Надежда Кайкина
Конспект открытого занятия (НОД) по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздушный океан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха; формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию; познакомить с природным явлением «ветер», влияние на жизнь человека; развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Предварительная работа: игра «Мыльные пузыри»; загадки о воздухе, ветре; чтение фрагментов из сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане»; изготовление вертушек, игры с ними.
Публикация «Конспект открытого занятия (НОД) по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Воздушный океан“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал и оборудование: слайды с изображением легких человека; картины с изображением ветра, бури, ветряной мельницы, парусника, разрушенного дома; воздушные шарики, кубик, камешек, весы, стаканы, тазик с горячей водой, бутылка с холодной водой, парашютик.
Ход занятия
Восп. : Ребята, чем мы дышим? (Воздухом) Давайте вдохнем воздух. Куда попал? (В нос) правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в легкие.
Воспитатель показывает силуэт человека, его органы дыхания.
Дети дышат носом – вдох, выдох.
Восп. : Ребята, работу наших легких можно показать на примере воздушных шариков. Возьмите шарики и надуйте их, а теперь сдуйте. Когда вы надуваете шарики, так надуваются наши легкие, когда мы вдыхаем воздух. Шарик сдувается, мы выдыхаем воздух из легких.
- Вот так работают наши легкие. Они трудятся постоянно, и мы должны о них заботиться: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.
- Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? (ответы) наши легкие висели бы, как эти сдутые шарики. Мы не смогли бы жить.
Давайте проведем эксперимент. Пальчиками зажмем нос, а ладошкой закроем рот одновременно. (Нам нечем дышать)
Восп. : Без воздуха нет жизни. Воздух окружает нашу планету Земля. Воздухом дышат все: люди, животные и растения.
Ребята, а как вы думаете, откуда берется чистый воздух? (Чистый воздух нам дают растения, деревья)
Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения.
Восп. : Ребята вот мы говорим о важности воздуха на Земле. а что еще о нем вы знаете? Какими свойствами он обладает? (Воздух невидим, не имеет запаха, формы. Воздух имеет вес. Его нельзя услышать.)
- Хорошо. Много вы назвали свойств воздуха. А теперь я предлагаю вам все свойства воздуха доказать с помощью опытов.
И начнем мы с того, что попробуем увидеть воздух.
Опыт 1: воспитатель берет стакан с водой и камешек. Камешек опускает в воду, вокруг камушка появляются пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха.
- Ребята, в морозную погоду, гуляя на улице, мы выдыхаем теплый воздух ртом, мы видим пар – это теплый воздух в окружении холодного.
Итак, мы доказали, что воздух можно видеть.
Восп. : Следующим опытом мы докажем, что воздух ощущаем и его можно услышать.
Опыт 2: чтобы услышать воздух, воспитатель предлагает детям надуть воздушные шарики и медленно спустить воздух из него.
А если подставить руку под струю выходящего воздуха, можно его почувствовать.
Итак, мы услышали и почувствовали воздух.
Опыт 3: возьмем маленький парашют и опустим его с высоты. Мы увидим, что, когда парашют опускается, воздух под ним надувает купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно.
И здесь мы смогли почувствовать и увидеть воздух.
Опыт 4: воздух нам необходим, чтобы дышать, значит, мы выдыхаем и вдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух, - в стакане появились пузырьки воздуха. Мы доказали, что вдыхаем и выдыхаем воздух.
Восп. : А сейчас давайте немножко подышим.
Дыхательная гимнастика
Представьте, что у вас в руке красивый цветок. Давайте его понюхаем. Вдохнем аромат через нос. Выдыхая, скажем: «Ах, какой чудесный запах!» (Повторить несколько раз.)
Восп. : Хорошо. Продолжим наши опыты. И следующим опытом мы должны доказать, что воздух невидим и не имеет собственного запаха.
Опыт 5: когда мы с вами дышали, то никакого запаха не чувствовали. Сейчас я возьму ароматизированную салфетку и немного промашу ею. Воздух обретет запах данной салфетки. А если я возьму апельсин и буду его чистить, то мы почувствуем как распространяется запах апельсина. (Можно взять духи и т. п.) Все это доказывает то, что воздух своего запаха не имеет. Он обретает запах, берет чужой и распространяет его по помещению.
Восп. : С помощью другого опыта, мы с вами узнаем, имеет ли воздух вес.
Опыт 6: положим на весы надутый шарик и не надутый. Чашка с надутым шариком перевесила. А это значит, что воздух имеет вес.
Восп. : И последним нашим опытом мы докажем еще одно свойство воздуха.
Опыт 7: возьмем из холодильника охлажденную пластмассовую бутылку с водой и поставим ее в таз с горячей водой. На горлышко бутылки наденем надувной шарик. Постепенно шарик станет надуваться (воздух при нагревании расширяется). Если потом мы поставим бутылку вместе с шариком обратно в холодильник, то шарик начнет спускаться (воздух при охлаждении сжимается).
Восп. : Итак, подведем итоги. Ребята, что мы доказали с помощью опытов? Какие свойства имеет воздух? (Воздух можно увидеть. Его можно услышать и почувствовать. Он не имеет собственного запаха. Доказали, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух и без него нет жизни. Воздух имеет вес. Он при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.)
- Правильно. Но у воздуха есть еще одно необычное свойство. Воздух может превращаться., а вот во что, узнаете из загадок.
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Неизвестно где живет.
Налетит – деревья гнет,
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь. (Ветер)
Восп. : Молодцы! Воздух при движении превращается в ветер.
Скажите, ребята, что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, развевать флаги, поднимать пыль, завывать и т. д.)
- Как можно увидеть, куда дует ветер?
- Ветер нам приносит вред или пользу?
Воспитатель предлагает обратить внимание детей на картинки: парусник с надутыми парусами, ветреная мельница, сломанное дерево, разрушенный дом после урагана и т. д. Дети рассказывают по картинам, говорят о значении силы ветра. Предложить им самим придумать ситуации, когда ветер друг, а когда – враг.
- Как человек использует ветер? (пылесос, веер, надувной круг)
- Как ветер помогает растениям? (он распространяет семена)
- А как ветер вредит? (ломает деревья, во время пожара сильный ветер распространяет огонь дальше, раздувает его)
- Что стало, если бы не стало воздуха и ветра?
Итог занятия.
Восп. : Ребята, чем мы занимались на нашем занятии? О чем говорили? Как мы доказали свойства воздуха?
Вам понравилось занятие? Что именно?