Марина Иванушкина
Познавательное развитие «Удивительные свойства резины» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительные свойства резины»
Цель: формирование у детей представлений о резине.
Задачи:
Обучающие :
Публикация «Познавательное развитие „Удивительные свойства резины“ в средней группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Резина. Свойства резины
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, о резине и ее свойствах (растягивается, водонепроницаемая, эластичная, прочная, окрашивается, находить резиновые предметы в ближайшем окружении.
- Формировать умение выделять признаки предмета;
- Делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Развивающие :
– Развивать в детях интерес к поисково-познавательной деятельности;
- Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность;
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между материалом и предметом;
- Активизировать речь детей, обогащать словарный запас словами
(материал, упругая, прочная, водонепроницаемая, каучук, гевея).
Воспитательные :
- Воспитывать умение выслушать товарища;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения;
- Воспитывать уважение к труду взрослых.
Безопасность: аккуратное обращение со стеклянной посудой, шариками, при надувании или игре шарик может лопнуть.
Интеграция образовательных областей :
- Речевое развитие;
- познавательное ;
- социально-коммуникативное;
- музыкальное.
Оборудование : изделия из резины : шарик, резиновые перчатки, резинка для волос, лейка с водой, чашка, ватман, карточки-рисунки с изображением различного состояния резины.
Демонстрационный материал: мяч, шарик, резинка для волос, карточки.
Раздаточный материал: резиновые перчатки, резиновые полоски, чаши.
Предшествующая работа воспитателя: знакомство детей с картой, материками, с терминологией (материал, свойство).
Методы :
1. Познавательно-исследовательская :
2. Наглядный.
3. Практический.
4. Инновационный.
Приемы:
- Социально-коммуникативное;
- Аудиовизуальный;
-Игровой.
- Вербальный;
- Невербальный.
Ход НОД
Организационный момент.
Игра - приветствие (для создания психологического настроя на занятие); дидактическая игра «Волшебный мешочек» (закрепление знаний о материалах).
Виды деятельности: игровая, речевая, приглашение к деятельности.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
- Ребята, посмотрите сколько предметов нас окружают в группе и все они сделаны из разных материалов.
-Давайте вспомним какие бывают материалы, а для этого мы поиграем в игру «Волшебный мешочек». Надо из мешочка достать предмет, сказать из чего он сделан.
- Ребята, скажите, а предметы сделанные из дерева, какие они (Деревянные)
- Из пластмассы? (Пластмассовые)
- Из стекла? (Стеклянные)
Введение в тему.
загадки, рассказ, физминутка.
- У меня в руках поднос, на нем лежат предметы, которые сделанные из одного материала. А для того чтобы узнать из какого, вы должны разгадать загадки!
Он – на нитке-поводке.
Нитка держится в руке.
Легкий, праздничный, смешной
И в придачу надувной. (Воздушный шарик)
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать.
(Мяч)
- Молодцы, загадки вы отгадали, а теперь скажите из какого материала сделаны шарик и мячик? (Из резины)
- А вы знаете из чего делают резину? (нет)
Резина – это всем знакомый, широко распространенный материал. Резину раньше получали из сока дерева Гевея, этот сок называется каучук. Растет это дерево в Южной Америке. Из резины изготовляют шины для автомобилей, велосипедов, воздушные шары, шланги для воды, резинки в вашей одежде, ластики и многое другое.
Изменяя технологию и применяя различные добавки, можно получить резину с различными свойствами.
Физминутка:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку
Надуваем быстро шарик (сели).
Он становится большой. (встали, руки подняли через стороны вверх).
Вдруг шарик сдулся, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой. (сели)
Надувайся шарик больше (маршируем).
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты снами дальше, (прыжки).
Ты попрыгай, полетай (кружимся).
Основная часть. Опыты, эксперименты.
Познавательно-исследовательская : (наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов наблюдений, опытов, трудовые поручения).
