получается.) Так зачем нам руки?
(Чтобы брать предметы, рисовать, играть и т. д.) Садись, Тимофей, на своё
место.
Отгадайте загадку:
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники,
Живут не за стеной
Целый десяток верных ребяток.
Это руки и пальчики на ладошках.
Положите обе руки на стол. Посмотрите на них внимательно и скажите: сколько рук у человека?
Чем похожи наши руки между собой? Имеют по 5 пальцев.
Чем отличаются обе руки друг от друга? 1 правая, а 2 – левая.
Поднимите правую, левую руку.
Возьмите в правую руку карандаш и нарисуйте солнышко. Нарисовали.
А теперь такое же солнышко нарисуйте левой рукой.
Какой рукой удобнее рисовать? Почему?
Та, рука, которой удобнее хорошо выполнять задание называется ведущей.
Игра с мячом.
А еще у каждого человека свой рисунок на пальцах. Он не повторяется у разных людей. Давайте сделаем краской свои отпечатки и рассмотрим их.
Видите рисунки – отпечатки разные. По ним можно узнать человека, как по фотографии.
Пальчиковая гимнастика.
«В гости к пальчику большому
Прибегали прямо к дому
указательный и средний,
безымянный и последний:
сам мизинчик – малышок
постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья
Друг без друга нам нельзя».
Скажите еще раз для чего нам нужны руки?
А теперь, ребята, попробуйте встать и походить без помощи ног. Не
получается? (Не получается.) Так зачем же нужны ноги? (Чтобы ходить,
бегать, прыгать.)
Все люди непохожи друг на друга, но у всех людей одинаковое строение организма.
Игра «Отгадайте, что это?»
Дышит, нюхает…. Нос.
Дышит, ест, говорит - … рот.
Работают, шьют, пишут, рисуют – руки.
Слушают, слышат – уши.
Видят, смотрят… глаза.
Игра «Чего у человека по 2?»
Упражнение на коррекцию мелкой моторики.
А сейчас, ребята, давайте обведем свои ладошки и раскрасим их любыми цветами в знак нашей с ними дружбы.
А теперь ответьте мне, ребята, на вопрос: «Нашли ли мы с вами хоть одну
часть тела, которая была бы не нужна человеку? (Нет.)
- Незнайка, теперь ты знаешь, о частях тела человека и о том, для чего они нужны.
- Мне было очень интересно в вашей лаборатории, я много узнал о частях тела человека. А теперь мне пора идти. До свидания. (Уходит.)
- Ребята, что мы сегодня с вами делали на занятии? (Говорили о частях тела человека, проводили опыты.) Сегодня мы все хорошо поработали.
А теперь мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся и друг другу на прощанье мы подарим пожелание: «Будьте все здоровы!»
Молодцы!