Татьяна Поклонская
Познавательное развитие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из условий определения готовности детей 6-7 лет к школе является уровень развития познавательной сферы, то есть любознательности и самостоятельности в изучении мира, постижении нового. При этом базовым принципом усовершенствования механизмов познания является подход, содержащий деятельность. Соединить познавательное развитие с разными видами активности, практикуемыми в дошкольном учреждении, помогают специальные занятия с ребятами.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1) развитии интеллектуальных способностей (в подготовительной группе эта работа направлена на формирование у дошкольников навыков, необходимых для обучения в школе – счёт, чтение, письмо, также использования познавательных действий для поиска нужной информации);
2) расширении кругозора (не только представлений о людях, их профессиях, но и истории, географии);
3) стимуляции творчества у детей (малыши учатся искать способы реализации художественной задумки, например, создавая рисунки на свободную тему);
4) воспитании общей личностной культуры, а также продолжении работы над развитием культурно-гигиенических навыков (поведение за столом, в общественных местах).
Цели познавательного развития в подготовительной группе реализуются систематическим последовательным решением задач по каждому из направлений развития сферы познания ребёнка.
Исходя из задач развития области познания у детей 6–7 лет, можно сделать вывод о том, что этой сферой затрагиваются все виды деятельности, практикуемые в детском саду:
1) познавательная активность (ФЭМП, развитие интеллекта и пр.);
2) коммуникативная (имеющиеся речевые навыки детей позволяют получать знания не только из монологических высказываний воспитателя, но и в ходе диалога друг с другом, опираясь на собственный опыт);
3) игровая (все этапы развития познавательной сферы проходят в форме игры, в которой дети подготовительной группы выступают не только участниками, но и организаторами, например, в сюжетно-ролевой игре «Детское кафе» ребята учатся основным правилам поведения в заведении – спокойно сидеть, сделать заказ, поблагодарить и пр. ;
3) исследовательская (этот вид деятельности реализуется через наблюдения);
4) коммуникативная (как и игровая, коммуникативная активность сопровождает любой вид работы с детьми, в процессе которого дети учатся налаживать контакт со сверстниками и взрослым, чему способствуют речевые приёмы взаимодействия);
5) трудовая (в основу реализации познавательного развития в этом виде деятельности заложено привлечение детей к помощи в уборке прогулочной площадки, поливе и уходе за цветами и растениями, наблюдению за трудом взрослых);
6) продуктивная или практическая (создание рисунков, аппликаций, поделок формирует у детей субъективный взгляд на тот или иной предмет, а также воспитывает умение выражать собственное мнение);
7) художественно- эстетическая, включающая пение, игры под музыку, хореографию, подготовку к выступлениям (в процессе этой деятельности малыши выявляют свои способности, таланты, расширяют кругозор, пр.)
Задачи развития сферы познания реализуются не только в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД, то есть на занятиях разных видов (комплексных, интегрированных и др.) по всем направлениям, но и в ходе организации различных мероприятий:
1) досуговых (к примеру, дети могут быть вовлечены в сбор материалов по теме занятия, посвящённого Дню Победы);
2) режимных моментов (так, прогулка является самой удобной формой наблюдений за природными явлениями и людьми).
Все дети обладают индивидуальностью, а значит, и процесс развития познавательной сферы разный. При этом существует определённый требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и образовательной программой, по которой работает детский сад, перечень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать каждый ребёнок.
С целью выполнения этой задачи педагогом осуществляется индивидуальный подход, то есть, другими словами, поиск подходящего «пароля» для активизации процессов познания каждого ребенка.
Основная причина того, что, например, один ребёнок в 6–7 лет может складывать и вычитать в пределах 10, а другой не может по условию задания определить, какое арифметическое действие нужно выполнить, заключается в том, что в силу разницы темперамента одни ориентируются в материале быстрее, а другие медленнее.
При этом совершенно не факт, что тот, кто долго раздумывает, надо сложить или вычесть, не решит задачу. Просто у него на это уйдёт больше времени. Поэтому педагогу следует варьировать и дозировать. Варьировать задания (давать задачи разной сложности – на одно и два действия, если брать в качестве примера занятия по ФЭМП) и дозировать (шустрым холерикам можно дать и несколько задач, а вот флегматикам лучше одну и обеспечить спокойную обстановку для её решения, то есть, возможно, посадить отдельно от остальных детей).
У будущего школьника должны быть сформированы определенные знания, умения и навыки.
Ему надо быть довольно самостоятельным и организованным, уметь справляться с трудностями, следовать правилам, выполнять дело до конца.
Также ребенку нужен определенный уровень мышления, внимания и памяти. Он должен уметь общаться с детьми и взрослыми, следовать правилам и общественным нормам. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности.
Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное начало для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т. е. мыслить и самостоятельно развиваться.
Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а дети через эмоциональное отношение к объекту.
Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного о выполнения различных видов деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.