- Ребята, а как вы думаете, какими свойствами обладает резина? (ответы детей)
- Для того чтобы узнать какие свойства имеет резина, мы свами проведем опыты. Для этого давайте пройдем за столы.
- При проведении опытов и экспериментов необходима аккуратность.
Предлагаю детям надуть шарики.
- Что произошло с вашими шариками?
(Они надулись)
- Как вы думаете, что внутри шарика? (воздух).
- А если внутри шарика воздух, как можно назвать шарик? (Воздушный).
Проведем опыт: опустим в воду различные резиновые предметы. Что сними произошло? (Одни утонули, другие нет).
- Как вы думаете, почему? (Не тонут те предметы, внутри которых воздух).
-Да, резина удерживает воздух, она не пропускает, вот почему наши шарики не сдуваются.
- А сейчас, я попрошу Лизу мне помочь. Мы сейчас возьмем лейку и нальем в шарик воду.
(Наливаем в шарик воду).
- Что произошло с шариком? (Шарик надулся, растянулся)
- Первое свойство – резина растягивается.
Давайте посмотрим на карточки и найдем нужную карточку и прикрепим на нашу таблицу.
(Дети находят карточку с изображением второго опыта, помещаем на ватман и проговариваем первое свойство – резина растягивается.)
2 - Для следующего опыта нам понадобиться тарелочки с водой и резиновые перчатки. А где можно взять перчатки? (в уголке экспериментирования). Дежурные раздайте перчатки для эксперимента. (дежурные берут в уголке экспериментирования перчатки и раздают детям).
- Предлагаю детям надеть перчатку и опустить руку в воду. Снимите перчатки. Какими остались ваши руки? (сухими).
- Почему? (не пропускает воду).
Значит второе свойство – это водонепроницаемость.
(Дети находят карточку с изображением третьего опыта, помещаем на ватман и проговариваем третье свойство – это водонепроницаемость.)
3 - Дети, посмотрите, что у меня в руках? (резинка для волос!)
(Одеваю резинку на голову ребенку). Посмотрите как резинка легко растягивается, перекручивается, какая она эластичная. Значит какое третье свойство? (Эластичность)
Дети находят карточку с изображением третьего опыта, помещаем на ватман и проговариваем третье свойство – эластичность!
Молодцы! Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат резиновые полоски, попробуйте растянуть их. Что мы можем наблюдать? (она не рвется)
- Как вы думаете, почему? (Она прочная)
Вот еще узнали об одном свойстве резины – она прочная.
Дети находят карточку с изображением третьего опыта, помещаем на ватман и проговариваем четвертое свойство – прочная.
- Посмотрите на резиновые изделия одного ли они цвета? (Нет)
- Следующее свойство резины – резина окрашивается.
(Дети находят карточку с изображением третьего опыта, помещаем на ватман и проговариваем пятое свойство – окрашивается.)
- А хотите, я открою вам секрет? У резины есть враги! Это – острые предметы. Вы догадались? Назовите их. (Дети дают варианты ответов)
Сама протыкаю шарик иголкой, шарик лопается!
- И последнее свойство резины – это резина рвется.
(Дети находят карточку с изображением опыта, помещаем на ватман и проговариваем шестое свойство – рвется.)
Заключительная часть
Методы и приемы: Коммуникативная (игры с правилами).
- Дети, есть ли у нас в группе предметы сделанные из резины? (Да)
- А давайте их найдем!
Дети находят и приносят, показывают и называют предметы.
- Давайте, дети поиграем!
Игра с мячом
«Назови резиновый предмет».
(Бросаю мяч ребенку, он называет предмет сделанный из резины).
- Ребята, давайте все посмотрим на результаты наших опытов и еще раз назовем все свойства резины.
( Дети используя мнемотаблицу называют : растягивается, эластичная, водонепроницаемая, прочная, окрашивается, рвется)
- Молодцы, ребята, вы сегодня были хорошими исследователями. Я вам даю шарики, которые можете сами надуть и поиграть ими! Играйте с ними аккуратно, чтобы они не лопнули (включаю музыку, дети играют с воздушными шариками).